Научный руководитель: Афанасьева А.Е., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры дифференциальной психологии и психологии развития Института психологии СВФУ
Введение
Эвены – коренные малочисленные народы Севера. Ранее в этнографической литературе они были известны как ламуты. Их численность, по данным переписи 2015 г. в Российской Федерации, составляла 21 830 человек, из них в Республике Саха (Якутия) – 11 657 человек.
Дети в семьях эвенов оленеводов очень рано приобщались к жизни взрослых, с малых лет осваивали различные способы охоты, рыбалки и труда оленеводов с помощью самодельных орудий. В процессе приобщения к трудовой и производственной деятельности, формирования у детей таких качеств, как подвижность, ловкость, быстрота огромная роль отводилась национальным играм.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, где ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игра – явление многостороннее, ее можно рассматривать как особую форму существования всех сторон жизнедеятельности кочевых народов Севера. Ей принадлежит роль в воспитании и развитии ребенка, она является эффективным средством формирования его личности. Интересная игра повышает умственную работу детей, и он может решить разные по своей сложности задачи. Играя, дети учатся применять знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.
Игровые впечатления оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, повышающая его жизненный тонус, удовлетворяющая интересы и социальные потребности. При этом дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, расширения кругозора.
В игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми. Национальные игры кочевых народов Севера – один из ключей к возрождению их духовной культуры и физического развития и неотъемлемая часть выживания в суровых условиях. [1].
Актуальность работы:
Игра является неотъемлемой частью жизни человека, применяемой для воспитательной цели, умственного и физического развития подрастающего поколения. Она отражает внутреннюю потребность в активной деятельности, это средство познания окружающего мира. Способствуют развитию у детей умений к действиям, которые имеют значение и в повседневной практической деятельности. Актуальность исследования обусловлена не только малой изученностью игры детей в кочевых семьях оленеводов, но и желанием прояснить их особенности. Результаты многочисленных исследований показывают, что дети эвенов оленеводов посредством национальных игр изучают азы ведения кочевого образа жизни, оленеводство и охотничий промысел, приобщаются к трудовой деятельности.
Цель работы:
Выявить особенности игры детей в кочевых семьях оленеводов.
Задачи:
-Изучить особенности игры детей в эвенской семье, ведущих кочевой уклад жизни.
-Изучить литературу по данной теме.
Практическая значимость работы. Работа показывает, что органическая слитность эвенского народа с природной средой повлекла появление характерных особенностей в играх детей.
Результаты собственных исследований
Особенности игры детей в кочевых семьях эвенов оленеводов.
1.Игры национальной спортивной направленности. Национальные спортивные игры. Среди игр и развлечений можно выделить национальные виды соревнований, которые сопровождают праздники, связанные с хозяйственной деятельностью. Из них наиболее распространены:
- гонки на оленьих упряжках,
- метание аркана,
- прыжки через нарты,
- стрельба по мишеням,
- бег на лыжах,
- перетягивание верёвки (маута) и др..
Во всех состязаниях, конечно, важен результат и желание стать победителем. Здесь проявляется мастерство и умение каждого из участников, их умения и навыки, заложенные с детства. Уделялось особое внимание, выносливости и физической подготовленности . В первую очередь это касалось мальчиков. Развивается ловкость, внимательность, чуткость и смекалка.
- Игры познавательной направленности о кочевом укладе жизни. Общими для мальчиков и девочек являются игры, связанные с оленем. С раннего возраста это северное домашнее животное присутствовало в их жизни, и дети очень рано начинают понимать его незаменимую роль и значение для благополучия семьи. Каждому новорождённому ребёнку родственники дарили оленя, чаще важенку, чьи оленята впоследствии становились его собственностью. Таким образом, к моменту вступления во взрослую жизнь у эвена имелось собственное стадо. В 1—2 года ребёнок самостоятельно сидел на олене в детском седле с высокой лукой и бортами по бокам, а в 5—6 лет многие из ребят уже уверено держались во взрослом седле и самостоятельно управляли личным ездовым оленем — учиком. Играя в «стадо», дети делились на «пастухов» и «оленей». Они держали над головой небольшие оленьи рога, за которые «пастухи» ловили их маутами. В игре воспроизводился весь производственный цикл: оленей пасли, искали, лечили, защищали от волков и т.д. В дальнейшем такое отношение проецируется и в действительность, так как каждый эвен старается бережно относиться и приумножать свое самое главное богатство в жизни – оленей.
