В общей правовой доктрине признано, что права и свободы не могут быть абсолютными, потому как соотношение лица осуществляющего собственные права и правомочия других лиц — это необходимое условие их реализации. В Конституции РФ этот принцип закреплен в ч.3 статьи 17 — осуществление прав человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Конституционное ограничение права — является комплексом дозволений и запретов, исполнение которых является главным условием реализации субъективного конституционного права в границах правомерного поведения, рамки которого и определены предоставленными методами конституционного регулирования.
Соотношение обязываний и запретов соотносится с каждым конституционным правом: право избирать и быть избранным (ст. 32 Конституции РФ), свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ). Ограничения реализации субъективных прав возможны только если они соответствуют критерию конституционной допустимости. Данные ограничения устанавливаются с целью обеспечения реализации полного объема прав и свобод всеми субъектами конституционного права.
В мировой правовой практике существует три способа ограничения прав и свобод:
- способ генеральной клаузулы — принятие общих принципов для реализации прав и свобод;
- способ конкретных оговорок — более уточненное установление ограничений в отношении конкретных конституционных прав;
- способ совмещения генеральной клаузулы и конкретных оговорок — установление точных или даже точечных ограничениях, при наличии общих принципов ограничений прав и свобод.
В Российской Федерации установлен способ совмещения генеральной клаузулы и конкретных оговорок, что выражено в ст. 56 Конституции РФ. Такое ограничение имеет свою форму и цель. Цель можно разделить на общую — защита основ конституционного строя, и, специальную — сумма объемов и понятий, которые охватывают общую цель.
Конституционно допустимые ограничения создают систему обязываний и запретов, цель которых обеспечение интересов как владельца собственности, так и государства.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация провозглашается социальным государством. Исходя из того, что РФ одновременно являясь правовым и социальным государством существует два критерия ограничения права частной собственности.
Первый критерий — формальный. Это значит что конституционно допустимым является только то ограничение, которое установлено федеральным законом.
Второй критерий — критерий цели. Ограничение допустимо только с целью защиты основ конституционного строя.
Исходя из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации приоритетное значение в отношениях права собственности имеет соотношение принципов правового и социального государства, поскольку именно в них соотносятся частные и публичные интересы.
Также на правовой режим частной собственности влияет конституционный принцип демократического государства. Соотношение прав собственника и народа раскрывает противоречия между частными и публичными интересами.
Исходя из вышеизложенного конституционно допустимые ограничения не должны нарушать баланс между правами и интересами государства, а также правами и интересами владельца частной собственности. Их можно разделить также на ограничения осуществляемые нормами публичного права и ограничения осуществляемые нормами частного права.
Ограничения права частной собственности осуществляется следующими методами:
1) ограничение по субъекту;
2) ограничение по объекту;
3) ограничение по цели реализации.
Также в контексте ограничений прав частной собственности важно отметить, что ст. 34 Конституции РФ гарантирует каждому право на осуществление не запрещенной законом экономической деятельности. Это значит что речь идет не только о гражданах РФ, но и апатридах и иностранных гражданах. Этот принцип также закреплен в ст. 36 Конституции РФ. Ограничивают данное право международные договоры и федеральные законы, которые имеют политико-правовой характер.
Ограничения конституционного права частной собственности может носить как временный, так и постоянный характер. В случаях постоянного ограничения это можно трактовать как то, что данное право не носит абсолютный характер.
Обязанности владельца частной собственности можно разделить разделить на две группы: 1) общие — обязанность граждан соблюдать нормы Конституции РФ и законов; 2) специальные — обязанность платить налоги и сборы, бережно относиться к среде и природным богатствам, сохранять историческое и культурное наследие.
Законодательство о конкуренции и ограничении монополистической деятельности устанавливает устанавливает категории злоупотребления частной собственностью.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод:
- Право частной собственности является элементом основных конституционных прав и свобод, которому соответствует система конституционно допустимых ограничений;
- Конституционно допустимые ограничения права частной собственности это установленная в целях защиты конституционного строя совокупность обязываний и запретов, исполнение которых является предпосылкой для реализации правомочий владения, пользования и распоряжения;
- Конституционные ограничения должны соответствовать трём признакам: 1) ограничения не должны быть направлены на реализацию собственного усмотрения в отношении собственности;
2) ограничения должны соответствовать равной пропорции частного и публичного интереса; 3) ограничение может быть осуществлено только в той степени и теми средствами, которые соответствуют конституционно значимой цели.
Список литературы:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020)
- «Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры» (4-е издание, измененное и дополненное) (Шахрай С.М.) («Статут», 2017)
- Манукян А.А. «Ограничения права собственности по законодательству Российской Федерации.» Дисс.канд. юрид. наук. — М, 1997.
- Краснова И.О. «Квалификация публичных интересов при разрешении судами споров об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд» «Экологическое право», 2020, N