ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ

21 мая 12:29

Теневую экономику можно называть по-разному: незаконная, нелегальная, скрытая, но смысл от этого не изменится. Теневая экономика — это нелегально осуществляемая хозяйственная деятельность, последствия которой угрожают экономической безопасности государства.

Определяющие признаки теневой экономики — уклонение от официальной регистрации предпринимательской деятельности и сделок, а также умышленное искажение их условий и последствий.

В России объем теневой экономики составляет около 40% от общего ВВП (рисунок 1) страны. Больший объем теневой экономики лишь у Украины (46%), Азербайджана (67%) и Нигерии (48%). Показатель теневой экономики в нашей стране — один из самых высоких во всем мире [4].

http://meridian-journal.ru/uploads/2186-3.PNG

 Рисунок 1 — Страны с крупнейшей теневой экономикой 2018 г., % от ВВП

 

Согласно исследованию теневая экономика в России вновь начала расти после спада в 2016 г. В 2017 году примерно 33 млн. человек в течение года хотя бы раз получали зарплату в конверте или не были оформлены официально. По данным исследования за последний год доля людей, которые работают неофициально, выросла с 30% до 35%.

Можно назвать ряд причин, по которым данная цифра настолько высока. Рассмотрим их подробнее.

  1. Экономические причины:
  • несовершенство налоговой системы РФ — на данный момент в России в бюджет взимается до 35% ВВП, в то время как в развитых странах этот показатель колеблется в рамках 20-25%, что говорит об относительно высоких налоговых ставках в нашей стране;
  • первичный капитал распределяется несправедливо — теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП;
  • крупномасштабные хищения средств из бюджета;
  • отсутствие стимулирования индивидуальных предпринимателей и предприятий выхода из тени.
  1. Правовые причины:
  • существенные пробелы в законодательстве страны, которые ведут к отсутствию контроля в нелегальной деятельности и чрезмерному регулированию в законной хозяйственной деятельности;
  • отсутствие четкой системы борьбы с теневой экономикой (касается определения границ полномочий органов);
  • борьба с коррупцией, которая непосредственно связана с развитием теневой экономики;
  • незащищенность эффективного открытого частного бизнеса от террора правоохранительных органов и произвола чиновников.
  1. Административные причины:
  • отсутствие эффективной государственной политики управления, направленной на создание условий, благоприятных для развития бизнеса, в том числе и малого предпринимательства;
  • неэффективная деятельность и некомпетентность государственного управленческого аппарата и его работников.
  1. Общественно-политические отношения:
  • неуверенность большинства предпринимателей в стабильности российской экономики и успехе предпринимательской деятельности ввиду отсутствия благоприятных условий для ведения бизнеса;
  • деградация культуры общества, возрастание криминала и вседозволенности, отсутствие системы воспитания будущего поколения, недоверие к правительству и антипатриотичный настрой в стране [2].

Последствия теневой экономики проявляются в следующем:

  1. Деформация налоговой сферы.

Получение «серой» заработной платы, уклонение от выплаты налогов уменьшает налоговые поступления в бюджет. Рост налогов в дальнейшем вынуждает еще большее количество людей работать неофициально.

  1. Деформация бюджетной сферы.

Недополученные средства в виде налогов, вынуждают государство сокращать расходы государственного бюджета. Невыполнение государством своих социальных программ, в свою очередь, является причиной еще большего уклонения от платежей.

  1. Влияние на эффективность макроэкономической политики.

В виду того, что теневую экономику очень сложно измерить, принятые решения, направленные на борьбу с ней, являются малоэффективными, т.к. не учитывают реального положения вещей.

  1. Деформация денежно-кредитной сферы.

Серые компании, которые занимаются кредитованием на льготных условиях, могут подрывать доверие населения к кредитным учреждениям.

  1. Укрывательство хозяйственной деятельности, негативным образом отражается на экономическом развитии: снижает реальные размеры ВВП и сильно сокращает налоговые поступления в бюджет.
  2. Влияние на инвестиционный процесс.

