СОСТОЯНИЕ АВИАПЕРЕВОЗОК В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

1 сентября 4:57

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) Российской Федерации состоит из территорий двух республик, шести областей, одного автономного округа и одного города особой важности: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Вологодская область, Мурманская область, Ленинградская область, Новгородская область, Псковская область, Калининградская область, город федерального значения Санкт-Петербург.

Сеть всего транспортного сообщения на территории округа достаточно развита и связывает Северо-Запад с основными коммуникациями других регионов, но на северных территориях округа технически хуже оборудована, чем в южной его части. Это объясняется неблагоприятным северным климатом и часто меняющимися условиями погоды в районах Крайнего Севера и Арктической зоны РФ. Транспортная инфраструктура на северо-востоке округа практически отсутствует из-за высокой стоимости строительства и эксплуатации наземной транспортной инфраструктуры, речной и морской пути сообщения носят сезонный характер, и практически безальтернативным способом передвижения пассажиров и грузов является авиация. Авиалинии на территории Северо-Западного округа связывают все главные промышленные и административные центры.

Целью данной работы является проведение анализа СЗФО Российской Федерации для выявления и решения проблем, связанных с авиационными сообщениями.

 

 

ХарактеристикиСЗФО

Площадь региона составляет 1 686 968 км2, на которой проживает 13 843 556 чел. На территории расположено: городов – 128, поселков городского типа – 151, районов городских муниципальных образований, сельских районов – 131, категорированных городов — 26.

По данным государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации РФ по состоянию на 28.11.2019. на территории СЗФО расположено 56 аэродромов, из них 1 – категории А, 12 – категории В, 8 – категории Г, 2 – категории Д, 33 – категории Е. [1]

Наиболее крупные аэропорты: Пулково (Санкт-Петербург); Мурманск (аэропорт им. НиколаяII); Талаги (Архангельск); Бесовец (Петрозаводск); Сыктывкар.

Расположение СЗФО и воздушное пространство над ним имеет стратегическое значение для организации воздушного сообщения России как на внутренних, так и международных авиалиниях. Через это воздушное пространство проходят основные маршруты, соединяющие страны Европы и Азии.

СЗФО, часть которого расположена севернее Полярного круга, включает целый ряд районов, доступность которых обеспечивается только посредством воздушного транспорта. В Республике Коми, Архангельской и Мурманской областях, Ненецком автономном округе обслуживание отдаленных населенных пунктов осуществляется преимущественно воздушным транспортом.

Существующие проблемы СЗФО

Со времен Советского Союза в России сократилось количество аэропортов: с 287 до 56 аэропорта. Сокращение аэропортов означает, что каждый год часть населенных пунктов, особенно в отдаленных районах Северо-запада, остается вне всякой транспортной доступности. Региональное сообщение означает живые связи. В СЗФО, помимо его плотно заселенной западной части, есть еще населённые пункты, куда добраться туда иным способом, как по воздуху, невозможно. Причины известны: аэропорт сложное и очень дорогое хозяйство и содержать его региональным бюджетам просто не под силу. Чем меньше рейсов выполняет аэропорт и местная авиакомпания, тем дороже они обходятся региональному бюджету. [2]

На сегодняшний момент себестоимость перевозки одного пассажира на федеральных авиалиниях составляет 2,5 рубля за километр, в полетах между регионами этот показатель составляет уже 5 рублей, на внутрирегиональных перевозках себестоимость приближается к 35 рублям за километр. Проблема в том, что такую стоимость билета люди, проживающие в региональных городах, а тем более в сельской местности, заплатить не могут.[3]

Многие экономисты отмечают, что дальнейшее развитие страны требует повышения роли регионов в экономике и создания новых центров активного роста. Для решения этой задачи необходимо повышение мобильности населения и формирование устойчивых межрегиональных транспортных связей. Сложившаяся модель перевозок сдерживает развитие не только гражданской авиации, но и экономики многих регионов.

Сокращение количества местных и региональных воздушных линий приводило до недавнего времени к разрушению единого экономического пространства внутри Российской Федерации и входящих в ее состав федеральных округов. Последствиями этого процесса являются: разрушение системы внутри- и межрегиональных экономических связей; замедление темпов роста валового регионального продукта субъектов федерации;сложное финансовое положение региональных авиакомпаний и аэропортов, не имеющих достаточных объемов работы в условиях низкого платежеспособного спроса на перевозки.

