УДК 330.322
Компании реализуют собственную продукцию покупателям, за счет чего получают денежную выручку. Но это ещё никак не значит извлечение прибыли. С целью раскрытия экономического результата следует сравнить выручку с расходами на изготовление продукта и её реализацию, т.е. с себестоимостью продукта. Компания получает прибыль, в случае если выручка превосходит себестоимость; в случае если выручка равноправна себестоимости, в таком случае получилось только лишь компенсировать расходы на изготовление и реализацию продукта и прибыль не имеется; в случае если расходы превосходят выручку, в таком случае организация получает убытки, т.е. негативный экономический результат, что ставит его в непростое экономическое положение, отнюдь не исключающее и банкротство.
Прибыль считается главной основой экономических ресурсов компании, взаимосвязанный с получением валового дохода. Валовой доход компании — это выручка от реализации продукта (работ, услуг) за минусом материальных расходов, т.е. содержащий в себя оплату работы и прибыль. Взаимосвязь между себестоимостью, валовым доходом и прибылью компании приведена на Рис. 1.
Конечный экономический результат (прибыль либо убытки) слагается из экономического результата от реализации продукта (работ, услуг), основных фондов и прочего собственности компании и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на необходимую сумму затрат согласно данным операциям.
Валовой доход
|
|||
Материальные затраты
|
Оплата труда
|
Прибыль
|
|
Себестоимость
|
Налог на прибыль
|
Чистая прибыль
|
|
Выручка от реализации
|
Рис. 1. Связь между себестоимостью, валовым доходом и прибылью компании
Доход (убытки) с осуществлении продукта (трудов, услуг) обусловливается как отличие между выручкой от реализации в функционирующих тарифах без НДС и акцизов и расходами на изготовление и реализацию продукта.
Предприятия, исполняющие экспортную деятельность, при начислении прибыли из выручки от реализации продукта ликвидируют экспортные тарифы (Рис. 2).
Рис. 2. Выручка предприятия за реализованную продукцию
Вторая составляющая валовой (общей) прибыли компании – это прибыль от реализации основных средств и прочего имущества (Рис. 3).
Рис. 3. Прибыль от реализации основных средств
Третья составляющая валовой прибыли — прибыль от внереализационных операций, напрямую никак не связанных с главной деятельностью: передача собственности в аренду, доходы по ценным бумагам компании, преобладание средства полученных штрафов над оплаченными, прибыль от коллективной деятельности, прибыль предыдущих лет, выявленная в отчетном году, и др.
Таким образом, общая величина прибыли (убытка) (По) обусловливается последующим способом.
,
где Пвнер. опер. – прибыль от внереализованных операций.
Прибыль (убытки) от основной деятельности либо прибыль от реализации основной продукции товаров и услуг предполагает собою разность между выручкой без НДС, акцизов и экспортных тарифов и себестоимостью продукта либо расходами на производство этой продукции. Сама выручка по мере оплаты либо по мере отгрузки продукта и предъявления документов в виде расчетных платежей.
Существуют наличные и безналичные расчеты. В случае безналичных расчетов выручка обусловливается согласно мере поступления денежных средств за приобретенную продукцию на счета банка.
Могут применяться разнообразные способы установления выручки от реализации продукта и данный способ (какой угодно) в рыночных ситуациях находится в зависимости от условий договоренности и от условий хозяйствования. В частности, к примеру, валютная выручка, что остается в директиве компании уже после реализации, перечисляется на валютный счет компании, а далее переходит в рубли согласно по курсу Центрального Банка России.
Товарообращение применяется в секторах экономики и сферах производства товарного обращения вместо выручки от реализации, а что касается иностранной практики, то вместо выручки от реализации применяют представление валовой доход.
Валовый доход как финансовая категория отображает вновь образованную стоимость. В практике планирования и учета в торговле под валовым доходом подразумевается совокупность торговых надбавок либо скидок.
Текущие расходы либо себестоимость предполагают собою стоимостную оценку, применяемую в ходе изготовления и осуществлении природных ресурсов (сырья, материалов и т.д.) и трудовых ресурсов,- текущие расходы (себестоимость).
Прибыль от прочей реализации может быть получена от реализации излишних основных фондов, от реализации имущества, от реализации вероятных остатков производства, от реализации нематериальных активов.
Прибыль от иной реализации обусловливается как отличие между продажной ценой (начальной) либо стоимостью остаточной и расходами производства иного продукта.
Прибыль от внереализационных операций содержит доходы, приобретенные от долевого участия компании в деятельности иной организации.
Все 3 прибыли предоставляют единую либо балансовую прибыль (По).
