В конце XVI века во Францию проникает и получает широкое распространение учение Кальвина. Из-за этого французское государство превращается в арену жесточайшего религиозного противоборства. Не на жизнь, а на смерть конфликтовали, с одной стороны, католики, с другой — протестанты. Целая серия длительных и чрезвычайно разорительных для страны войн, проходивших с 1562 по 1598 годы, получила название «религиозных (или гугенотских войн)». Но истинные же причины этих войн лежали вне сферы интересов веры. Религия выступала своеобразной ширмой, прикрывавшей социальные интересы борющихся сторон. Хотя изначально эти конфликты основывались на религиозной почве между гугенотами и католиками, по сути эти войны были гражданскими, так как между собой сражались разные группы: стремившаяся к абсолютизму королевская власть, жаждущие восстановления феодальных привилегий крупные сеньоры, боявшаяся политической раздробленности буржуазия, требовавшая приоритета католическая церковь, добивавшаяся равенства протестантская церковь, соперничавшие между собой города северной и южной частей страны, ненавидевшие всех господ и стесняемые финансовыми поборами народные низы.
Уже на момент окончания Итальянских походов, проходивших с 1494 по 1559 годы, во французском обществе остро чувствовалось внутренне брожение, росту которого способствовали сдвиги социально-экономического характера и изменения в политической системе государства в связи с укреплением абсолютизма, а также отсутствие значительных успехов в войне.[1]
По итогам Итальянских войн Франция была вынуждена довольствоваться присоединением небольших территорий, пустой казной и огромным государственным долгом. По окончании конфликта армия была распущена, а жалование – не выплачено, что способствовало росту оппозиционных настроений.
Несмотря на то, что ситуация, сложившаяся во Франции, отличалась переплетением самых противоречивых социальных и политических интересов, приобретавших к тому же религиозную окраску, все эти противоречия объединялись в два основных направления.[2,c. 126-145]
Первое направление было представлено феодально-зависимым крестьянством и городским плебсом, боровшимися против феодального строя в целом. К ним также присоединялась и оппозиция зарождавшейся буржуазии, в среде которой было много последователей учения Кальвина.
В качестве другого направления рассматривались остатки феодальной сепаратисткой аристократии в провинции и при дворе. Главной её опорой выступали рядовые дворяне, зависимые от милостей крупной аристократии. При этом сохранение остатков вассальных связей служило тем фактором, из-за которого многие дворяне были более привязаны своим непосредственным сеньорам, чем королю. Также в данный период можно говорить о недовольстве дворян в связи с проводимой внутренней и внешней политикой династии Валуа.
Очень важно отметить, что второе направление выступало не единым фронтом, а как два противоборствующих лагеря, стремившихся подчинить себе власть в стране, при этом каждый из них существовал в рамках более-менее конкретных географических границ.
Так Кальвинистская дворянская партия возглавлялась представителями боковой линии царствующей династии из дома Бурбонов (король Наваррский Антуан; после его смерти в 1562 г. — его сын Генрих Наваррский, будущий король Генрих IV; принц Конде), а также представителями знатного рода Шатильонов (адмирал Гаспар де Колиньи и др.). Они были локализованы в Южных областях страны, сохранявших некоторые вольности и привилегии.
Во главе католического дворянства стоял сильный и представительный род Гизов. Эта группа была очень близка к королевскому двору и доходам казны, они имели широкое влияние на государство, так как им принадлежало множество церковных должностей и имений. Собственно, именно по этой причине они считали себя защитниками престола и истинной (в их понимании католической) веры.
Гражданские войны длились с 1559 по 1598 годы. Первый этап войны завершился в августе 1570 года, заключением победного для гугенотов мирного договора, гарантировавшего им широкие свободы. Но 24 августа 1572 королевская власть, пользуясь ненавистным отношением Гизов и надеясь поддержку со стороны местного населения, устраивает массовые избиения гугенотов с целью недопущения усиления позиций протестантов в стране.
Но это ничуть не уменьшило накал сопротивления противоборствующих сторон, а наоборот, разожгло новый этап войны, итогом которого стало очередное расширение прав протестантов. Однако теперь они не видели возможности победы на территории всей страны и сформировали особую организацию – гугенотскую конфедерацию. [3] По сути это было государство в государстве, обладающее собственной армией, системой налогообложения и местного самоуправления. Фактически, в данной ситуации Юг отделился от Северной части страны, в которой находилось центральное правительство. Таким образом, единство французского государства было поставлено под вопрос, а новой целью протестантов стала борьба не с родом Гизов, а борьба за смену вероломной династии Валуа.
В противовес гугенотской федеративной республике юга страны в 1576 году возникает аналогичная организация, созданная Гизами – Католическая лига, принадлежность к которой была объявлена обязательной для всех католиков. Поддерживалась Сикстом V, иезуитами и Филиппом II Испанским. Целями Лиги были борьба с гугенотами и ограничение централизованной королевской власти феодальной знатью. Как итог, на территории французского королевства образовалось два новых государства, не обремененных королевской властью.[4]
Также следует отметить, что к этому периоду Франция уже встала на путь развития капитализма и находилась в стадии накопления капитала. Несмотря на гражданские войны происходило складывание производственных цепей и закрепление на международных рынках. Можно говорить о том, что к религиозным войнам все крестьяне уже стали свободными товаропроизводителями и были арендаторами земель у землевладельцев. Зарождается новый класс буржуазии, зарабатывающий на мануфактурном способе производства.
Таким образом, к 1576 году, мы можем говорить о том, что наметившиеся в начале века тенденции к централизации и усилению абсолютизма вылились в затяжную гражданскую и религиозную войну, а также привели к экономическому кризису. Что в свою очередь крайне негативно сказалось на населении государства, открыто выступившего против налогов, ставших совершенно непосильными. Монарх перестал контролировать происходящее во французском государстве: страна распалась на части. Иностранные государства позволяли себе свободно вмешиваться в государственные дела Франции посредством организации открытых интервенций.
Сложившаяся обстановка не могла не повлиять на деятельность величайших умов своей эпохи и, реагируя на происходящее в своей стране, в 1576 году Жан Боден публикует главный труд своей жизни — «Шесть книг о государстве», в котором выступает с теоретическим обоснованием того, каким образом королевская власть сумеет быть способной в любом случае защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей. Здесь он также излагает свои взгляды на государство, на пути и методы упрочения централизованной монархической власти.
Список литературы:
- Zhukov E. M. Sovetskaya istoricheskaya enciklopediya. — M.: Sovetskaya enciklopediya. 1973—1982.
- Live Zhorzh. Religioznye vojny. — M. : OOO «Izdatel’stvo Astrel’»: OOO «Izdatel’stvo AST», — 2004. — 160 s.
- Altuhova N. I Francuzskie chinovniki v epohu Reformacii: legko li byt’ gugenotom? // Proslogion: Problemy social’noj istorii i kul’tury srednih vekov i rannego Novogo vremeni. 2018. №4 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/frantsuzskie-chinovniki-v-epohu-reformatsii-legko-li-byt-gugenotom (data obrashcheniya: 20.02.2020).
- Semikin A. A. OSNOVNYE PRICHINY RELIGIOZNO — POLITICHESKIH KONFLIKTOV VO FRANCII XVI VEKA // Skif. 2019. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-prichiny-religiozno-politicheskih-konfliktov-vo-frantsii-xvi-veka (data obrashcheniya: 20.02.2020).