В корпоративном управлении, государство, как акционер, имеет «двойственный правовой характер». В понятие двойственности вкладывается, во-первых, государство — как регулятор, то есть субъект формирующий корпоративное законодательство и его правоприменение (исполнение). Во-вторых, государство — как акционер на ряду с частными субъектами права, то есть держатель активов корпорации и непосредственный участник корпоративной деятельности, соблюдающий установленное законодательство.
С момента образования российского государства и до нынешнего времени, Российская Федерация (далее – РФ) значительно продвинулось в части нормативно-правового регулирования корпоративного управления, но государство как владелец принадлежащей ему части капитала (либо всего капитала) корпорации, отстает от частных акционеров по ряду критериев:
— низкий уровень восприимчивости компаний с государственным участием к изменениям в экономике,
— неэффективность управления,
— некомпетентность кадров,
— нерациональное использование ресурсов,
— непривлекательность корпорации с государственным участием для частных зарубежных инвесторов.
«Государство стремительно наращивает свое присутствие в экономике. Вклад его и госкомпаний в ВВП вырос до 70% в 2015 г. с 35% в 2005 г. Количество государственных и муниципальных унитарных предприятий за три года утроилось, ссылается ФАС на данные ЕГРЮЛ: они по-прежнему создаются на рынках с развитой конкуренцией, где использование административного ресурса и бюджетного финансирования – серьезная угроза. При этом резко выросло число региональных и муниципальных унитарных предприятий – они главные враги конкуренции на локальных рынках.» [1].
С учетом приведенных статистических данных, улучшение качества корпоративного управления является одной из первостепенных задач исполнительной ветви власти Российской Федерации, в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее -Росимущество). Компании с государственным участием напрямую влияют на экономическое состоянии и стабильность нашего государства.
«Минфин РФ ожидает в 2018 году получение прибыли в виде дивидендов от компаний с государственным участием в размере 379,8 млрд руб., указано в сопроводительных документах к проекту бюджета РФ на 2018-2020 годы. В документе также отмечается, что прогноз по поступлениям в федеральный бюджет от дивидендов госкомпаний на 2019 год составляет 425 млрд руб., в 2020 году — 456 млрд руб. «Прогноз доходов на трехлетний период сформирован с учетом направления на выплату дивидендов не менее 50% прибыли компаний с государственным участием», — сообщается в материалах к проекту бюджета.» [2].
Исходя из данных Министерства финансов РФ, наблюдается снижение поступающих в государственный бюджет доходов от компаний с государственным участием, даже с учетом планируемой приватизации, а в последующем размеры доходов в данной категории будут расти не существенно. В связи с этим, стоит рассмотреть вопрос: кто же конкретно занимается корпоративным управлением непосредственно в советах директоров и других видах органов управления корпорацией с государственным участием.
Можно предположить, что в начале современной российской истории, во время активной приватизации, исполнительным органам власти просто некого было выставлять на должности управления государственными пакетами акций, кроме государственных служащих. Стоить отметить, что бывшим советским управленцам, получавшим образование в государстве, где существовало отрицание деления права на публичное и частное, было крайне проблематично погрузиться в новый для того времени институт частного права на ровне с частными акционерами.
Государственные служащие как менеджеры по управлению государственным капиталом показали себя, мягко говоря, непродуктивно. В концепции управления государственным имуществом и приватизации РФ за 1999 г. назывались и причины, по которым система управления посредством института государственных служащих является неэффективной. В частности, отмечалось, что цели государства и его интересы, реализуемые посредством участия в хозяйственных товариществах и обществах, не всегда очевидны не только для управляющих, но и для самих государственных органов, их привлекающих, поэтому деятельность представителей РФ и иных управляющих основывается на собственном понимании этих целей и интересов. [3 с. 105].
Отсутствие заинтересованности в развитии и преумножении государственного капитала, неимение опыта в коммерческой деятельности (менеджменте) и прямолинейное действие по директивам исполнительного органа власти, привело к необходимости создания и поиска нового инструмента корпоративного управления государственным имуществом.
В постановлении Правительства РФ от 03.12.2004 N 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции»)» устанавливается, что Российская Федерация как акционер вправе отдать голоса за избрание представителями интересов Российской Федерации лиц, которые не выдвигались Российской Федерацией как акционером в качестве кандидатов для избрания в совет директоров, в случае если эти лица подписали договор о представлении интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.
