Роль отца в воспитании детей в семье эвенов — оленеводов Слепцовых

7 октября 1:06
УДК 37.018.1

Актуальность: Каждая семья, живущая в любой точке Земли, мечтает воспитать растущего в ней ребенка, готового к любым жизненным трудностям.  Актуальность исследования обусловлена не только малой изученностью проблемы роли мужчины в семье, но и желанием прояснить и обозначить роль отца в эвенской семье. Результаты многочисленных исследований показывают, что эвены воспитывают своих детей на примере вековых традиций хозяйствования народа,  сохраняющего  кочевой уклад жизни.

Цель : Выявить положительную роль отца на примере семьи эвенов-оленеводов Слепцовых.

Задачи:

-Изучить  роли отца в  воспитании своих детей в эвенской семье, ведущих кочевой уклад жизни.

-Изучить литературу по данной  теме.

Научная новизна работы. Впервые изучена роль отцовского   воспитания детей в семье оленеводов.

Практическая значимость работы. Работа показывает, что органическая слитность эвенского народа с природной средой повлекла появление характерных особенностей в организации воспитания детей, которые отражены в воспитании детей   Слепцовых.

Гипотеза: Суровые жизненные условия  вносят изменение в воспитание детей  эвенов, тем не менее, в системе их воспитания существует положительный опыт, который необходим для детей, растущих в других условиях.

Результаты собственных исследований
1.Изучена семейная династия Константина Николаевича Слепцова.

К корням

       Предки  семьи  Слепцовых  жили в Томпонском районе, были потомственными оленеводами. Они вели кочевой образ жизни  со своими женами и детьми, долгие месяцы пасли оленей в тундре. Родители передавали своим детям все необходимые навыки, которые пригодились в дальнейшей жизни: отцы учили сыновей управляться с оленями, а матери дочерей — шить одежду из оленьих шкур, готовить еду. Так и жили они из поколения в поколение, оставаясь верны оленеводству.  Род был гостеприимным, ласковым.     Согласно генеалогическому древу рода Слепцовых  по отцовской линии,  начало рода исходит от Слепцова Прокопия   Николаевича — это эвены- оленеводы.      Эвенской семье  родились 5 детей: Николай, Тимофей, Егор, Игнат, Василий. От Николая    в 1944 году родился   — Слепцов Константин Николаевич, единственный ребенок в семье. Предки Слепцовых  все оленеводы. Они были горячо влюблены в свою работу, искренне преданы своему нелёгкому, но благородному труду и передавали это качества из поколения в поколение.
Сегодня в тундре кочует четвертое и пятое поколение этой многочисленной и дружной семьи. В семье с огромным уважением вспоминают своих старших родичей – прадедушек и прабабушек, отработавших 50-60 лет в родной отрасли – оленеводстве.

2.Выявлены особенности отцовского воспитания детей в семье Слепцовых

В каждой семье есть свои правила, свои обязанности. И каждая семья уникальна по-своему. В одной семье ребенок воспитывается в строгости, в четких рамках, а в другой семье- ребенок растет  словно в царской семье, где любое его желание моментально исполняется. В третьей семье ребенок растет «сам по себе». . (Гребенников И. В. М., 1986)   Образ жизни   семьи Слепцовых- это  образовательное и воспитательное пространство, микросреда в которой влияние национальных традиций и обычаев способствовали как стихийному, так и целенаправленному формированию личности ребёнка.  Важно подчеркнуть, что своеобразные обычаи, диктуемые образом жизни в тундре, выработаны и в области семейных отношений у Константина Николаевича , что, конечно же, влияет на воспитание детей. В семье Слепцовых традиционно соблюдалось распределение семейных ролей: муж — кормилец, хозяин родового огня, продолжатель рода и фамилии, а женщинам предназначалось заботиться о его одежде и обуви, пище и покое, любыми способами стараться помочь ему, когда он окажется в беде.

