ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

7 марта 1:50

Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта не является исключением на фоне таких экономических сфер, как промышленность, транспорт, аграрное производство и других. Как и в рамках любой другой отрасли, предпринимательская деятельность в данной области имеет, прежде всего, свои предпосылки. Они выражаются в стремлении быть частью спортивного бизнеса, иметь перспективу на самореализацию посредством получения прибыли в ходе раскрытия того или иного рода потенциала в ходе самостоятельного ведения бизнеса.

Осуществление предпринимательской деятельности в спорте выражается в нескольких формах. Здесь имеет место как сфера индивидуального предпринимательства, в силу того, что профессиональные спортсмены и тренеры являются именно частными предпринимателями, так и деятельность отдельных спортивных организаций: клубов, лиг, федераций а также предприятий, специализирующихся на производстве различный спортивных услуг, информации и товаров. К последним можно отнести всё от предприятий, производящих спортивную одежду и снаряжение до специализированных теле и радио каналов вещания спортивных программ и прямых трансляций и, конечно же, спортивные печатные издания.

Говоря о предпосылках становления спорта и физической культуры одной из сфер предпринимательской деятельности, хотелось бы назвать три основные позиции: рост доходов населения, включение физической культуры и спорта в образовательный процесс и, конечно же, сокращение рабочего времени с 55-60 часов в начале двадцатого столетия до 35-36 часов к 2000-м годам. Последнее, расширив время досуга почти вдвое, позволило целенаправленно использовать время для занятия физической культуры и спортом, в дальнейшем позволив пробудить ещё более широкий интерес к двигательной и соревновательной деятельности[1].

Данная сфера в своём непосредственном функционировании требует достаточно квалифицированных и компетентных лиц, так как их работа может нести потенциальную опасность для жизни и здоровья клиентов, их финансового благополучия. В частности, лицензии необходимы в области предоставления образовательных услуг, массажа и спортивно-медицинских консультаций, банковской и страховой деятельности, рынка ценных бумаг и некоторых других сферах бизнеса.

Субъектами в предпринимательской деятельности могут быть как отдельные предприниматели, так и юридические лица. В этом контексте сфера физической культуры и спорта имеет свои особенности, так как субъективно выражается в различных формах. Конкретно на организационно-правовых формах спортивных организаций и объединений хотелось бы сделать акцент.

Предпринимателем в спорте является лицо, которое, прежде всего, желает не просто получить прибыль, но также развивать данную сферу, активизировать новые способы реализации физической активности для потребителей, создавать для них различные возможности для интересного и полезного проведения досуга, создания и поддержания красоты тела и духа. Именно так предприниматели в данной сфере играют положительную роль в обществе, пропагандируя здоровый образ жизни и преодолевая нездоровый. И разумеется, такой род бизнеса всегда будет особым, в силу чего здесь необходим особый пакет качеств предпринимателя, его знаний о спорте и физической культуре.  

Хоть индивидуальная предпринимательская деятельность и является достаточно простой формой организации бизнеса, но и она имеет свои издержки. Так как профессиональный спортсмен, тренер выполняют всю коммерческую работу самостоятельно, ему необходимо сочетать сразу несколько важных моментов, а это и знания в сфере финансов, маркетинга, и свою спортивную подготовку. Как следствие возможны чрезмерный рабочий ритм, нехватка знаний в той или иной области. Обыкновенно, дабы устранить такие недостатки, спортсмены и тренеры прибегают к необходимости нанимать на работу спортивных менеджеров для реализации маркетинговой, финансовой части бизнеса, а также для решения вопросов страхования и налоговых выплат.

Помимо индивидуальных предпринимателей в спорте имеют место быть и отдельные спортивные клубы, целые федерации а также лиги и ассоциации. Очень важно упомянуть положение Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Именно там физкультурно-спортивная организация определена как юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности[2].

Определённая часть специалистов в области спорта считает, что спортивным организациям, как формам предпринимательской деятельности, значительно комфортнее работать в коммерческой сфере, так как в них имеет место разделение труда, то есть каждый член организации несёт ответственность по своим обязанностям и отвечает за конкретно свой участок работы, и это делает бизнес более эффективным.

При осуществлении своей деятельности спортивные организации выполняют две основные функции, а именно экономическую и социальную. И взаимодействие этих функций имеет положительный характер лишь при совместном применении. То есть спортивная организация, как субъект предпринимательской деятельности, обеспечивает хозяйственные процессы и, в то же время, всячески реализует определённые потребности общества. Более того, социальная функция несёт в себе и соревновательную составляющую — ещё одна особенность данной отрасли. Это непосредственно отражается в подготовке спортсменов, проведении спортивных турниров, постоянной пропаганде здорового образа жизни. Так, согласно Докладу о развитии массового спорта и физическом воспитании населения, представленного Советом при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта в марте 2014 года, стратегия развития спорта исходит из посыла о том, что физическая культура и массовый спорт являются факторами социально-экономического развития государства и повышения качества жизни граждан, а также фактором укрепления здоровья нации и развития человеческого потенциала[3].

