Жизнь человека является предметом охраны любого цивилизованного общества, поэтому ее защита является важной задачей государственного уровня. Суицид является тем деянием, которое, наряду с убийствами, причинением вреда здоровью, иными противоправными деяниями, нарушает общественное спокойствие и установленный порядок.
Отдельным термином обозначаются самоубийства, которые совершаются в подростковом периоде – пубертатный суицид. Так как, согласно законодательству Российской Федерации, детство находится под защитой государства, особое внимание уделяется проблеме подростковых самоубийств.
Самоубийство как таковое не является уголовно наказуемым для лица, его совершившего. О наказании можно говорить в том случае, когда человека к совершению самоубийства как-либо подтолкнули. Именно такое «подталкивание» будет являться уголовно наказуемым, так как образует состав преступления, предусмотренного ст. 110 Уголовного кодекса Российской Федерации (здесь и далее – УК РФ) – «доведение до самоубийства» [1].
Несовершеннолетние как лица, имеющие особый статус в силу их возраста, упоминаются в ч. 2 ст. 110 УК РФ в качестве квалифицирующего признака данного преступления. Выделение несовершеннолетних в таком качестве уже является исторически сложившейся практикой, так как в силу своих психических особенностей, негативное влияние на несовершеннолетнего влечет губительные для него последствия.
Несовершеннолетние имеют определенные особенности в своем развитии. Сам подростковый период – от 13 до 17-18 лет – является кризисным. В это время у подростка появляется ощущения себя в качестве взрослого, но новых ценностей, позволяющих им стать взрослыми еще нет. Основным достижением в этом возрасте является репутация, которую подросток получает в общении со сверстниками. Важным является понимание, которого может не хватать во взрослом мире, так как он для ребенка является новым. Из-за того, что попытки причисления себя ко взрослому миру могут проходить не так спокойно, с проблемами для еще не окрепшей психики, ребенок может сделать вывод о том, что он этому взрослому миру не нужен.
Помимо этого, эмоциональный фон у подростков меняется достаточно часто, они больше подвержены импульсивности, негативные мысли могут посещать их независимо от их статуса в окружении [2].
Подобные особенности психического развития подростка наблюдаются не во всех, но в большинстве случаев. Зная, что ребенок проходит подобную острую фазу взросления, сопровождающуюся своего рода сложностями, достаточно легко выполнить любое из альтернативных действий, указанных в диспозиции ст. 110 УК РФ. [3].
Помимо названных внутренних изменений у подростка, зачастую в этом возрасте присутствует особая внушаемость и низкая самооценка. Данные особенности будут являться взаимосвязанными, так как на почве неуверенности в себе и некой внутренней агрессии из-за непонимания картины мира, подросток начинает с особой внимательностью слушать критику от других людей и принимать все на свой счет. Так, виновное в совершении доведения до самоубийства лицо может указать подростку на какие-либо особенности его внешности, зная, что он имеет определенный набор комплексов, либо же высмеивать подростка за его, даже однократное, поведение, а также может пригрозить раскрыть информацию, которую подросток хочет оставить в тайне. В любом из этих случаев, в зависимости от осознанности и конфликтности подростка, виновный может осуществить задуманное преступное деяние достаточно легко [4].
Рассмотреть состав статьи 110 УК РФ применительно к подросткам, по нашему мнению, наиболее удобно через деление их на 2 группы:
1 Подростки в возрасте до 14 лет характеризуются своей импульсивностью. Для них совершение самоубийства будет, скорее, исключением, так как они еще недостаточно понимают всю серьезность своего поведения. Совершить подобное они могут лишь от сильной обиды, вызванной оскорблениями со стороны старших, какого-либо акта их унижения, как например прилюдное высказывание недовольства учителем в школе. Однако это будет резким решением, которое также резко угаснет.
2 Подростки от 14 до 18 лет. Они наиболее подвержены общественному мнению и влиянию на них. Им присущи перепады настроения, эмоциональный голод, влечение к самовыражению через одежду, увлечения, творчество и т.д. Одновременно им характерна и неадекватная реакция на внешние раздражители, на свои неудачи, на конфликты. Самоконтроль у таких подростков еще не развит в достаточной степени, что приводит к попыткам самоубийства, которые отражаются на психике гораздо более серьезно, чем в младших возрастных группах. Именно в такой период, под воздействием гормонального фона, повлиять на подростка становится гораздо проще [2].
Данное преступление является достаточно сложным для доказывания, так как не всегда есть возможность получить показания потерпевшего. Однако и в этом случае есть возможность получить доказательства вины обвиняемого.