Специфические особенности отцовского воспитания детей в семье Слепцовых   своими истоками уходят к жизненным традициям и обычаям, связанным с продолжением рода и активным участием в трудовой деятельности.  Рассказ главы семьи Слепцова К. Н « Моя мама умерла, когда мне было 4 года, после смерти матери отец   из-за потери оленей попал под репрессию и был депортирован в Эге- Хайский рудник, а  я воспитывался у семьи брата отца, Тимофея, вместе его 5- мя детьми. Как я помню в семье, Тимофей с женой , совместно решали жизненно важные вопросы, сохраняли уважительное отношение между собой . Они с малых лет нас воспитывали к  ответственности и взаимопомощи, стремлению выжить в суровых условиях.  Мы между собой разговаривали на эвенском языке, сейчас многие эвены не знают свой язык. Мои дети тоже плохо знают свой язык, в этом, конечно виноваты мы сами».

2.1.Воспитание через труд

Константин Николаевич считает, что в семьях  эвенов   главной воспитательной функцией является в привития детям трудовых навыков для продолжения семейного дела, а  именно  поддержания оленеводческого хозяйства на должном уровне, обеспечения преемственности  и передачи навыков его ведения.  Она подчинена ритмам и циклам природы, тяжелым условиям труда.     Успех воспитания и обучения напрямую зависит от социального партнерства между  детьми и  родителями. (Кон И.С. М., 1968).  В то время как  семья Слепцовых    предпочитает жить в соответствии с традициями, касается это трудовой деятельности или быта, то    некоторые семьи эвенов все больше отступают от традиционных норм и   работают не в стадах, а в поселках.

После смерти жены Константин Николаевич женился во второй раз Потаповой Елизавете Елисеевне, на якутке, которую дети  называют второй мамой. Елизавета работает чумработницей, она  хорошо шьет, мастерица своего дела, любит ходить вместе с мужем на охоту. В 2007 году у них родился сын Прокопий. Трудовая социализация осуществлялась через непосредственное участие детей в повседневной практике семьи и путем ориентации их взрослыми на различные трудовые роли. Промысловый таежный быт семьи требовал усилий всего коллектива, в т.ч. и посильной помощи подростков и детей (Выготский Л.С. М., 1991).

Константин Николаевич с малых лет приучает своих детей в деле поддержания оленеводческого хозяйства и передает навыки его ведения.   Дети, как и взрослые  в соответствии с традициями ,осуществляют   выпас и уход за животными на базовых стоянках. Они  с оленеводами дежурят в течение суток, сменяя друг друга по очереди через каждые 8-12 часов.  Обязанности дежурного входит  в постоянное наблюдение за стадом во время пастьбы, при перегоне на новое место выпаса и  разыскивании оленей, в случае, если несколько животных отобьются от стада. За отбившимися животными летом следуют пешком, а зимой на лыжах или на нартах. Дети долгое время работающие ,вместе с пастухами в стадах, наблюдательны и хорошо знают особенности животных. Они могут быстро отобрать в стаде верховых или упряжных оленей или заметить отсутствие даже небольшого их числа. Вместе со взрослыми дети проводят   осмотр оленей, учатся лечить копыт, отпиливают верхние ветви рогов самцов перед гоном (в конце лета- начале осени), чтобы они не повредили друг друга в брачный период, и помогают обслуживать новорожденных телят, в конце апреля после отела важенок.  Важно подчеркнуть, что своеобразные обычаи, диктуемые образом жизни в тундре, выработаны и в области семейных отношений у коренных народов Севера, что, конечно же, влияет на воспитание детей.   (Волков Г. Н. Элиста, 2003).

