Для тревоги (и для многих форм страха) в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: человек находит в своём прошлом или из окружающей жизни примеры неблагоприятных или опасных событий, а затем переносит этот опыт в своё будущее.
Зигмунд Фрейд выделял три основных вида тревожности: 1) Реальный страх — тревожность, связанная с опасностью во внешнем мире. 2) Невротическая тревожность — тревожность, связанная с неизвестной и не определяемой опасностью. 3) Моральная тревожность — так называемая «тревожность совести», связанная с опасностью, идущей от Супер-Эго.
Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать практически в любой сфере жизнедеятельности человека. В связи с этим, некоторые исследователи пытаются привести причины возникновения тревожности в определённую систему. Например, А.М. Прихожан [3] выделяет внешние и внутренние причины, рассматривая среди них неблагоприятный эмоциональный опыт детей, особенности семейного воспитания, межличностных взаимоотношений в школе, школьную неуспешность, посттравматический стресс, внутриличностные конфликты.
Еще одна важная причина повышения тревожности младших школьников недостаточный уровень физиологической и интеллектуальной зрелости, который наблюдается у многих детей и в определенном смысле является закономерным. Поступление в школу совпадает с возрастным кризисом, из которого разные дети выходят в разное время и с разными приобретениями. Кто-то активен и сообразителен, другой удручает медлительностью и тупоумием, третий раздражает упрямством и агрессивностью. Со временем шероховатости сгладятся, способности детей более или менее уравняются — если они не утратят веру в себя и не почувствуют отвращения к учебе и школе.
Авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова (1998) считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
- Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом).
- Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными).
- Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Главным источником тревог для младших школьников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается, зато вдвое возрастает роль школы [4].
Не всегда последствия тревоги губительны. Беззаботная жизнь скучна и быстро надоедает; жизнь без волнений не приводит к желаемым результатам, в спокойном и размеренном существовании нет ничего привлекательного. Умеренная тревожность (не ярко выраженная) стимулирует людей и делает жизнь интереснее. И хорошо, если человеку удается контролировать стимулы, порождающие тревогу. Возможно, именно поэтому некоторые люди, не жалея времени, выстаивают длинные очереди на фильмы ужасов или посещают парковые аттракционы типа «американских горок».
Таким образом, в психологической литературе можно встретить разные определения понятия тревожность, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.
С целью выявления тревожного ребёнка выбран опросник Лаврентьева Г.П. и Титаренко Т.М. «Тревожность». Опросник выявляет уровень детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребёнка и воспитателей, а также позволяет изучить уровень тревожности и беспокойства у детей младшего школьного возраста. Процедура проведения данного опросника заключается в наблюдении в группе за детьми во время непосредственной образовательной, совместной и самостоятельной деятельности. Опросник включает в себя 20 вопросов. Способ фиксации осуществляется следующим образом, заполняется бланк протокола, при наличии соответствующего признака ставиться «+». Далее суммируется количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности: высокая тревожность — 15-20 баллов; средняя — 7-14 баллов; низкая — 1-6 баллов.
В опроснике приняли участие всего 20 учащихся 3 класса Вилюйской МБОУ ВСОШ №2 им. Г.С. Донского.
Результаты исследования. Апробировав результаты нашего исследования, было получено следующее распределение показателей по всей выборке в процентном соотношении (таб.1):
Таблица 1
Показатели уровней тревожности
Рис. 1. Показатели уровней тревожности
В результате проведённого исследования, мы пришли к выводу, что в 3 классе МБОУ ВСОШ №2 им. Г.С. Донского среди 20 учащихся у 15 – низкая тревожность, у 3- средняя и у 2 – высокая степень тревожности.
Таким образом, мы можем утверждать, что в данном классе у большинства детей – низкая степень тревожности, что является хорошим показателем. Как правило, такие дети открыто сообщают о своих проблемах, не скрывают их от родителей и педагогов.
В заключении, следует отметить, что от условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семьях, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи, от чего ребёнок чувствует, что он не соответствует требованиям и ожиданиям родителей.
Список использованной литературы:
- Матвеева Е.А., Неустроева Е.Н. Агрессивность в младшем школьном возрасте и пути ее коррекции // Научный электронный журнал Меридиан, 2017. — № 4 (7). — С. 179-182.
- Тревожность: Словарь / под ред. Н. Д. Твороговой // Клиническая психология. – М.: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.
- Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с.
- Габдрева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.
© А.А. Шипкова, С.Н. Шадрина, 2018