Предпринимательская деятельность в сфере спорта осуществляется и в форме акционерного общества. В данном случае, по сравнению с ранее рассмотренными, цели общества достигаются посредством акций, привлечения внешних капиталов финансирования. Соответственно, акционерное общество представляет собой коммерческую организацию, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, закрепляющих права и обязанности акционеров в обществе. 

В сфере, рассматриваемой в данной статье, уже долгое время существует немало акционерных обществ как в нашей стране, так и за границей. Например, на сегодняшний день есть ряд футбольных клубов, организованных в качестве открытых акционерных обществ: «Манчестер Юнайтед», «Спартак-Москва» и др. Матчи на футбольных полях внутренних и европейских обеспечивают клубам солидные доходы, часть из которых выплачивается акционерам клубов. Здесь особенность состоит в том, что сохраняется определённый баланс интересов между спортивными организациями, болельщиками и инвесторами соответственно — клубы имеют возможность приобретать доброкачественных спортсменов, решать свои материальные проблемы, а приобретатели ценных бумаг получают по ним дополнительные доходы.

В спортивной отрасли существует также большое количество некоммерческих организаций. Таковыми они считаются в силу разнообразия их целей, заключающихся не только в получении дохода, но и в чём-то ещё — например, в повышении престижа какого-либо вида спорта, пропаганда здорового образа жизни, оказании помощи спортсменам. 

Для достижения вспомогательных целей, как правило, нужны финансовые ресурсы, которые либо получаются некоммерческими организациями извне (от учредителей или меценатов), либо зарабатываются самостоятельно (за счет предпринимательской деятельности).

Граждане и юридические лица способны выступать в качестве учредителей некоммерческих спортивных организаций. Сегодня в профессиональном спорте имеет место работа лиг и федераций.

Организационная структура Олимпийского комитета РФ также создан для некоммерческих целей, а именно для содействия Олимпийскому движению, но он также вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, способствующие выполнению поставленных задач. Например, осуществляет продажу прав (лицензий) на олимпийскую символику, на проведение спортивных лотерей, занимается издательской деятельностью, а также принимает участие в некоторых международных коммерческих проектах.

Стоит добавить, что предпринимательство — это очень рискованное дело, в любой момент все может пойти по плану и фирма-производитель оказаться на грани банкротства. Если же предпринимательская деятельность уже начала приносить убытки, то чтобы не запустить этот процесс следует попробовать заменить высших менеджеров, возможно люди со свежим взглядом смогут быстро нормализовать ситуацию. Если это не помогает, то тогда имущество банкрота распродается, а за счет вырученных средств погашаются претензии кредиторов. В числе кредиторов выступают спортсмены и тренеры, которым не выплатили зарплату и премиальные, коммерческие банки, выдавшие спортивной организации кредиты; государство, недополучившее налоговые платежи и прочее.

Предпринимательство в сфере физической активности и спорта развивается во всем мире очень динамично. За последние десятилетия многократно увеличилась численность занимающихся спортом, возросла армия болельщиков, приобрели популярность. многие новые спортивные дисциплины и виды спорта. Массовый спрос на спорт, спортивные товары и услуги привел к созданию индустрии спорта и комплексной системы спортивного бизнеса, под которым мы понимаем всю совокупность предприятий, институтов и экономических отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта.

В последнее время набирает обороты такая организационно-правовая форма предпринимательской деятельности, как интернет-сообщество спортсменов и тренеров. Это новинка в предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта. Его особенность состоит в возможности давать профессиональные советы по вопросам, касающимся тренировок в различных видах спорта, спортивному питанию, самостоятельному занятию физическими упражнениями. Такой бизнес основывается на возможности продать услуги тренеров посредством веб-портала всем заинтересованным спортсменам.

Использованные источники:

  1. Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес. / Учебное пособие / В.В. Галкин. — М.: КНОРУС, 2006. — 320 с.
  2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ
  3. Положение о Единой всероссийской спортивной классификации. Утв. Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации 21 ноября 2008 г. № 48.

 

[1] Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес. / Учебное пособие / В.В. Галкин. — М.: КНОРУС, 2006. — 320 с.

[2] Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ

[3] Положение о Единой всероссийской спортивной классификации. Утв. Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации 21 ноября 2008 г. № 48.