РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ СТРУЧКОВЫХ

28 декабря 8:41

Научный руководитель: Баишева Н.Н., учитель географии Табалахской средней школы Верхоянского района


 



Изучения воспитание растущего  ребенка в семье очень актуальна, поскольку основой успеха в будущем является воспитание, данное в детстве.   Актуальность нашего исследования обусловлена желанием прояснить и обозначить положительное влияние фольклора в воспитании детей .



Цель исследования: выявить и обосновать положительное  влияние фольклора  воспитании детей в семье Стручковых.



Задачи исследования: 1.Изучить роль наследственности в проявлении способностей  или таланта.2.            Изучение династии семьи Стручковых и особенности воспитания детей в семье через фольклор.



Проблема исследования заключается в раскрытии роли фольклора в традиционном семейном воспитании.



Объект исследования:  семья Стручковых.



Предмет исследования: формирование личности ребенка в  семье средствами фольклора.



Гипотеза исследования: процесс формирования личности ребенка в   семье средствами фольклора будет наиболее эффективным, если:   наследственные  задатки   дальше закрепить и развивать  создавая  благоприятные условия в воспитании . Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

  1. Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека


Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире. Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются  внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности. Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка.  Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.



Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это: умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека   К ним можно отнести: математические, музыкальные, литературные, художественно-творческие, технические, спортивные, организаторские, экономические.



Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним – биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемые и неуправляемые.



Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и т.д.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми) проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта. Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды. Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития. С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды.

  1. Якутский фольклор. Самым крупным жанром якутского фольклора является героический эпос — олонхо (так же обозначается и отдельное сказание). Основное его содержание — героические подвиги богатырей во благо племени айыы аймага и ураангхай саха, поэтому сказания называются по имени ггавного героя («Эр Соготох», «Ньургун Боотур», «Кыыс Дэбилийэ»). Олонхо генетически близко к сказаниям тюрко-монгольских народов Сибири. Исполняется эпос народными сказителями — олонхосутами. Речи персонажей поются, остальной текст сказывается речитативом, обычно без инструментального сопровождения. В мифах, легендах и преданиях интерпретированы основные вехи древней истории якутского этноса. В них заметны элементы раннего представления человека об окружающем мире, отражены этические нормы поведения и житейские правила. Якутский тойук — это уникальный и сложный вид пения. Его особенности не вмещаются в современной, широко бытующей в мире нотной системе, что мешает его распространению в музыкальной жизни других народов. Однако исполнение тойука якутскими народными певцами кажется весьма интересным и очень нравится представителям народов высокой музыкальной культуры, особенно Западной Европы и Востока. Якутский тойук по стилю исполнения делится на два направления — вилюйское и «якутское», т.е. распространенное в заречных улусах р.Лены. При вилюйском пении голос и его украшение кылыһах резонируются в основном в ротовой полости, а при «якутском» — в основном, носовой полости. Различение разновидностей тойука по артикуляционной базе их исполнения более верно, чем деление их по территориям былого первоначального распространения. Вилюйское пение рождено оһуокаем. Его породила необходимость петь громко, как в опере, на лоне природы, в кругу хоровода из сотен человек.  В якутском устном народном творчестве особое место занимает жанр чабыргаха. В прошлом чабыргах как жанр сатиры и юмора был одним из популярных и любимых жанров фольклора якутского народа. В художественной самодеятельности и профессиональном искусстве и в настоящее время он пользуется особым успехом. Тем не менее, чабыргах как жанр устного народного поэтического творчества саха (якутов), еще не был объектом специального исследования.


Осуохай — традиционный хороводный круговой танец якутов. Во время него танцующие, взяв друг друга за руки перемежаются с ноги на ногу двигаясь в неторопливом темпе. Темп движения непостоянный, регулируется ведущим и ускоряется на припеве. В хороводе присутствует ведущий (осуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен и регулирование темпа движения хоровода. В 2012 году на национальном празднике якутов ысыах, был установлен рекорд Гинесса[1] по количеству людей одновременно исполняющих Осуохай – это круг. Безупречная в совершенстве форма. Круг — символ объединения и целостности, в котором мы можем создавать и трансформировать наш собственный космос и реалии. Являясь одним из первых символов архетипической азбуки, круг всегда олицетворял порядок, силу и общность. Круг нашего Осуохая символизирует вечность Жизни, ее бесконечный круговорот. Круг со времен Древнего Египта, Шумера был знаком бесконечности бытия и в таком виде пришел сквозь века в Якутию. В наше время Осуохай приобретает новое значение – круг осуохая символизирует единение и мир. Мир — кольцо, в котором все равны и доброжелательны друг к другу. В связи с тем, что в якутской фольклористике нет специального монографического исследования по данной теме, диссертант остановил свой выбор на изучение чабыргаха как жанра якутского устного народного творчества  Исходя из этого, возникла необходимость идентифицировать традиционные и современные чабыргахи по содержанию и структуре, тем самым добиться более глубокого определения и понимания одного из малых жанров якутского фольклора — чабыргаха. Суть  фольклорного воспитания  семье состоит в том, чтобы   привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней. И поэтому все дети семьи имеют определенные успехи  в области фольклора.