2.2. Воспитание детей через игру

В условиях Севера снижения заболеваемостиздоровья детей  очень важна. Игры занимают одно из ведущих мест в воспитательном процессе . Своим внукам Константин Николаевич  любил вырезать фигурки оленей, лошадей и  собак из рога горного барана или из дерева. Он считает, что эвены с помощью игрушки   приобщают ребенка к традиционному хозяйству. Игрушки, в данном случае, становятся как бы символами, говорящими о будущей хозяйственной деятельности. Обычай дарения таких игрушек известен у подавляющего большинства народов мира (Усова А.Б. М., 1976).Константин Николаевич  считает, что в неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность детей, которое отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, поэтому он стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь.  Обучая детей народным подвижным играм своего народа, он тем самым помогал сохранить знания об их жизни, труде, быте, сохранить уникальность эвенского народа.  Именно через  игры    воспитывает любовь к природе, укрепляет здоровье, способствует выработке ловкости, выносливости, твердости и настойчивости как качеств, особенно необходимых при занятиях оленеводством. Подвижные игры влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций  соревновательного настроя . Среди игр и развлечений  можно выделить национальные виды соревнований, которые сопровождают праздники, связанные с хозяйственной деятельностью. Из них наиболее распространены: гонки на оленьих упряжках, метание аркана,  прыжки через нарты,   стрельба по мишеням, бег на лыжах. Во всех состязаниях, конечно, важен результат, желание стать победителем. Здесь проявляется мастерство и умение каждого из участников, их умения и навыки, заложенные с детства.Дети коренных народов Сибири в возрасте от 10 до 14 лет уже начинают самостоятельно охотиться на водоплавающую дичь, помогают старшим в изготовлении ловушек и прочего охотничьего снаряжения. В связи с этим их игры приобретают промысловую направленность, готовят к суровым условиям кочевого и полукочевого образа жизни, способствуют воспитанию физических качеств, специальных двигательных навыков, необходимых в дальнейшем для самостоятельного ведения промысла.(Василевич Г. М. Л., 1969.).

2.3.  Воспитание любви к родной природе

Традиционная  педагогическая культура эвенов веками накапливала опыт воспитания подрастающего поколения, который непосредственно выводился из реальной жизни. В свою очередь, вся жизнь эвенов была тесно связана с окружающей природой, что предопределило влияние природы на воспитательные процессы. Воспитание детей всегда была важнейшей функцией эвенской семьи и ее роль, в формировании личности, считалась определяющей. Кочевой уклад жизни обусловил создание своеобразной системы воспитания детей, опиравшейся на традиционные основы жизнедеятельности этноса — на специфические отрасли северного хозяйства: оленеводство, охотничий и рыболовный промыслы, передачу многовекового опыта жизни в суровых условиях Севера, нравственно-этических норм, гармонировавших с окружающей средой из поколения в поколение. Эвены воспитывают своих детей на примере вековых традиций хозяйствования народа,  сохраняющего  кочевой уклад жизни. (Википедия. Эвены)Дети Константина Николаевича   обладают разносторонними и глубокими знаниями о родной природе, систематически применяют их в процессе природоохранной деятельности в соответствии с народными традициями и обычаями, у них  сформирован устойчивый интерес к изучению родной природы. Они проявляют активность в решении экологических проблем ближайшего окружения, умеют видеть и ценить красоту окружающей природы, у них проявляется чувство ответственности за сохранение природы. (Василевич Г. М. Л., 1969.)

Рассказ Алены: « Нас родители с малых лет учили  к  бережному отношению к природе родного края. Отец всегда говорит, никогда не забывайте,  что   нас кормят, одевают наши олени, а  от природы нужно взять понемногу, только то, что нужно сейчас. Эвен не должен   обижать мать природу.  Именно его знания и тесная связь с окружающей природой, в школьные годы, дала возможность заниматься нам исследовательской работой. Я и Костя являемся неоднократными призерами районной научно- практической конференции школьников  «Шаг в будущее» . Наши работы отражали    жизнь и быт  эвенов,  труд оленеводов, изучали особенности природы местности Муола, биологические особенности строения оленей».

Как и каждый эвен Константин Николаевич делится знаниями по изучению природы,  приучает своих детей к почитанию родных мест, привязанность к родным просторам,  учит, что нельзя ломать деревья, кричать в тундре, пугать птиц и животных. В каждом предмете и объекте своего окружения он видит живую душу. Состояние хрупкости природы всегда воспринималось и осознавалось  эвенами как предмет особой заботы.  Константин Николаевич рассказывает: «Дети знают, что, придя на новое место, надо угостить духов кусочками еды, которую взяли с собой. Эвены говорят так: «Неизвестную тебе землю, приходя, всегда угощай, благодари, чтобы охота или рыбалка прошла удачно, чтобы тундра тебя приняла и после вернула обратно, чтобы ты не потерялся и не пропал». Мои дети   тоже стараются соблюдать обычаи эвенов.   После удачной охоты или рыбалки, по эвенским обычаям,   уловы или добычу  делим  с другими семьями. Дети знают, что надо поступатьтак, иначе в следующий раз окажешься без добычи.