- Игры и игрушки традиционной направленности. Игрушками для детей служат разноцветные камешки, ракушки, веточки, изображающие оленей .Родители вырезают из дерева маленькие сёдла, нарты, ружья; девочкам из обрезков ровдуги (кожи оленя, выделанной до состояния замши) шьют кукол без лица и вьючные сумы, набивая их шерстью, а также вырезают фигурки оленей, лошадей и собак из рога горного барана или из дерева. Оленеводы считают, что с помощью игрушек из разных фигур приобщают ребенка к традиционному хозяйству. Игрушки, в данном случае, становятся как бы символами, говорящими о будущей хозяйственной деятельности. Обычай дарения таких игрушек известен у подавляющего большинства народов мира[1]. В ходе игр у детей формируется бережное отношение к игрушкам, кроме того ребенок постепенно осознает необходимость сохранения и приумножения игрушечного стада. Передается подрастающему поколению традиции своего народа. Игра, которая передаѐтся из поколения в поколение, служит носителем культурного наследия, в том числе языка, формой неразрывной связи поколений [6, с. 23].
4.Игры промысловой направленности. Дети эвенов в возрасте от 10 до 14 лет уже начинают самостоятельно охотиться на водоплавающую дичь, помогают старшим в изготовлении ловушек и прочего охотничьего снаряжения. В связи с этим их игры приобретают промысловую направленность, готовят к суровым условиям кочевого и полукочевого образа жизни, способствуют воспитанию физических качеств, специальных двигательных навыков, необходимых в дальнейшем для самостоятельного ведения промысла. [2].
Вывод:
Таким образом я пришла к следующему выводу, что игры кочевых семей оленеводов , как и для других народов Севера, выступают в условиях кочевой жизни, воспитательным институтом и одновременно школой жизни подрастающего поколения.
- эвены-оленеводы считают, что при неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность детей, которое отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, и для этого стремятся, чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь. Обучая детей народным подвижным спортивным играм своего народа, тем самым помогают сохранять знания об их жизни, труде, быте, сохранить уникальность эвенского народа. Подвижные игры влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций соревновательного настроя .
- игры и игрушки традиционной направленности приобщают ребенка к традиционному хозяйству. Передается подрастающему поколению традиции своего народа. В ходе игр у детей формируется бережное отношение к игрушкам, кроме того, ребенок постепенно осознает необходимость сохранения и приумножения игрушечного стада.
- игры познавательной направленности о кочевом укладе жизни.. Играя в «стадо», дети делились на «пастухов» и «оленей». В игре воспроизводился весь производственный цикл: оленей пасли, искали, лечили, защищали от волков и т.д. В дальнейшем такое отношение проецируется и в действительность, так как каждый эвен старается бережно относиться и приумножать свое самое главное богатство в жизни – оленей.
- игры промысловой направленности, готовят к суровым условиям кочевого и полукочевого образа жизни, способствуют воспитанию физических качеств, специальных двигательных навыков, необходимых в дальнейшем для самостоятельного ведения промысла.
Именно игра способствует воспитанию и передачи любви к природе, укрепляет здоровье, способствует выработке ловкости, выносливости, твердости и настойчивости как качеств, особенно необходимых при занятиях оленеводством.
Развивают: ловкость, внимательность, чуткость, смекалку, воспитывают и готовят к кочевой жизни в суровых условиях Севера. Кроме того, учат быть выносливым, терпимым, добрым, ответственным, уметь делать все.
Литература:
- Усова А.Б. М. Роль игры в воспитании детей 1976.
- Василевич Г.М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII – начало XX в.). Л., 1969
- Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Исто -рико — этногр. материалы о народах Сибири и Северо — Востока. Магадан: Книж. изд — во, 1983. 176 с.
- Никитина Р.С. Воспитание детей эвенов на основе духовно нравственных традиций: автореферат дис.канд. педаг. наук. М., 2000. 47 с.
- Турутина П. Г. Школа детей лесных ненцев. Новосибирск: Академ. изд-во «Гео», 2007. 87 с.
- Роббек Г.В. Игры и состязания эвенов: лингвистический аспект. (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Т.26) – Новосибирск: Наука, 2011 – 135с
Literature:
- The role of the game in the upbringing of children 1976.
- Vasilevich G. M. Evenki: Historical and ethnographic essays (XVIII – early XX century). L., 1969
- Lindenau Ya. I. description of the peoples of Siberia (the first half of the XVIII century): Historical-ethnic. materials about the peoples of Siberia and the North — East. Magadan: Books. publishing house, 1983. 176 p.
- Nikitin R. S. the education of the children of the evens on the basis of spiritual and moral traditions: abstract dis.kand. teacher. sciences’. M., 2000. 47 p.
- Turutina p. G. school of children of forest Nenets. Novosibirsk: Academy. publishing house «geo», 2007. 87 p.
- Robbek G. V. games and competitions of evens: linguistic aspect. (Monuments of ethnic culture of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East; Vol. 26) — Novosibirsk: Nauka, 2011-135s