3..Семейная династия Стручковых.



Гены влияют на наши индивидуальные предрасположенности, в том числе  к таланту .Наследование способностей в семье Стручковых это появление в ряде поколений людей, одаренных в   области устного народного творчества – фольклора.  Прадедушка Стручков Николай Андреевич-  Ньалахы  был народным исполнителем героический эпос- олонхо . Фольклорист А.А.Саввин  в своей работе признал его олонхосутом Табалахского  наслега.  Он обладал  особым талантом голоса кылыһах и поэтической памятью, , был хорошим олонхосутом и всегда пользовался уважением и почетом сородичей, часто приглашался на торжества и праздники.  По его стопам пошел сын Илья  Николаевич. Он хорошо пел народные песни , обладал способностью импровизации на хомусе и играть на спектаклях. Четверо детей и внуки Ильи Николаевича воспитывались с малых лет под влиянием фольклора.  Генетические задатки и  благоприятная среда воспитания   дали возможность  раскрыться дару, таланту  каждому ребенку. И каждый имеет особые успехи в области фольклора: все в семье умеют импровизировать на хомусе, хорошо исполняют героический эпос- олонхо, чабыр5ах,обладают особым талантом исполнять осуохай , уникальным, сложным видом пении- . тойук .



Вывод.



На творческие способности человека имеют огромное влияние, как его генотип, так и естественная и социальная среда, в которой он обитает. В семье Стручковых   способности к фольклору переданы наследственным путем от   прапрадедушки Стручкова Николая Андреевича-  Ньалахы, который  был народным исполнителем героического эпоса- олонхо.  Его способности к фольклору передаются от поколения в поколение ,уже праправнуки имеют склонности к фольклору. Дети и внуки Ильи  Николаевича воспитывались с малых лет под влиянием фольклора.  Генетические задатки и  благоприятная среда семейного воспитания   дали возможность  раскрыться дару, таланту  каждому ребенку. И каждый имеет особые успехи в области фольклора: все в семье умеют  импровизировать на хомусе, хорошо исполняют героический эпос- олонхо, чабыр5ах,обладают особым талантом исполнять осуохай , обладают уникальным, сложным видом пении- . тойук .



Положительное  влияние    фольклорного воспитания  семье состоит в том, чтобы   привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней. И поэтому все дети семьи имеют определенные успехи  в области фольклора.



Для развития творческих способностей детей в семье созданы условия: -обеспечение благоприятной атмосферы; — использование личного примера творческого подхода к фольклору ; — поощрение и поддержка выступлений детей перед зрителями;  -доброжелательность со стороны родителей, отказ от критики в адрес ребёнка.



Литература

  1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988.
  2. Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983.
  3. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986.
  4. Зеньковский В.В. Задачи и средства воспитания // Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20х годов. М., 1995.
  5. Кузнецов А. А. Проблема влияния внутренних противоречий на развитие личности // Сборник статей по конфликтологии. Удмуртский государственный университет, г. Ижевск. 2004.
  6. Лихачев Б. Т. Педагогика — М., 1999.
  7. Маккьюсик В. Наследственные признаки человека. // Пер. с англ. М., 1976.
  8. Платонов К. К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология. М., 1975.


 



Literature

  1. Asmolov A. G. Personality as a subject of psychological analysis. M., 1988.
  2. Babansky Yu. K. Pedagogy. M., 1983.
  3. Davydov V. V. Problems of developing learning. M., 1986.
  4. Zenkovsky V.V. Tasks and means of education // Russian school abroad. Historical experience of the 20s. M., 1995.
  5. Kuznetsov A. A. The problem of the influence of internal contradictions on the development of personality // Collection of articles on conflictology. Udmurt State University, Izhevsk. 2004
  6. Likhachev B. T. Pedagogy — M., 1999.
  7. Makkyusik V. Hereditary signs of a person. // Trans. from English M., 1976.
  8. Platonov KK Personality as a socio-psychological phenomenon // Social Psychology. M., 1975.