Реализованные проекты СЗФО

Первые существенные шаги для развития маршрутных сетей уже были сделаны на федеральном уровне.

На Северо-западе страны реализован план, показывающий, что все полеты в этом округе были взяты под контроль Санкт-Петербургом. [4]

Самолет взлетает в Архангельске, а контролирует его диспетчер из Петербурга. Борт заходит на полосу в Мурманске, но разрешение на посадку вновь поступает с расстояния в сотни километров, из здания рядом с Пулково. Это нововведение существенно сокращает время полета самолета.

Все воздушные пространства, которые закреплены за филиалом Аэронавигации Северо-Запада, полностью перейдут на управление воздушным движением отсюда. Мурманск, Архангельск, Великие Луки, Вологда – все, что закреплено за филиалом Аэронавигации.

В настоящее время Росавиацией реализуются пять программ субсидирования, направленных на прямое снижение стоимости авиабилетадля пассажира и способствующих обеспечению доступности и качества транспортных услуг для населения, совершенствованию структуры маршрутов авиационного сообщения и обеспечению развития перевозок накоротких дистанциях (региональных авиаперевозок).

В частности, приняты и реализуются следующие документы [5]:

  1. Дорожная карта развития региональных авиаперевозок, утвержденная поручением Правительства Российской Федерации 29.11.2012г. №АД-П9-7212.Благодаря принятым государством мерам более полумиллиона пассажиров воспользовались возможностью совершить авиаперелёт по существенно сниженному специальному тарифу.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. № 265 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов».Установлена ставка НДС 0% на реализацию внутренних воздушных перевозок, вместо 10%.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 2013 г. № 509 «О предоставлении в 2013 году субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации».
  4. Акты Правительства Российской Федерации, обеспечивающие субсидирование приобретения региональных воздушных судов за счет средств федерального бюджета.

Перспективы развития СЗФО

Для создания единого транспортного пространства внутри Российской Федерации и входящих в ее состав федеральных округов, учитывая значимую роль воздушного транспорта, требуется формирование эффективных вариантов моделей маршрутной сети региональных авиаперевозок, разработка и реализация эффективных механизмов государственной поддержки.

Развитие транспортной инфраструктуры в сфере воздушного транспорта в Северо-Западном округе предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:реконструкция инженерных сооружений аэропортовых комплексов Кресты (г. Псков) и Бесовец (г. Петрозаводск); реконструкция аэропортового комплекса «Кречевицы» (Новгородская область) на основе государственно-частного партнерства без привлечения средств федерального бюджета, аэропортовых комплексов в Воркуте, Усинске и Ухте (Республика Коми);реконструкция и эксплуатация объектов аэропорта Пулково (г. Санкт-Петербург);создание нового аэропорта в Великом Новгороде; проектирование и реконструкция аэропортового комплекса в г. Нарьян-Маре (Ненецкий автономный округ);проектирование и строительство объектов аэропортового комплекса «Храброво» (г. Калининград);проектирование, строительство и реконструкция объектов аэропортового комплекса «Кречевицы» (Новгородская область) на основе государственно-частного партнерства без привлечения средств федерального бюджета;проектирование и реконструкция аэровокзального комплекса аэропорта Мурманск (Мурманская область);проектирование и строительство аэропортового комплекса в г. Сыктывкаре (Республика Коми). [6]

В 2016 — 2030 годах в СЗФО развитие транспортной инфраструктуры предполагается осуществлять по следующим основным направлениям: создание узловых базовых региональных аэропортов и сети сертифицированных аэродромов (вертодромов) и посадочных площадок для обслуживания местных и региональных авиаперевозок в СЗФО, развитие на их основе авиации общего назначения, маршрутов туристического и рекреационного характера. Целесообразным является создание базовых региональных аэропортов в городах – центрах субъектов СЗФО: Санкт-Петербурге; Пскове, Петрозаводске, Вологде, Мурманске, Новгороде, Калининграде, Архангельске, Сыктывкаре, Нарьян-Маре; создание сети федеральных казенных аэропортовых предприятий на базе социально значимых аэропортов местных воздушных линий СЗФО; создание маршрутной сети местных и региональных воздушных линий с обеспечением возможности полётов в аэропорты соседних регионов Центрального ФО, Уральского ФО, Приволжского ФО; строительство, реконструкция и переоснащение аэропортов региональных и местных воздушных линий в соответствии с современными требованиями обеспечения безопасности полётов воздушных судов с целью повышения качества обслуживания потребителей авиационных услуг —  пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, авиакомпаний, владельцев воздушных судов; создание условий для привлечения коммерческих авиаперевозчиков к выполнению работ на местных и региональных воздушных линиях; совершенствование системы управления воздушным движением в воздушном пространстве субъектов СЗФО; развитие системы предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники; создание благоприятных условий для развития бизнеса в области предоставления авиационных и неавиационных услуг в аэропортах СЗФО; совершенствование воздушного законодательства России с целью стимулирования развития региональных и местных воздушных авиационных перевозок. [7]