Рассмотрим случай, если доведение подростка было завершено его самоубийством. В этом случае показаний потерпевшего у следствия не будет. Установить его психологическое состояние на момент совершения самоубийства прямо достаточно сложно. Для того, чтобы понять, что его сподвигло на совершение самоубийства, следователю необходимо провести экспертизу нескольких возможных объектов:
- Осмотр и экспертиза возможно найденных в жилище записей. Среди них можно выделить дневники, предсмертные записки. Данные, полученные из них, могут показать, в каком состоянии находился потерпевший: надавливание на ручку, резкие смены почерка, размашистые буквы и иные признаки почерка могут говорить о невротичности предсмертного состояния. В самих записях может быть указано лицо, из-за которого потерпевший совершил самоубийство. Эти данные, после установления того, что они принадлежали самому потерпевшему, могут быть положены в основу обвинения.
- Данные из социальных сетей, СМС-сообщений, детализации звонков. Так или иначе, потерпевший рассказывал кому-либо о своих переживаниях. Так как подростки большое количество времени проводят в социальных сетях, какие-либо проявления своих переживаний они будут там оставлять: посты с призывами к самоубийству, шуточные сообщения о том, что они хотят умереть, либо же панические проявления, такие как удаления страниц в социальных сетях, выставление пугающих картинок или записей. Вполне возможно, что именно через социальные сети, им были получены угрозы от виновного лица. Осмотр и изучение данной информации может с большой точностью указать на лицо, которое виновно в доведении подростка до самоубийства.
- Проведение посмертной психолого-психиатрической судебной экспертизы. Данная экспертиза не может с абсолютной точностью выяснить состояние потерпевшего на момент совершения самоубийства, однако она может дать данные, наиболее приближенные к реальности. Для ее проведения следователем предоставляются показания близких родственников, знакомых подростка, его личные записи, аккаунты в социальных сетях, дневники, творчество подростка – его стихи, проза, какие-либо рисунки, а также другие доступные материалы для исследования. Могут быть предоставлены и показания и сообщения, адресованные потерпевшему от обвиняемого, если его личность установлена. Эксперт должен указать, что могло привести к совершению самоубийства, какие конкретно факты могли повлиять на психологическое состояние подростка. В случае, если нет возможности установить, что стало причиной самоубийства, равно как и при тщательно спланированном самоубийстве, эксперт выясняет только само состояние потерпевшего на момент смерти.
Если же была установлена попытка самоубийства, расследовать такое преступление обычно проще. Для того, чтобы собрать достаточное количество доказательств, необходимо провести допрос потерпевшего.
Для успешного получения необходимого количества и качества показаний от несовершеннолетнего потерпевшего, прежде всего, установить с ним психологический контакт. Так как потерпевшим является подросток, сделать это сложно вдвойне.
Установление психологического контакта с несовершеннолетним необходимо начать с первых минут общения. Так как подросток может быть изначально напуган сложившейся ситуацией, своими собственными действиями, следователь должен произвести на него приятное впечатление, показать, что он не осуждает его, не пренебрегает его словами и не считает, что виноват сам подросток, так как последний может считать, что его словам не доверяют, особенно в том случае, если у него имеются проблемы с самооценкой, либо же если он достаточно стеснителен.
Так как насильственные действия в отношении подростка являются серьезным психологическим барьером, следователь должен понимать, что может быть ряд причин, по которым подросток не хочет рассказывать про обстоятельства случившегося. Примером таких причин может быть: недоверие к взрослым, которые могут его не так понять или не поверить ему; вера в угрозы со стороны преступника; нежелание расстраивать близких и т.д.
Беседу целесообразно начать не с обсуждения случившегося, а с личности самого подростка. Предварительно поговорив с родителями или друзьями, нужно установить сферу интересов подростка, так как разговор на отвлеченную тему может помочь ему расслабиться в присутствии следователя. Можно сделать комплимент его внешнему виду или узнать, как он себя чувствует, обязательно разговаривать с ним о чем-то позитивном. Главное – показать подростку, что с ним доброжелательны. Не следует показывать подростку подозрений в его словах, так как это может нанести его психологическому состоянию серьезный вред.
В зависимости от конкретных обстоятельств преступления, следователь должен установить психологическое состояние потерпевшего. При любом насилии, физическом или моральном, подросток будет находиться в подавленном состоянии. Коммуникация его будет затруднена. Сам подросток может говорить минимальное количество обстоятельств, в этом случае следователю необходимо уточнять необходимые обстоятельства таким образом, чтобы не причинить ему больше вреда, чем причинило совершенное преступление.
Если следователь видит, что подростку дискомфортно при проводимом следственном действии, лучшим выходом будет его прервать. Так как с несовершеннолетним на следственном действии должен находиться психолог или педагог, необходимо дать им возможность поработать с подростком.
