В результате таяния морского льда, Северный Ледовитый океан подвергается воздействию на него человека. Хрупкие морские экосистемы Арктики будут однозначно поставлены под неминуемую угрозу, в результате увеличения объема арктического морского судоходства. Северный морской путь (СМП), вероятно, является наиболее интенсивно используемым маршрутом в обозримом будущем.
Актуальность темы обосновывается тем, что Северный морской путь является кратчайшей морской коммуникацией между европейской частью России и дальним Востоком, что позволяет сократить путь на 34% и сократить время и затраты на транспортировку груза по сравнению с Южным маршрутом, пролегающим через Суэцкий канал.[1, с. 128]
Для России Северный морской путь является, прежде всего, транспортным путем для внутренних и экспортных перевозок полезных ископаемых. Его основная цель — содействие экономическому развитию малонаселенных северных регионов России, укрепление связей в арктической зоне и интеграция России и России в мировую экономику в целом.[2, с 54].
Значительная часть Арктического углеводородного ресурсного потенциала расположена на северо-западе России и на шельфе Баренцева и Карского морей у западных ворот СМП. Текущее и перспективное развитие этой российской ресурсной базы является главным драйвером для увеличения грузоперевозок по СМП в ближайшие десятилетия.
Администрация СМП получила в общей сложности 715 заявок на выход в море по СМП, из них 126-от судов под иностранным флагом.
Ожидается значительное увеличение грузопотока СМП с дальнейшим развитием российских арктических углеводородных проектов. Круглогодичный экспорт СПГ из порта Сабетта, начиная с 2021 года должен составить 17,6 млн. тонн в год; сырой нефти. С Новопортского месторождения 8,5 млн. тонн в год к 2020 году (через погрузочный терминал у мыса Каменный); сырой нефти с Пайахинского месторождения 7,3 млн. тонн в год к 2024 году; по данным Росатомфлота.[8]
Это помимо круглогодичной транспортировки 1,3 млн. тонн никеля и других цветных металлов из ГМК «Норильский никель» в порт Дудинка на реке Енисей. Другие проекты в планируемых государствах-это проект «Арктический СПГ-2″ НОВАТЭКа на Ямале и Гыдаском полуострове с предполагаемой добычей 16,5 млн. тонн СПГ в год; транспортировка 5-10 млн. тонн угля с полуострова Таймыр из порта Диксон в рамках проекта » Восток- уголь; а также 45 млн. тонн в год сырой нефти в рамках проекта «Транснефть-Арктика» с разработкой морского погрузочного терминала для сырой нефти в порту Сабетта.[9]
Если все эти энергетические проекты будут реализованы, то к 2030 году объемы перевозок по СМП могут достичь 100 млн тонн в год.[8] Большая часть этого груза будет транспортироваться по СМП на запад с полуостровов Ямал, Гыдан и Таймыр на европейские рынки и далее через Суэцкий канал в Азию. Часть грузов будет транспортироваться на восток по СМП на азиатские рынки, но, скорее всего, в основном в течение пяти-шести месяцев летне-осеннего навигационного сезона, когда морские ледовые условия наиболее благоприятны.
Крупные российские реки, которые текут на север в Северный Ледовитый океан, также могут выступать в качестве основных транспортных соединений из внутренней части России к СМП, но и наоборот, поскольку российские реки, такие как Обь, Енисей и Лена, предлагают логистические возможности для перевозки грузов и проектных грузов из СМП во внутренние районы России, способствуя дальнейшему промышленному развитию. Одним словом, СМП является идеальным транзитным каналом для российских арктических ресурсов и промышленной продукции на запад к европейским рынкам и на восток к рынкам в Новой Азии, а также для содействия региональному промышленному развитию.
Подводя итог проделанной работы можно сказать о том, что для Российской федерации направление Северного морского пути является приоритетным, так как позволяет развить российские арктические углеводородные проекты. Проведя все запланированные мероприятия, Россия получит значительную экономическую выгоду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Тутова М. О. Перспективы развития Северного морского пути и инфраструктура Арктической транспортной системы // Молодой ученый. — 2016. — №13.1. — С. 128-132.
- Борисов А. Логистика ледового маршрута /А.Борисов// Отечественные записки– 2013, – № 3– С.54.
- Безруков Л.А. Проблемы формирования транспортной системы Сибирской Арктики // ЭКО. — 2018. — N 4. — С.29-47.
- Биев А.А. О развитии транспортно-энергетической инфраструктуры в арктических регионах России // Энергия: экономика, техника, экология. — 2018. — N 8. — С.31-37.
- Журнал «Эксперт. Политика. Большой арктический пасьянс», 17 июня 2013 г.
- Канке, А.А. Логистика: учебник / Канке А.А., Кошевая И.П. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Форум, 2016. – 384 с.
- Бабаев, С. Управление закупками и продажами / С. Бабаев // Российская торговля. –2015. – № 5. – С.11–13.
- Про-Газ – Проект «Ямал СПГ» – Режим доступа [http://www.pro-gas.ru/gas/jamal]
- Информационное агентство Арктик Инфо– Арктика 2020– Режим доступа [http://www.arctic-info.ru]
- Профессионалы.ру – Нефтегазовый комплекс – Режим доступа [http://professionali.ru]