Уголовный кодекс по ст. 290 1 ч. определяет взяточничество как преступление, совершенное при получении должностным лицом лично или через посредника взятки в качестве денег, ценных бумаг, прочего имущества или выгод имущественного характера за действия или бездействия в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если данные действия или бездействия входят в служебные полномочия должностного лица или оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям или бездействиям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе [1].
Ответственность за взяточничество повышается при получении должностным лицом взятки за незаконные действия или бездействия так же, как и другие преступления против интересов государственной власти и службы в органах местного самоуправления. При этом получение взятки – посягательство на нормальную деятельность публичного аппарата управления. Предметом взятки могут быть любые материальные ценности – деньги, включая иностранную валюту, иные валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество и пр., а также различного рода услуги и выгоды имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно и т. д.
Объективная сторона получения взятки – за действия или бездействия в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые входят в служебные полномочия, за действия или бездействия, которые не включены в служебные полномочия, за общее покровительство или попустительство и за незаконные действия. Субъектом преступления может быть гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства.
Уголовная ответственность за дачу взятки наступает с 16 лет. В виде взяткодателя могут выступать частные лица, лица, которые выполняют управленческие функции в коммерческой и прочей организации, и должностные лица, что не имеет значения для дачи взятки. С субъективной стороны дача взятки совершается с прямым умыслом. Особую актуальность приобретает борьба с коррупционерами в самой системе правопорядка. Одним из приоритетных направлений в деятельности органов внутренних дел руководство МВД РФ, определяя стратегию действий, признало борьбу со взяточничеством, которая представлена в ФЗ «О полиции» [2].
Такое подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации, как Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции определило основные направления деятельности органов внутренних дел применительно к противодействию взяточничества:
- защита личности, социума и всей страны от противоправных посягательств,
- выявление и раскрытие взяточничества, производство дознания по уголовным делам по коррупции,
- государственная защита потерпевших лиц, свидетелей и прочих субъектов уголовного судопроизводства и пр.
Вопрос о квалификационном определении действий взяткодателей в ситуациях перевода им денежных средств в размере не более десяти тысяч рублей за незаконные бездействия остается в настоящее время достаточно спорным. Типичными примерами считаются факты передачи работникам ГИБДД взяток за освобождение от ответственности. Ранее, до внесения нормативных поправок в уголовное законодательство, данные действия были квалифицированы как попытки подкупа за совершение заведомо незаконных действий или бездействий, которые относятся к категории серьезных преступлений и, как итог, заслуживают уголовного наказания. В настоящее время судебная практика составлена квалификацией взяточничества. В попытках устранить недочеты Уголовного кодекса РФ в отношении взяточничества указано, что данное преступление неполно предусматривает отсутствие квалифицирующих признаков преступлений, состав участников данного преступления и другие отягчающие его обстоятельства.
В качестве примера можно рассмотреть Постановление № 22-959/2019 вынесенное Астраханским областным судом. Гражданин №, управляя транспортным средством, нарушил требования ПДД и был остановлен старшими инспекторами ДПС. Для избегания ответственности, осознавая, что инспектор ДПС – должностное лицо при исполнении, посредством дачи взятки решил побудить инспектора совершить заведомо незаконное бездействие. Проблема для правоохранительных органов заключается в оценке незаконного действия как полноценной части взяточничества или его оценки в качестве попытки защитить социальные взаимоотношения. Правоохранительные органы в настоящее время находятся в процессе внедрения технических средств и систем с использованием фотофиксации и видеофиксации, что уже дало положительный результат на складывающуюся ситуацию на дорогах. Существенно активизировалась информационно-пропагандистская и разъяснительная деятельность, призывающая водителей и пешеходов соблюдать ПДД. Формирование правового сознания рассматривается сегодня в виде основного направления работы МВД РФ. Проблема заключена в том, что новые составы в уголовном праве возникли лишь как тенденция криминальной политики, которая направлена на противодействие коррупционным преступлениям. Нововведения в уголовном праве не в полной степени способствуют улучшению борьбы со взяточничеством и требуют тщательной и систематической переработки, на основании с чем породило массу проблем и вызвало неоднозначную оценку ученых и практиков. Сотрудники правоохранительной системы тщательно способствуют нововведениям для уменьшения взяточничества [3].
Таким образом, в настоящее время особое внимание следует уделять организации борьбы со взяточничеством. Законодатель, который решает проблему борьбы с взяточничеством как общественно опасным действием, расширяет возможности правового воздействия, где совместно с другими используется уголовное право, что может быть подтверждено правилами об ответственности за взяточничество.
Список используемой литературы:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. — № – ст. 2954.
- Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ (18.07.2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. — № – ст. 900.
- Постановление № 22-959/2019 22К-959/2019 от 29 марта 2019 г. по делу № 22-959/2019.
References:
- Criminal code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ (ed. of 02.08.2019) / / Collection of legislation of the Russian Federation. — 1996. — No. 25. — V. 2954.
- Federal law «on police» dated 07.02.2011 No. 3-FZ (18.07.2019) / / Collection of legislation of the Russian Federation. — 2011. — No. 7. — V. 900.
- Resolution No. 22-959 / 2019 22K-959/2019 of 29 March 2019 in case No. 22-959 / 2019.