Собкин В.С., Казначеева К.Н., рассматривая структуру деятельности младших школьников, обратили внимание на то, что эта деятельность принципиально изменилась. «Несколько лет назад главными занятиями детей данного возраста были игры, рисование, лепка и чтение, слушание сказок. В настоящее время все эти виды деятельностей во многом вытеснены просмотром мультфильмов. По данным социологов, от 20 до 40 % всего свободного времени ребёнок проводит у телевизионного экрана» [2].
Современные дети сталкиваются со сказочными героями на страницах книг, на телевизионных экранах при просмотре художественных фильмов, но чаще всего, мультипликационных фильмов. Таким образом, мультфильм на сегодняшний день стал для ребёнка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения, которые формируют мировоззренческие взгляды у младших школьников. Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир.
Трудно не согласиться с тем, что мультфильмы оказывают огромное влияние на детей. У них ещё нет жизненного опыта и необходимых знаний, весь мир они познают через зрительные образы и ощущения.
Е. В. Мелкозёрова отмечает, что мультфильм имеет ряд следующих особенностей: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил; анимизм (одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и растений человеческими способностями) [1].
Влияние мультипликационных фильмов на младших школьников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание.
С целью выявления как мультфильмы влияют на формирование мировоззренческих взглядов младших школьников мы составили анкету. Анкета состояла из 6 вопросов.
В анкетировании приняли участие всего 30 учащихся 4 класса СОШ №7 ГО «Город Якутск».
В ходе анкетирования мы пришли к таким результатам: учащиеся 4 класса отдают предпочтение таким мультфильмам как: «Удивительный мир Гамбола», «Губка Боб», «Гравити Фолз», «Мой шумный дом» и др.
Результаты анкетирования в 4 классе выявили у детей следующие ценности: карьера — 2 (7%); семья — 20 (64%); деньги — 3 (10%); статус в обществе — 2 (7%); любовь — 3 (12%).
Проанализировав популярные мультики, среди детей младшего школьного возраста, можно выделить несколько нижеперечисленных сюжетов с положительными качествами:
— умение дружить, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь, взаимовыручка ( «Тайна Коко», «Три богатыря» и др.);
— дружелюбие, самостоятельность («Вся правда о медведях» и др.);
— трудолюбие, терпимость, обретение любимого человека, друга. («Русалочка» и т.п.);
— любовь к родителям и детям, ценность семьи («Мой шумный дом», «Тайна Коко»).
И наоборот, отрицательные стороны сюжета, которые негативно влияют на ребёнка:
— главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности и агрессии.
— демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые нецелесообразно, опасно.
Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами. («Наруто», «Удивительный мир Гамбола» и др.).
Необходимо помнить, что зрительные образы воздействуют на ребёнка гораздо сильнее, поэтому родителю нужно понимать, насколько мультфильмы влияют на формирование мировоззренческих взглядов. Для этого необходимо:
— после просмотра мультфильма побеседовать с ребёнком о том, что он вынес, понял, осознал;
— понаблюдать за игрой ребёнка, порожденной мультфильмом;
— сравнить, совпадает ли присутствующее в мультфильме деление на положительных и отрицательных героев, с тем, как себе это представляет ребёнок.
Подводя итоги можно выделить, что младший школьный возраст является основным периодом формирования мировоззрения. Дети склонны подражать увиденному в мультфильмах, делать представления о нормах поведения, уважению к старшим, дружбе, добре и зле, ценностях. Необходимо осознать, что мультфильм — это небезобидная игрушка и не самое лучшее время препровождения, хороший мультфильм для ребёнка должен быть праздником, наградой, а отнюдь не единственным источником формирования мировоззрения.
Литература
- Мелкозёрова Е. В. Возможности мультипликации как вида современного искусства при обучении и воспитании дошкольников // URL: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped27.html
- Собкин В.С., Казначеева К.Н., Иванова А.И. Дошкольник у телеэкрана: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV. / Под ред. В.С. Собкина. — М.: Институт социологии образования РАО, 2010. — С. 83-97.
References
- Melkozerova E. V. the possibilities of animation as a form of modern art in the training and education of preschoolers / / URL: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped27.html
- Sobkin V. S., Kaznacheeva K. N., Ivanova I. the Preschooler at the TV: the opinion of parents // Sociology of education. Works on sociology of education. Vol. XIV. Vol. XXIV. / Edited by V. S. Sobkin. — Moscow: Institute of sociology of education RAO, 2010. — P. 83-97.
© Д.В. Кулебакина, А.А. Шипкова, Е.Н. Неустроева, 2018