Среди современных методов обучения иностранным языкам значительная роль отводится методу проекта как одному из интерактивных методов обучения, о чем подробно говорится в статьях Кутуевой Г.А.[1], Степаненко К.А.[2]
Большинство авторов, занимающихся исследованиями в области педагогической науки, сходятся во мнении, что самореализация обучающихся в ходе процесса освоения дисциплины обладает неоспоримой эффективностью не только в формате индивидуальной работы, но и в формате парного и группового взаимодействия студентов.
Метод проектной деятельности в сфере обучения иностранным языкам как яркий представитель личностно-ориентированной развивающей технологии напрямую связан не только с формированием навыков и умений в сфере обучения иностранным языкам, но и с вовлечением обучающихся в процесс решения познавательных задач, что способствует расширению кругозора учащихся и формированию у них социокультурной компетенции.[3]
Полученное задание по проектной деятельности с последующим докладом-презентацией перед членами своей учебной группы и преподавателем дает студенту/ам возможность приобрести навык работы с разнообразными источниками информации, в число которых входит индивидуальное консультирование специалистами той или иной области знаний (в нашем случае речь идет о запросе на индивидуальное консультирование по тематике проекта представителями компаний, а также профессорско-преподавательским составом, ведущим курсы по определенным программам и дисциплинам).
Виды проектов:
В проектной деятельности как правило выделяются три основные формата – индивидуальный, парный и групповой. В данной работе будет рассматриваться последний из вышеприведенных методов, поскольку групповая работа наилучшим образом способствует развитию коммуникативных навыков студентов, раскрывает потенциал отдельно взятой личности, работающей в тесной взаимосвязи с другими участниками проекта, смещает акцент с руководящей роли преподавателя на самостоятельную работу с незначительным вмешательством преподавателя (в роли куратора) в сам процесс, тем самым воспитывая ответственность участников проекта за результат своего труда как перед педагогом, так и перед членами своей группы. Будучи наделенными повышенной ответственностью, студенты-участники группового проекта способны к последующему раскрытию собственного потенциала уже в рамках всей учебной деятельности.
Этапы проекта:
Как правило, процесс подготовки к проектной деятельности при обучении иностранным языкам (далее ИЯ), итогом которой должно стать публичное представление темы группой студентов, охватывает несколько логических этапов:
- Выбор темы проекта из предложенного списка или тема, предложенная самим учащимся,
- Обсуждение темы проекта с выделением опорных моментов, языковых средств,[4]
- Создание плана проекта группой студентов,
- Распределение ролей,
- Стадия поиска информации, ее сбор и анализ,
- Подготовка и оформление проекта в Power Point,
- Презентация группового проекта,
- Итоговое обсуждение (вопросы и рефлексия класса/группы) и выводы.
Приведем наглядный пример групповой проектной работы студентов-бакалавров Экономического факультета второго года обучения направления «Менеджмент организаций».
На начальном этапе преподавателем была тщательно отобрана тема проекта «Особенности деятельности крупных российских или зарубежных компаний», итогом которой в конце семестра должна была стать защита-презентация выбранной студентами компании с акцентом на направление деятельности компаний, их внутренних процессах, структуре организаций, финансовой отчетности, кадровой политики и т.д.
Студенты были обеспечены учебными пособиями и преподавательскими разработками с отобранным лексико-грамматическим материалом (необходимый перечень деловой терминологии, рекомендуемые обороты и конструкции), снабжены стандартом современных требований к формату презентаций для максимально эффективного раскрытия тематики проекта (был отобран список фраз-клише, необходимые логические связки)[5], получили список рекомендуемых специалистами в данной сфере онлайн ресурсов.
В ходе подготовки проекта проводились регулярные консультирования участников проекта по содержанию и оформлению доклада-презентации.
В данной связи необходимо отметить, что на самих практических занятиях регулярно закреплялись знания в сфере экономической деятельности предприятий путем увеличения объема спецлексики по данной дисциплине методом анализа экономических статей, выполнения лексико-грамматических упражнений, просмотра видеоматериала из современных интернет-ресурсов, участия в интерактивных формах деятельности («кейсы», ролевые игры, «мозговой штурм»).[6]
Цель проекта:
Цель проекта для учащихся включала в себя несколько важных составляющих:
1.Научиться уверенно пользоваться открытыми онлайн-ресурсами для поиска и отбора информации по теме,
2.Получить более четкое представление о деятельности предприятий, как на российском, так и на зарубежном рынках,
3.Овладеть деловой терминологией и связанными с данной темой грамматическими и коммуникативными моделями,
- Освоить базовые принципы формата публичных выступлений,
5.Улучшить навыки межличностного общения путем активной работы в команде проекта,
6.Повысить уровень индивидуальной и групповой ответственности за проект.
Итоги:
- Итогом работы над проектом стали 20-минутные доклады-презентации с тщательно отобранным аутентичным материалом, оформленным в соответствии с современными требованиями, представляющие собой глубокий анализ деятельности компаний (Apple, IBM, Microsoft, РЖД, Лукойл, Сбербанк) с использованием современной терминологии, логически и грамматически корректно выстроенных высказываний.
- Необходимо добавить, что результатом проектной деятельности стало не только полученное языковое разнообразие в плане обогащение словаря учащихся в деловой сфере и приобретение навыков построения связной речи, но и опыт работы в команде, что является неотъемлемой составляющей должностных обязанностей сотрудников компаний, в которых студентам предстоит неоднократно проходить стажировку, обучаясь на своем факультете.
- Нельзя не отметить, что роль педагога-наставника была сведена к минимуму, что способствовало переносу ответственности за результат проекта на самих его участников, что может быть определено, как успешный этап в формировании личностно-ориентированного подхода в обучении.
Подводя итог вышесказанному, важно отметить, что идея применения проектного метода оправдывает себя высокими результатами в сфере развития компетенций, а особенно коммуникативной и межкультурной компетенций.[6]
Вместе с тем, было бы неправильно изолировать метод проекта от других методов обучения иностранным языкам.
Умело интегрируя данный вид деятельности в общую систему методов и технологий обучения можно значительно повысить эффективность от учебной деятельности.
Использованные источники:
- Деловой английский, вводный курс: учебное пособие/Е.Ю.Воякина [и др.]. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2013. – 116 с.
- Воякина Е.Ю. К проблеме преподавания делового английского языка как языка для специальных целей в вузе/ Воякина Е.Ю. , Королева Л.Ю.// Вопросы современной науки и практики. -2014. — № 1 (50). – с.47-55.
- Эффективное деловое общение в контекстах разных культур и обстоятельств: учебное пособие/Т.С. Самохина. – М.: Р.Валент, 2005. –216 с.
- Кутуева Г.А. Project work in teaching English/ Г.А.Кутуева, Н.Ю. Костина// Модели, системы, сети в экономике, природе и обществе. – 2013. — № 1 (5). – с.196-201.
- Латухина М.В. Понятие социокультурной компетенции в обучении английскому языку// Молодой ученый. – 2014. — № 20. – с. 725-727 – URL https: // moluch.ru/archive/79/13974
- Bobyreva Natalia. Peculiarities of Teaching English as a Foreign Language to Technical Students/ Bobyreva N. // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2015. – 182. — PP. 104-109.
- Evan Frendo. How to Teach Business English / Evan Frendo. – Harlow.: Longman, 2005. – 162 p.
- Stepanenko K.A. Project learning method as an example of innovative technology implementation in higher school/ Stepanenko K.A. // Materials of RC “Sociosphere” conferences. – 2011. — № 8. — pp. 113-115.