Сокрытие реальной экономической деятельности и ее результатов тормозит инвестиционную деятельность в стране, потому что инвесторы не хотят потерять свой капитал. Высокий уровень теневой экономики снижает международное доверие к стране со стороны потенциальных инвесторов.

  1. Влияние на состояние природной среды.

Преступные организации в своей деятельности наносят вред окружающей среде.

  1. Деформация структуры потребления.

В процессе теневой деятельности узкий круг лиц сосредотачивает в своих руках большое количество ресурсов, необходимых остальной части населения. От этого отрасли, направленные на удовлетворение потребностей населения, приходят в упадок из-за неплатежеспособности населения.

  1. Влияние на конкурентоспособность предпринимателей.

Нелегальные предприятия оказываются в более выгодном положении, т.к. из-за неуплаты многих налогов они имеют меньшие издержки.

  1. Влияние на воспроизводство рабочей силы.

«Неофициальная» работа обычно предполагает рабочий день более 8 — ми часов. Сотрудники оказываются незащищенными даже страховыми организациями. Это проявляется в отсутствии больничных и отпусков. Так же, при уходе женщины в декрет, а мужчины в армию — за ними не будет сохранено место работы [1].

Важно понимать то, что теневая экономика является самоорганизующейся, адаптивной системой, которая в самые короткие сроки может приспособиться к воздействию государства и постоянно развивается в соответствии с общими экономическими принципами.

Начинать бороться с теневой экономикой необходимо с мер законодательного характера. Есть два пути борьбы с теневой экономикой: первый — радикально-либеральный; второй — репрессиями. Радикально-либеральная борьба подразумевает собой создание пакета документов, существенно ограничивающих незаконную деятельность. Репрессивный метод борьбы подразумевает применение жестких карательных мер. Применение репрессивного метода приведёт только к тому, что большие объёмы финансовых ресурсов безвозвратно потеряются для государства. Но цель другая — заставить работать теневой сектор на экономику нашей страны. Поэтому, в июле 2017 года Министерство Финансов представило проект документы «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно — тарифной политики» на 2018-2020 годы, большая часть которого посвящена обелению экономики и борьбе с теневым сектором. Деятельность Министерства Финансов направляется на повышение доходов бюджета, при помощи увеличения собираемости налогов [3].

Также предлагается интегрирование информационных систем таможенной, налоговой служб и других органов для упрощения отслеживания денежных и товарных потоков. Ещё одной целью Минфина является введение маркировки на различные виды товаров, так же, как это уже сделано в системе ЕГАИС — система, ведущая учёт производства алкоголя.

Долю теневой экономики в РФ необходимо сокращать, но не только репрессивными мерами, но и путем создания привлекательных условий для легального бизнеса.

Можно сделать вывод, что как бы государство не стремилось устранить теневую экономику, какими бы мерами и способами не боролось с ней, все равно будет присутствовать теневой сектор в какой-либо сфере деятельности. Задача России заключается лишь в том, чтобы попытаться снизить долю нелегального бизнеса.

Организация мер по противодействию теневой экономике достаточно сложный процесс, который требует взаимодействия всех структур на каждом уровне ведения хозяйственной деятельности. Правильная разработка мер позволит эффективнее бороться с теневой экономикой.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Дергунова Е.Ф. Основные способы борьбы с теневой экономикой в России // ПРО. Экономика. 2018. № 1. С. 1-7.
  2. Кобец Е.А. Проблема теневой экономики в России // Вестник Таганрогского института управления и экономики. — 2018. — № 4. — С. 17-19.
  3. Специфика теневых финансовых процессов организаций в современной России // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XXX студ. междунар. заочной науч. — практ. конф. М.: «МЦНО». 2016. №1 (30). [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://nauchforam.m/archive/MNF_sotial/1(30).pdf (дата обращения 24.12.2019).
  4. Исследование: теневая экономика России вновь растет. [Электронный ресурс] / Официальный сайт ВВС. — Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/news-41027214 (дата обращения 24.12.2019).