2.4.  Эстетическое воспитание

Особое  место в воспитательных традициях эстетического воспитанияявлялись  и народные промыслы.Скудность окружающего ландшафта способствовала возникновению и развитию особых эстетических требований к материальной культуре народа. Ни одни унты, ни одна шуба не шились женщинами – эвенами без декоративныхукрашений. Оленьи упряжки обильно украшались тканями различного цветосочетания. В отличие от произведений искусства, природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно меняется в зависимости от времени года, суток и погоды. Поэтому цвета отражают природную палитру — цвета земли, неба, растений, солнца и снега. Все это отражалась в вышитых нашими предками узорах, где преобладали сочные теплые тона красного, желтого и синего цвета. (Василевич Г. М. Л., 1969).

Рассказ Алены, дочери Константина Николаевича: « Наша мама   умела ловко выделывать и обрабатывать шкуры. Она  показывала, как нужно разминать шкурки мелких животных, выкраивать и подбирать по цвету кусочки меха, ткани.   Мама, когда я была маленькой, учила меня шить одежды для  куклы, учила владеть иголкой, чтобы пришить оторвавшуюся пуговицу, зашить разорвавшуюся по шву   одежду. То, чему она меня учила, пригодилось в моей  дальнейшей жизни».

Вывод


  1. Вся жизнь Константина Николаевича Слепцова была тесно связана с окружающей природой, кочевым образом жизни.    Любовь к северному оленю и оленеводству  он передавал и передает из поколения в поколение. Поэтому вся  его семья :дети и внуки , в отличие от других семей эвенов, занимаются  традиционной отраслью хозяйства эвенов: оленеводством.
  2. Константин Николаевич считает, что успешное решение воспитательной  задачи во многом зависит от правильной постановки физического, трудового, эстетического, экологического воспитания, начиная с самого раннего возраста.
  3. Дети Константина Николаевича отмечают позитивный интерес отца к себе. Они воспринимают его не только как кормильца и непосредственного наставника, но и примером для подражания ведущего ЗОЖ, умеющего организовывать и поддерживать оленеводческое хозяйства на должном уровне  .

4.Константин Николаевичпредпочитает жить в соответствии с традициями и  свои традиции и обычаи, любовь к кочевому образу жизни  прививает к своим  детям, внукам и сыну Андрею Константиновичу Слепцову, который  приезжал в гости отцу из Латвии (г.Рига), чтобы узнать свои корни, познакомиться с жизнью своих предков.

Литература


  1. Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью, М., Мысль. 1988
  2. Василевич Г. М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII — нач. XX вв.). Л., 1969.
  3. Волков Г. Н. Этнопедагогика: предмет, проблемы, современные поиски// Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалы научно-практической конференции (6 — 7 декабря 2001 г.). Элиста, 2003.
  4. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.
  5. Гребенников И. В. Этика и психологи семейной жизни, М., 1986
  6. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М., 1989)    Кон И.С. Социология личности. — М., 1968.
  7. Кон И.С. Социология личности. — М., 1968.
  8. Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. — М., 1976.
  9. Эвены. Википедия

References


  1. Bestuzhev-Lada I. V. Stupeni k semejnomu schast’yu, M., Mysl’
  2. Vasilevich G. M. EHvenki: Istoriko-ehtnograficheskie ocherki (XVIII — nach. XX vv.). L., 1969.
  3. Volkov G. N. EHtnopedagogika: predmet, problemy, sovremennye poiski// Stanovlenie ehtnopedagogiki kak otrasli pedagogicheskoj nauki: Materialy nauchno-prakticheskoj konferentsii (6 — 7 dekabrya 2001 g.). EHlista, 2003.
  4. Vygotskij L.S.Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. — M., 1991.
  5. Grebennikov I. V. EHtika i psikhologi semejnoj zhizni, M., 1986
  6. Kovalev S. V. Psikhologiya semejnykh otnoshenij. M., 1989) Kon I.S. Sotsiologiya lichnosti. — M., 1968.
  7. Kon I.S. Sotsiologiya lichnosti. — M., 1968.
  8. Usova А.B. Rol’ igry v vospitanii detej. — M., 1976.
  9. EHveny. Vikipediya