ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

11 августа 12:05
Одной из актуальных проблем современного человека становится обеспечение его информационной безопасности в условиях глобализации. Сегодня дети используют социальные сети, имеют доступ к контенту различного типа, общаются в виртуальном мире, что в общей совокупности приводит к определенным деформациям в их развитии. Кроме того, одним из сложных вопросов в педагогической теории и практике является вопрос влияния средств массовой информации, социальных сетей, в частности, на формирование мировоззрения, ценностей и убеждений, установок растущего в новых условиях ребенка, а также обеспечение способов контроля и регулирования воздействия последних [1, с. 84-91]. В последнее время участились случаи вовлечения детей в сообщества безнравственного типа посредством создания закрытых групп в социальных сетях, повлекшие за собой противоправное поведение детей, послужили причиной детального изучения данного явления и обсуждения в рамках различных педагогических форумов и площадок.



Изучив исследования российских и зарубежных авторов по проблеме, рассматриваемой в данной статье, мы выявили, что понятие информационной безопасности может рассматриваться с разных аспектов. Так, исследователи рассматривают этику и культуру поведения детей в сети Интернет, в социальных сетях [2, с. 221-224], другие авторы рассматривают с позиции защиты компьютеров от вирусных атак, защиты личной информации и персональных данных [3, с. 120-127].



Обеспечение информационной безопасности, как мы считаем, включено в содержание профессионального стандарта педагога, утвержденного в 2013 году, где развивающая трудовая функция предполагает наличие умения реализовать трудовое действие «формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения» [4]. Несмотря на все нововведения и инновации в образовательной среде, на данный момент в России разработка материалов для образовательной среды сельской школы обладает высокой трудоемкостью, требует достаточного уровня квалификации и может быть успешной только при учете национально-региональной составляющей в процессе подготовки учителей в вузах России. [5, с. 67-75] Таким образом, формирование навыков поведения в виртуальной реальности и социальных сетях является обязательным требованием в работе современного педагога. Под навыками поведения в виртуальной реальности подразумевается и умение соблюдать правила обеспечения собственной безопасности, чему детей сегодня необходимо своевременно учить с раннего возраста, поскольку приобщение к виртуальной сфере происходит с дошкольного и младшего школьного возраста.



По итогам анализа статей авторов по данной проблеме, нужно подчеркнуть необходимость профессиональной подготовки педагогов к реализации трудовой функции, связанной с обеспечением информационной безопасности детей в сети Интернет, разработки современных актуальных курсов повышения квалификации и переподготовки, модулей в курсах обучения студентов педагогических колледжей и вузов по данной проблеме. Только компетентный в данной области учитель способен создать безопасные условия для развития ребенка в современном информационном обществе, вооружить его инструментами самозащиты в новой реальности.



 



Литература

  1. Муромцева А.В., Муромцев В.В. Проблемы информационной безопасности в социальных сообществах в сети Интернет // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2016. №3 (5) – С.84-91.
  2. Пантелеймонова А.В., Белова М.А. Этика и безопасность поведения школьника в интернете // сборник научных статей преподавателей и аспирантов по итогам Международной научной конференции молодых учёных, аспирантов и студентов «Наука на благо человечества — 2017». Отв.ред. и составитель Е.А. Певцова. Москва, 2017. Изд.: Московский государственный областной университет (Москва). С.221-224.
  3. Шевченко В.Г., Шевчук М.В. Обучение учащихся обеспечению информационной безопасности средствами облачного антивирусного программного // Школа будущего.   №2.  С. 120-127
  4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года № 544 н. // URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 03.03.2018)
  5. Барахсанова Е.А. Подготовка будущих учителей сельских школ в условиях реализации корпоративного электронного обучения // Многоуровневое образование в социальном пространстве города: Сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции. Под общ. ред. А.И. Барановского. 2018 Издательство: Омский экономический институт (Омск) – С.67-75.

References

  1. Muromtseva V. V., Muromtsev V. V. problems of information security in social communities in the Internet / / Bulletin of RSUH. Series «Economy. Management. Right.» 2016. No. 3 (5) – p. 84-91.
  2. Panteleimon A. V., Belova M. A. Ethics and safety of student behavior on the Internet // collection of scientific articles of teachers and post-graduate students up to the International scientific conference of young scientists, postgraduates and students «Science for the benefit of mankind — 2017». OTV.ed. and compiled by E. A. Pevtsova. Moscow, 2017. Ed.: Moscow state regional University (Moscow). P. 221-224.
  3. Shevchenko V. G., Shevchuk M. V. Training students to ensure information security by means of cloud anti-virus software / / School of the future.   No. 2.  P. 120-127
  4. Professional standard » Teacher (pedagogical activity in preschool, primary general, basic general, secondary general education (teacher)», approved by the order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation of October 18, 2013 № 544 n. / / URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (date of application: 03.03.2018)
  5. A. Barahsanova Training of future teachers of rural schools in the conditions of implementation of corporate e-learning // Multilevel education in the social space of the city: proceedings of the Interuniversity scientific-practical conference. Under the General editorship of A. I. Baranovsky. 2018 Publisher: Omsk economic Institute (Omsk) – p. 67-75.


© А.А. Неустроев, 2018