Спиридонова Елизавета Ивановна,
студент 2 курса ПО-СО-14
ИЯКН СВ РФ
Научный руководитель:
Е.А.Кривошапкина,
ст.преподаватель ИЯКН СВ РФ
СВФУ им.М.К. Аммосова
Долганы – один из самых молодых этносов Сибири, формирование которого шло в течение XVIII-XIX вв. на территории нынешнего Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Этот народ сложился в результате сближения, консолидации различных этнографических групп – эвенкийских родов Долган, Донгот, Эдня, Каранто, части северных якутов-оленеводов, затундринских крестьян (северных якутов, в числе предков которых были русские старожилы), илимпейских эвенков (из рода Тамбэгир, Малгачагир, Иолигир, Тыптагир и Якчар), энцев (роды Соноку, Сойта, Масуадай, Муггади и Бай) и ненцев (роды Ябтонгэ и Аседа).
Цели и задачи исследования – изучить фольклор долган, исследовать образ женщины в долганском фольклоре.
Для начала отметим, что первым исследователем, открывшим мир долганской народной культуры, в том числе фольклора, был крупный советский этнограф-сибиревед Андрей Александрович Попов (1902-1960). В 1930-1931 гг. только что окончивший Ленинградский госуниверситет А.А.Попов ездил в длительные этнографические экспедиции к долганам. В результате ему удалось собрать, кроме этнографических материалов, огромное количество фольклорных тестов, большую часть которых он записал, в транскрипции академика О.Н. Бетлингка с введением некоторых дополнительных знаков. Записи А.А.Попова особенно ценны тем, что они относятся ко времени, когда еще сохранялась живая фольклорная традиция, и ученому посчастливилось встретиться с такими выдающимися знатоками старины, как Анна и Роман Бархатовы, Петр Аксенов, Павел и Василий Яроцкие, Степан Еремин, Константин Сидельников и др.
Значительное количество записей по всему жанру фольклора долган было сделано Прокопием Елисеевичем Ефремовым (составителем тома «Фольклор долган»). Во время экспедиционных поездок на Таймыр в 1964, 1968 и 1986 гг. он записал героическое сказание «Три девушки – родные сестры», ряд сказок, мифов и песен, включенных в том «Фольклор долган».
В научном анализе долганского фольклора, в сущности, сделаны лишь первые шаги. Во вступительной статье А.А. Попова к сборнику «Долганский фольклор» кратко охарактеризовано устное народное творчество долган. Истоки хосунных сказаний долган, принадлежность их к эпическому творчеству тунгусских этносов выявлены И.С. Гурвичем. Героический эпос долган исследован в работе П.Е. Ефремова «Долганский олонхо». Другие жанры долганского фольклора до сих пор специально не исследовались.
Сами долганы выделяют следующие виды фольлора: загадки (таабурууннар), песни (ырыалар), олонхо, объединяющие несколько жанров: сказки, предания, рассказы-былины (иногда их называют былыргы остор) и собственно олонхо или олонхо с пением (ырыалаак олонко).
Сказки – наиболее распространенный и бытующий до наших дней жанр. Виды сказок традиционны: о животных, волшебные, бытовые.
Долганские волшебные сказки вобрали в себя заимствованные сюжеты и мотивы из русских и якутских сказок. Бытовые сказки похожи на рассказы о реальных событиях. В них отсутствуют чудесные превращения, волшебные силы, а говорится в основном, об уме, находчивости, стойкости главного героя. В волшебных сказках наоборот много мифического, и чудесных превращений.
