Проблема лидерства в современной психологической науке является одной из наиболее обсуждаемых проблем. Она не теряет свою актуальность. Обратимся к понятиям «лидерство» и «лидер». Согласно мнению Парыгина Бориса Дмитриевича, лидерство- это один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный господствующими в обществе социальными отношениями [2]. В психологическом словаре «лидер» позиционируется, как член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [4]. Личность может развить свои лидерские качества, находясь в каком-либо коллективе, являясь его членом. В словаре психологических терминов понятие «коллектив» определяется как группа людей, объединенных общими целями деятельности, подчиненных целям общества; основная самостоятельная социальная единица [4]. Без лидера группа может существовать, но непродолжительный промежуток времени. Лидер необходим для того, чтобы каким-то образом объединить людей, создать эмоционально-положительную обстановку. Лев Ильич Луманский и Александр Львович Луманский разработали систему качеств лидерства. В эту систему входят: внутренняя готовность (мотивация и познание) и практическая действенная.
В подростковом возрасте, как более осознанном этапе перехода от детства к юности появляется «чувство взрослости», которое сочетается с развитием самооценки и восприятием окружающего мира. У подростков четко выражены такие качества, как коллективность, товарищество, честь. Молодые люди способны очень быстро адаптироваться в коллективе, находить себе товарищей. Именно в таких сообществах они формируют определенные нормы, правила поведения в обществе. По словам Анны Фрейд: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование» [3, с.812]. Наряду с этим, в подростковом возрасте обостряется чувство подражания, усиливается определенная требовательность друг к другу. Поэтому в таких коллективах необходим лидер – эталон для подражания, который обладает положительными качествами. Лидерство начинает развиваться в этот период и имеет свои специфические особенности. Для подростка быть лидером - это в первую очередь иметь возможность широкого общения, а также быть в центре внимания [5, с. 144]. Татьяна Ефимовна Вежевич, рассматривая подростковое лидерство на современном этапе, в своей работе доказала, что развитие лидерских качеств подростков будет успешным, если привлечь и реализовать такие педагогические технологии управления данным процессом как создание «временного или постоянного поля самоактуализации в образовательном пространстве» [1].
Каждый человек имеет лидерские предпосылки, но не каждый может реализовать себя в данном аспекте. Лидерство в подростковом возрасте имеет свои особенности. Качества лидера начинают развиваться вместе с характером, и представляют собой проблему формирования характера. При отсутствии индивидуальных, необходимых условий для реализации лидерских способностей и возможностей характер человека может приобрести «уродливые» формы, что, возможно, приведет к необратимым последствиям. На формирование лидерских качеств подростков влияют также гендерный и половой аспекты. Существуют доказанные теории о том, что чаще всего в коллективе становятся лидерами те, кто быстрее созревают физически и способны приспосабливаться к любой ситуации. Бывают и такие случаи, когда в мужском подростковом коллективе лидером становится девочка-подросток. Это объясняется тем, что девушки быстрее созревают в физическом и личностном плане, они способны раньше мальчиков начать осмыслять ситуацию, принимать решение. Резко меняются стили общения между девочками и мальчиками. Так, если в начальной школе никаких особенных различий между девочками и мальчиками не было, то теперь они в полной мере раскрываются, разнополая дружба может прерываться или же уменьшаться. Существуют теории о том, что чаще всего в коллективе становятся лидерами те, кто быстрее созревают психически и физически, способны приспосабливаться к любой ситуации. Бывают и такие случаи, когда в мужском подростковом коллективе лидером становится девочка-подросток. Если же девочками-подростками выбирается лидер мальчик, то чаще всего он более старшего возраста и является предметом восхищения и влюбленности [2, с. 318].
Говоря о факторах, влияющих на способности лидера, следует упомянуть и такие, как темперамент, социальную среду пребывания, активность личности. Коммуникабельный, решительный, ответственный, верный людям и слову, надежный подросток может стать хорошим лидером. Проблема выявления лидерства – одна из основных задач изучения современной педагогической и возрастной психологии. Нами было проведено исследование среди подростков 12-15 лет разной половой принадлежности. С помощью методики Ковалёвой Елены Юрьевны и Орленко Ирины Васильевны, мы выявили, что у большинства подростков высокий уровень лидерства (70%), у другой половины (30%)- средний. Никто из данной группы не имеет низкого уровня лидерства. С одной стороны, это положительный результат, так как могут проявляться такие качества как: доброжелательность, верность, ответственность, коммуникабельность. Если современные подростки уверены в себе и останутся уверенными на протяжении всей жизни, то это благоприятно повлияет на общество в целом. Возможно, снизится травля других людей, уменьшится количество детских суицидов, образуется благоприятная эмоциональная сфера в обществе.
Важно знать, что лидерские качества можно развивать. Этому способствуют индивидуальные тренинги и программы по саморазвитию. Родители, учителя, воспитатели могут помочь ребенку развивать лидерские качества. Существуют различные игры, беседы, методики, с помощью которых можно актуализировать развитию лидерских качеств. Ошибочным является мнение о том, что если ребенок в школе является старостой – главой класса, то он всю жизнь будет впереди всех. Часто бывают такие ситуации, когда старостой назначили одного человека, а «управляют» коллективом другие. Не стоит забывать, что лидерство может нести и негативные последствия. Ребенок может почувствовать вседозволенность или начать испытывать страх бояться осуждения, так как на нем лежит большая ответсвенность за весь класс, коллектив.
Чтобы у ребенка развивались лидерские качества нужно с детства ценить и уважать его мнение, как можно больше общаться с ним, интересоваться его увлечениями и развивать его способности. Психологи рекомендуют родителям заниматься развитием у ребенка ораторского искусства, помочь раскрыть способности к выступлениям. Нужно готовить своих детей к решению различных ситуаций, которые могут встретиться на жизненном пути, формировать детям навыки самостоятельности в планировании своих действий и принятии решений. Лидерские качества в совокупности с другими, помогают добиться успеха в общении, в учебе, в карьере, семье.
Литература
- Вежевич Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся. Дис. … канд. пед. наук / Т.Е. Вежевич. — Улан-Удэ, — 2001.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологических теорий. М.: Мысль, 1971.
- Филип Райс, Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста / пер. с англ. под науч. ред. Е. И. Николаевой. — 12-е изд. — Москва [и др.] : Питер, 2010.
- Словарь терминов. А.Я.Психология [Электронный ресурс] — Режим доступa. — URL: http://azps.ru/handbook/k/koll354.html (дата обращения: 26.11.2019).
- Собкин В.С., Маркина О.С. Структурные компоненты Я-концепции подростка (на материале восприятия фильма Р. Быкова «Чучело») // Вопросы Психологии 2008, №5.