В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой — национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа.
Национально-региональный стандарт дает учебным заведениям возможность определять содержание школьного компонента и тем самым выразить их специфику и направленность, связь с историей народа.
Культурное наследие народа содержит педагогические ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.
Изучение этого опыта и использование достижений современной педагогической науки может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей.
Возрождение сельской школы немыслимо без обращения к народным промыслам, к народному декоративно-прикладному искусству, к трудовым традициям [3].
Этнопедагогический подход, на наш взгляд, является важным компонентом профессионального педагогического образования и профессиональной компетентности. Каждому педагогу важно быть готовым к решению педагогических задач с учетом полиэтнического состава обучающихся. Формирование умений решать педагогические задачи взаимодействия с детьми разных национальностей – процесс освоения специальной сферы общественного опыта, в результате которого происходит обретение этнопедагогической компетентности [1].
В связи с этим, перед профессиональными организациями, готовящими будущих педагогов стоит задача – применить этнопедагогический подход в подготовке учителей.
Будущий педагог во время обучения должен овладеть различными компетентностями, в том числе и этнопедагогической. Этнопедагогическая компетентность входит в структуру готовности будущего учителя технологии к работе в полиэтнической образовательной среде. Структура готовности учителя может быть представлена единством трех компонентов: ценностным – убеждение в значимости этнопедагогических знаний; деятельностным – выбор приоритета ценностей, форм толерантного взаимодействия в условиях полиэтнического состава обучающихся; рефлексивным – адекватное отношение к себе и другим людям с позиции уважения человека. Каждый компонент готовности будущего учителя к работе в условиях полиэтнической образовательной среды находится во взаимосвязи с двумя другими, выполняя при этом свою функцию [1].
На кафедре технологии Педагогического института СВФУ при изучении таких дисциплин как: «Декоративно-прикладное творчество», «Художественная обработка материалов», «Основы производства», «Национальное шитье», «Основы шитья», «Основы рукоделия», «Технология обработки материалов», «Столярное дело», «Слесарное дело», «Дизайн одежды», «Техническое творчество учащихся», «Моделирование и конструирование» применяется этнопедагогический подход. При изучении этих дисциплин студенты знакомятся с основами уникального разнообразия народных промыслов России, таких как Хохломская, Майданская, Городецкая роспись, Чкаловское кружевоплетение и другие. Наряду с ними изучаются и промыслы народов Крайнего Севера и Якутии. Все полученные знания применяются при прохождении педагогических практик [1].
Как известно, формами и видами практической деятельности этнической направленности являются: резьба по дереву, бересте и кости, выжигание, тиснение, роспись, художественная чеканка, декоративное ткачество, бисероплетение, вязание, макраме, художественная вышивка, изготовление игрушек, художественно-прикладные работы с кожей, камнем, глиной, берестой и другими природными материалами.
Педагоги считают, что рациональное использование различных форм и видов практической деятельности в технологической подготовке студентов для изготовления изделий с учетом народных традиций способствует развитию творческих возможностей.
Важно так же и, то, что работа с природными материалами, такими как береста, способствует формированию у студентов бережного отношения к окружающей среде, умение экономно использовать эти материалы.
Для пропаганды изготовления и применения изделий народных промыслов студенты принимают активное участие в различных смотрах, конкурсах и выставках.
Таким образом, все приобретенные теоретические знания и практические навыки, направленные на пропаганду декоративно-прикладного искусства народов, активно используются студентами во время прохождения технологических и учебных педагогических практик в школах, а также непосредственно в работе, после окончания вуза.
Литература
- Бортник А.Ф. Этнопедагогический подход к подготовке будущих учителей технологии. Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2012». – Выпуск 3. Том 13. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 -99 с.
- Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.
- Неустроев Н.Д., Акимов В.В., Егоров В.Н. Декоративно-прикладное искусство народов Севера в трудовом воспитании школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 136 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика – Мн.: Университетское, 2002. – 560 с.
References
- Bortnik A.F. Ethnopedagogical approach to the training of future technology teachers. Collection of scientific papers SWorld. Proceedings of the international scientific-practical conference «Scientific research and their practical application. Current state and development paths of 2012 ”. — Issue 3. Volume 13. — Odessa: KUPRIENKO, 2012–99 p.
- Kruglikov GI Methods of teaching technology workshops — 3rd ed., Sr. — Moscow: Publishing Center «Academy», 2007. — 480.
- 3. Neustroev N. D., Akimov V.V., Egorov V.N. Decorative and applied art of the peoples of the North in the labor education of schoolchildren. — M .: Publishing Center «Academy», 2001. — 136 p.
- Kharlamov IF Pedagogy — Mn.: University, 2002. — 560 p.
© А.Ф. Бортник, А.П. Соловьева, 2018