Достичь заявленных показателей будет сложно. Прежде всего проблема в инфраструктуре аэропортов.На примере аэропорта в Пулково,в котором нет достаточного количества высокоскоростных рулежных дорожек, по которым самолеты могут быстро рулить от полос до стоянок. [8,9] Также организации прибытия воздушных судов с небольшими интервалами мешает отсутствие у порядка 10 процентов из них возможности следовать по специальным схемам захода с помощью спутниковой навигации GNSS. Особенно это касается региональной авиации, где, в том числе, используются советские турбовинтовые самолеты Ан-24.

Кроме того, в зоне Пулково находится несколько активных посадочных площадок. В 2,5 километрах от одной из полос аэропорта находится вертодром «Heli-drive», где в сутки может летать до 100 вертолетов. Их движение необходимо согласовывать с прибывающими в Пулково самолетами. С юга на организацию движения самолетов влияет аэродром Пушкин, который используют военные. Авиадиспетчеры должны учитывать и близко расположенные к Пулково новостройки, чьи жители жалуются на взлетающие самолеты. Для снижения шума авиадиспетчеры предписывают самолетам быстрее набирать высоту после взлета, что вызывает недовольство авиакомпаний из-за большего расхода топлива.

Все эти факторы планируется учесть в новой структуре, которая будет использовать два вида маршрутов: для высокой нагрузки и средне-низкой. В первом случае маршруты прибытия самолетов будут удлинять с помощью дуг по технологии PointMergeSystem. [10] Во втором случае воздушные суда будут прибывать в Пулково почти по прямой линии. Это должно оптимизировать трафик в Пулково и ликвидировать отставания от расписания.

 

 

Используемые источники

  1. Федеральное агентство воздушного транспорта «Росавиация». [Электронный ресурс]. – URL:https://m.favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-reestr-grajdanskih-ajerodromov-rf/.
  2. ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» [Электронный ресурс]. – URL: https://gkovd.ru/press-tsentr/ (дата обращения: 27.11.2019).
  3. Н. Уланов. Дорогая жизнь. [Электронный ресурс]. – URL:https://www.rbc.ru/opinions/economics/02/09/2015/ (дата обращение 11.12.2019)
  4. Санкт-Петербургский государственныйуниверситет гражданской авиации. Развитие инфраструктуры аэропорта «Пулково» [Электронный ресурс]. – URL: https://sbguba.ru//organization_Pulkovo_aehroport/ (дата обращения: 02.12.2019).
  5. Протокол заседания общественного совета «Росавиация» [Электронный ресурс].– URL: https://www.favt.ru/public/materials/6/c/6/d/a/ (дата обращения 10.12.2019).
  6. Сайт воздушного транспорта РФ.Доступность услуг воздушного транспорта [Электронный ресурс]. – URL: https://www.aviaport.ru/
  7. Б. Р. Панфилов. План мероприятий по развитию региональных и местных авиаперевозок в СЗФО. – М., 2018.
  8. Росавиация. Санитарно-защищенные зоны. [Электронный ресурс]. – URL:https://www.favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-priaerodromnie-territorii (дата обращения: 24.11.2019).
  9. Vartus. Аэропорт Пулкого [Электронный ресурс]. – URL:https://vatrus.info/airport/ULLI (дата обращения: 21.11.2019).
  10. АвиаПорт. ВнедрениеPointMergeSystem.[Электронный ресурс] – URL:https://www.aviaport.ru/digest/201/(дата обращения: 20.11.2019).