В мире сказок женщины бывают в большинстве своем мифическими, например, в сказке «Ус эдьий – балыс кыргыттар» (Три сестры) образы женщин описаны так: самая старшая из девиц – работница; средняя – Симэксин (шаманка), она же повар и дровосек; самая младшая – охотница-лучница. Сюжет этой сказки, заключается в том, что младшая сестра, не послушав совета старшой сестры, идет на охоту не в том направлении и погибает. По пути она встречает огромного абаасы, который съедает ее. Узнав об этом, старшая сестра, плача и рыдая, побежала, в сторону солнца. После того, как она дошла до места жительства абаасы, подождав гостя – упомянутого абаасы из Аллараа дойду – хитро закрыла его в железный-чугунный каменный дом, в котором это чудовище находит свое последнее пристанище и погибает. Затем средняя сестра находит жилище, в котором как оказалось жили дети-сироты – маленькие мальчики. Она сразу решает остаться с ними и поднять их на ноги. По истечении времени, мальчики вырастают богатырями, защитниками своего рода и народа. Рассмотрев данную сказку, мы приходим к следующим выводам: в прошлом в долганских семьях выживали не все дети, а дети-сироты никогда не оставались одни без присмотра, долганские женщины часто усыновляли и воспитывали чужих детей, как это сделала средняя сестра из этой сказки.
Далее рассмотрим сказку «Эмээксин онуга hаhыл тириитэ» (Старуха и лисья шкура). Сюжет этой сказки заключается в том, что старуха пошла набрать воды, и вдруг нашла мертвую лису. Старуха принесла лису, ободрала снятую шкуру стала сушить. Но ветер, сорвал лисью шкуру и унес, тогда старуха пустилась вслед за ней. Бежит, не может никак догнать шкурку. Жалко ей стало потерять такую красивую шкуру. Бежит и думает: «Грудь моя, видать, тяжелая». И от злости, что не может поймать улетевшую шкуру, отрезала себе грудь, потом и руки. Дальше побежала, иссякая кровью и померла, так и не догнав шкуру лисицы. Мораль этой сказки в том, что не стоит гоняться за богатством, тем более, когда оно приобретено легкими путями. В долганских сказках в большинстве случаев женщины очень трудолюбивы, могут с легкостью выполнять мужскую работу, так же, как и мужчины охотиться на дичь, пушных зверей и даже на крупных животных, о чем свидетельствует рассмотренная ранее сказка.
Долганские женщины также весьма храбры духом и сердцем, не бояться никаких трудностей. Они готовы пройти через все испытания в жизни, когда речь идет о спасении своего ребенка. Например, в сказке «Дьактар онуга эбэкэ» (Женщина и медведь) рассказывается о весьма храброй женщине с грудным ребенком, которая заблудившись, смогла спасти себя и ребенка от холода и голода. Вот как это было. Однажды молодая женщина с ребенком заблудилась в лесу. Долго она бродила по лесу и в итоге, не найдя дороги домой, она пришла к берлоге медведя, в надежде там согреться. Медведь, к ее удивлению, оставил женщину, и стали они там жить до весны. Когда проснулись, медведь, собирая съедобные корни, кормил женщину. Но потом, их нашли люди и стали просить медведя, чтобы он отпустил женщину. На это медведь взревел ужасно и убежал в лес. Только тогда люди смогли забрать женщину с ребенком.
Сказки с подобным сюжетом встречаются у многих северных народов. Например, у эвенов и эвенков есть сказки, в которых также рассказывается о вынужденном сожительстве женщины или девушки после того, как они заблудились. По моему, данная сказка очень трогательна, и говорит о том, что даже самые большие хищники могут понять и помочь человеку. На примере поступка этой женщины и людей, нашедших женщину можно констатировать что, люди и животные могут жить дружно, не причиняя друг другу зла.
Таким образом, на примере некоторых сказок мы представили разные образы долганских женщин: трудолюбивых, способных выполнять любую работу, в том числе и мужскую, смелых, умных и мудрых. Но вместе показали и женщину с отрицательными чертами характера: жадную и злую. И надо отметить, что такие люди всегда высмеиваются в фольклорных произведениях всех народов. В дальнейшем наше исследование женского образа в фольклоре долган будет продолжено и показано в следующих работах.
Список использованной литературы
1.Фольклор долган. / Сост. П.Е. Ефремов.- Новосибирск, 2000. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
2.Фольклор и этнография народов Севера: Сб. Научных трудов. — СПб.: Образование, 1992. — 172 с.