Представителями интересов Российской Федерации могут быть лица, замещающие государственные должности, должности государственной службы, а также иные лица, действующие в соответствии с договором (далее — профессиональные поверенные). Из постановления усматривается, что между государственным служащим и профессиональным поверенным существует разница, в части того, что государственный служащий связан служебным контрактом, что влечет конфликт интересов, заключающийся, с одной стороны, в выполнении публично-правовых функций по обеспечению исполнения полномочий исполнительных органов власти, с другой — при заключении договора на представление интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, государственный служащий получает права и обязанности предусмотренные корпоративным законодательством и корпоративными правилами поведения. В свою очередь, такая категория лиц как профессиональные поверенные, которые не являются государственными служащими, дает государству возможность привлекать не обремененных служебным контрактом и обладающих определенными деловыми и управленческими качествами, что несомненно является положительным фактором.
В то же время, как государственные служащие, так и профессиональные поверенные обязаны следовать письменной директиве, изданной исполнительным органом, непосредственным собственником пакета акций. Получается, что категория профессиональных поверенных является расширением круга лица, которых можно назначить на должность по управлению государственным капиталом.
В свою очередь, необходимо выделить такую категорию представителей, как независимые директора, заключившие договор на представление интересов Российской Федерации. Приказом Росимущества от 21.11.2013 N 357 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы Совета директоров в акционерном обществе» устанавливается, что одной из важнейших рекомендаций при формировании структуры Совета директоров является наличие достаточного количества независимых директоров, «то есть лиц, которые не только не являются исполнительными директорами, но также независимы от должностных лиц общества, его существенных акционеров, их аффилированных лиц, подконтрольных обществу юридических лиц, крупных контрагентов общества, а также не находятся с обществом в иных отношениях, которые могут повлиять на независимость их суждений».
Деятельность независимых директоров регулируется Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 года № 1214 «О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными государственными унитарными предприятиями», где в п. 7 устанавливается, что Федеральному агентству по управлению государственным имуществом необходимо осуществлять через портал взаимодействие с организациями, в том числе общественными организациями, ассоциациями (союзами), автономными некоммерческими организациями, сфера деятельности которых связана с объединением профессиональных (независимых) директоров.
В п. 2.4.3 Кодекса Корпоративного управления, носящего рекомендательный характер, рекомендуется, чтобы независимые директора составляли не менее одной трети избранного состава совета директоров.
Однако результаты исследования, проведенные национальным советом по корпоративному управлению, отраженные в национальном докладе по корпоративному управлению за 2018 год указывается, что «только 38% из рассмотренных компаний соблюдают рекомендацию Кодекса корпоративного управления о персональном составе совета директоров и участии в его деятельности не менее трети независимых директоров от общего числа членов. В частности, все изученные компании, за исключением одной, избрали по меньшей мере одного независимого директора, а в 23% компаний не достает одного независимого члена совета для выполнения рекомендации Кодекса» [4 – c.177].
Ставя целью повышение инвестиционной привлекательности, улучшение организации корпоративного управления, повышение компетентности кадров и устойчивости к современным экономическим реалиям, исполнительным органам государственной власти РФ отвечающим за управление государственным капиталом необходимо расширять количество независимых директоров в компаниях с государственным участием, что несомненно требует более активной и в то же время качественной кадровой политики со стороны Росимущества, Министерством обороны РФ и Управлением делами Президента РФ. В частности, создание и поддержка направлений в сфере образования по корпоративному управлению, организация международных семинаров и съездов, с целью обмена опытом управленцев.
Использованные источники:
- Государство и госкомпании контролируют 70 % российской экономики [Электронный ресурс] – URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/09/29/658959-goskompanii-kontroliruyut-ekonomiki
- Минфин ожидает в 2018 году дивиденды от госкомпаний в размере 380 млрд рублей [Электронный ресурс] — URL: https://tass.ru/ekonomika/4604119
- Государственные юридические лица [Электронный ресурс]: монография / О.А. Макарова. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 105 с.
- Национальный доклад по корпоративному управлению. Выпуск X. Москва, 2018. С. 176-177, Ответственный редактор С.А. Поршаков