Чистая прибыль получается впоследствии налогообложения на прибыль и возможные дополнительные доходы. Уже после этого складывается чистый прибыль компании (рис. 4).
Распределение прибыли показано в Рис. 5.
Часть чистой прибыли поступает в резервный фонд компании, доля — в фонд накопления и оставшаяся доля — в фонд пользования (социальные потребности, благотворительные цели не свыше 5%). К чистой прибыли прибавляется доход по облигациям и дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям.
Рис. 4. Схема формирования чистой прибыли
Рис. 5. Распределение прибыли предприятия
На случай кредиторской задолженности формируется резервный фонд хозяйственными объектами и считается неотъемлемым для акционерных компаний и компаний с иностранным участием.
Эмиссионный доход начисляют в резервный фонд, которая отображает разность между номинальной и продажной стоимостью акции. Резервный фонд способен кроме того использовать на выплату процентов по облигациям и дивидендам.
Отчисления в резервный фонд выполняются в соответствии с учредительными фондами компании, однако никак не более 25% уставного фонда. При этом сумма отчислений никак не должно быть выше 50% налогооблагаемой прибыли.
Фонд накопления и фонд потребления считаются особыми фондами и возникают учредительными документами.
Фонд накопления предполагает собою ресурс средств компании, который аккумулирует прибыль с целью формирования нового имущества, покупки основных фондов и оборотных средств. Размер данного фонда, показывает на состояния имущества компании. Данный актив может быть уменьшен, однако в этом случае, если совершается списание расходов, сопряженных с формированием нового имущества и не включенных в изначальную стоимость основных фондов. Когда идет подготовка сотрудников, а важное, когда идет реорганизация компании, совершается перераспределение данного фонда среди различными юридическими лицами.
Фонд потребления считается источником средств компаний и в нем резервируются валютные ресурсы, поступающие на социальное развитие компаний. В данном фонде никак не предусматриваются капитальные инвестиции на социальные развития. С данного фонда вероятны выплаты на заработную плату, дивиденды и проценты по акциям, выплаты по целому ряду льгот, которые включают и предоставление материальной поддержки.
Размер прибыли (дохода) определяет безусловную прибыльность компании, однако никак не предоставляет понятия об производительности его деятельности, уровня применения основных фондов и оборотных средств, с помощью которых получена доход (прибыль).
Для оценки экономических результатов, а кроме того производительности применения предприятием производственных фондов применяют условный коэффициент — уровень рентабельности. Уровень общей рентабельности Робщ устанавливают в варианте взаимоотношения балансовой прибыли Пб к среднегодовой цены основных производственных фондов СФ и среднегодовой суммы нормируемых оборотных средств Со.
Наравне с показателями общей рентабельности производства устанавливают эффективность Рс как отношение прибыли к полной себестоимости продукта. Данный коэффициент определяет прибыль на 1 рубль текущих расходов и дает возможность сопоставлять эффективность издержек производства.
,
где П — прибыль от реализации товарной продукции; С — полная себестоимость реализованной продукции.
Рентабельность компании находится в зависимости, в первую очередь в целом, от уровня себестоимости продукта, уровня применения основных фондов и оборотных средств, оптовой стоимости компании и иных показателей. Прямое воздействие на рентабельность проявляет качество продукта, так как увеличение качества при других одинаковых условиях повышает выручку от реализации. На рентабельность газодобывающего компании существенно воздействует повышение доли конденсата в совокупном объеме реализованной продукта.
При устойчивости цен на черное золото, газа и конденсата увеличение рентабельности нефтегазодобывающих компаний может быть достигнуто за счет повышения прибыли в следствии уменьшения себестоимости продукта и увеличения объема добычи, усовершенствования качества подготовки нефти и газа; увеличения производительности применения существующих производственных мощностей и оборотных средств и т.д.
Литература
- Комплексный экономический анализ: учебное пособие / М.В. Мельник, А.И. Кривцов, О.В. Горлова. — М.: ФОРУМ: Инфра-M, 2014. — 368 с.
- Экономический анализ: учебник для бакалавров / под ред. Н.В. Войтоловско-го, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2014. — 548 с.
References
- Comprehensive economic analysis: textbook / M. V. Melnik, A. I. Krivtsov, A. V. Gorlova. — M: FORUM: Infra-M, 2014. — 368 p
- Economic analysis: textbook for students / ed.In. Seminar was chaired by th, A. P. Kalinina, Irina Mazurova. — 4-e Izd., Rev. and extra — M.: Publishing house yurait, 2014. — 548 p.