Достаточно отчетливо можно понять состояние подростка по его жестам. Закрытые жесты, такие как скрещенные руки или ноги, хватание одной рукой за другую, попытки отодвинуться от следователя, говорят о нежелании подростка что-либо рассказывать, о его желании поскорее прекратить диалог или уйти от неприятной темы. В данной ситуации следователь должен показать, что стесняться подростку нечего, что он хочет оказать ему помощь. Можно снова увести разговор в сторону интересов подростка для некоего приободрения.
Рассмотрим основные примеры реализации объективной стороны доведения до самоубийства.
- Угрозы. Любая угроза человеком воспринимается отрицательно. Угроза, связанная с тем, чего человек боится, воспринимается гораздо более негативно, возникает сопутствующее ощущение сильного страха. В подростковом периоде возникает множество ценностей, которые понятны только самим подросткам – симпатии, самовыражение через искусство, смена жизненных ценностей и т.д. Начинает познаваться жизнь, возникает множество интересов. Наиболее болезненно воспринимаются личные качества. Давление на такие ценности посредством постоянных (систематических) угроз способно поставить подростка в тупик. С учетом особенностей психического развития грубая форма даже однократно высказанной угрозы может спровоцировать совершение самоубийства, не говоря о длительном негативном опыте получения угроз.
- Жестокое обращение. Оно охватывает различные деяния, которые причиняют потерпевшему физические и психические страдания (побои, истязания, издевательства, лишение пищи и воды, средств к существованию, медицинской помощи, ограничение свободы, принуждение к выполнению бессмысленной, изнурительной работы, изгнание из жилища, преследования и т.д.). В условиях психотравмирующей ситуации, особенно если она продолжительная, такая как помещение в психиатрический диспансер или лишение свободы или же носит наиболее серьезный характер (понуждение к действиям сексуального характера), у подростка может сложиться ощущение безвыходности. В таком случае, единственным решением для него может показаться самоубийство, как способ скорейшего прекращения мучений.
- Систематическое унижение достоинства. Такой способ доведения до самоубийства может выражаться в неоднократных актах оскорбления, глумления, постоянной травле, распространении клеветнических сведений, несправедливой критике и т.п. Попав в данную ситуацию, подросток замыкается в себе, думает, что с ним что-то не так, постоянно находится в сильном тревожном состоянии. В какой-то момент его психика может не выдержать напряжения и самоубийство станет для него наиболее разумным [4].
Если проанализировать заключения экспертиз, которые проводятся в обязательном порядке при рассмотрении и разрешении дел по факту доведения подростков до самоубийства, становится ясно, что, будучи изначально психически здоровым ребенком, противоправные действия развивают у него признаки тяжелого стресса, в результате которого он принимает решение совершить самоубийство. Признаками острой реакции на тяжелый стресс являются: нарастающее психоэмоциональное напряжение, снижение фона настроения, тревога, острое чувство страха, и, как итог – импульсивное самоубийство, как деструктивный выход из психотравмирующей ситуации [3].
Таким образом, на основе анализа данной темы мы делаем вывод, что причиной самоубийств среди подростков является пережитый ими стресс. Одной из причин такого стресса является сознательное доведение кем-либо подростка до самоубийства. В зависимости от сложившейся личной ситуации, подросток может решиться на такой шаг из-за особенного развития его психики.
Использованные источники:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 07 апреля 2020 г. № 112-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 17 июня 1996 г. № 25. ст. 2954.
- Дмитриева Н.В., Короленко Ц.П. Психологические особенности личности суицидальных подростков // Психологические науки. 2016. № 1. С. 127-134.
- Сорокина Е.Н., Валяева А.В. Доведение до самоубийства: уголовно-правовой и виктимологический аспекты // Наука, общество, государство. 2017. № 1. С. 46-52.
- Доведение до самоубийства // Официальный сайт Прокуратуры города Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. URL: http://procspb.ru (дата обращения: 08.05.2020).
Ispol’zovannye istochniki:
- Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13 ijunja 1996 g. № 63-FZ (s posl. izm. i dop. ot 07 aprelja 2020 g. № 112-FZ) // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 17 ijunja 1996 g. № 25. st. 2954.
- Dmitrieva N.V., Korolenko C.P. Psihologicheskie osobennosti lichnosti suicidal’nyh podrostkov // Psihologicheskie nauki. 2016. № 1. S. 127-134.
- Sorokina E.N., Valjaeva A.V. Dovedenie do samoubijstva: ugolovno-pravovoj i viktimologicheskij aspekty // Nauka, obshhestvo, gosudarstvo. 2017. № 1. S. 46-52.
- Dovedenie do samoubijstva // Oficial’nyj sajt Prokuratury goroda Sankt-Peterburg [Jelektronnyj resurs]. URL: http://procspb.ru (data obrashhenija: 08.05.2020).