Заинтересованность мирового сообщества к положению коренных народов, в том числе и малочисленных народов Севера, отмечаемая в последние десятилетия, обусловлена усиливающимся влиянием доминирующей культуры индустриального общества. Оно выражается как в усиленных процессах ассимиляции, так и в интенсивном промышленном освоении природных территорий.
При этом учитывается и меняющийся климат Арктики, грозящий сильно изменить климат Земли в целом. Жители арктических районов будут вынуждены изменить традиционный вид деятельности: поменяются пастбища, изменятся охотничьи угодья, станет меньше добываемой дичи, болота высохнут в одних местах и появятся в других.
Все это в совокупности оставляет все меньше возможностей для сохранения их традиционного образа жизни, материальных основ этнической культуры и самих народов как своеобразных этнических общностей. Эти проблемы отмечаются как на мировом уровне, так и в отдельных странах, в том числе и в Российской Федерации.
Правовое положение коренных малочисленных народов Севера регулирует широкий круг нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Это такие законы как закон РС(Я) «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)», «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера(новая редакция)», «О статусе национального административно-территориального образования в местах (на территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (новая редакция)», «О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)» и др.
Решение проблем негативного влияния современных климатических процессов на жизнедеятельность населенных пунктов, расположенных в бассейнах северных рек РС(Я), координируется Министерством охраны природы РС(Я) (постановления Правительства РС(Я) от 04.03.2008 г. №62).
Одной из актуальных проблем развития коренных малочисленных народов Севера является сохранение природной среды их жизнеобитания. В этом аспекте особо актуальна охрана окружающей среды и природопользование в районах Севера. Традиционные формы хозяйствования Республики Саха (Якутия) представлены отраслями – оленеводством, промыслом охотничьих зверей и дичи, рыболовством, сбором дикорастущих ягод и лекарственных растений. Использование даров природы коренными народами отнесено Федеральным законом «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2001) к традиционному природопользованию, которое определено как «исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование, способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Этот закон устанавливает цели и порядок образования территорий традиционного природопользования федерального, регионального и местного значения.
Трансформационные процессы современного общества наиболее сильно отразились на малочисленных народах Севера, занятых в традиционной сфере деятельности, поскольку их жизнедеятельность тесно связана с природными условиями. Адаптационной моделью в условиях социально-экономической трансформации в обществе в республике Саха(Я) являются родовые общины.
Официальное определение понятия «родовая община» дает закон Республики Саха (Якутия) «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» (2003). Из определения следует, что родовая община является хозяйствующим субъектом, функционирующим в целях рационального природопользования. Таким образом, родовая община представляет собой форму хозяйственной деятельности с целью достижения и удовлетворения не только экономических результатов, но и этносоциальных потребностей, т.е. защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного кочевого образа жизни, промыслов и культуры. Основное отличие родовых общин от других сельскохозяйственных структур состоит в том, что она несёт в себе функции сохранения и развития этнических компонентов (традиций, обычаев, языка и культур оленеводческих этносов). В то же время родовые общины являются коммерческими организациями и могут быть оформлены в виде сельскохозяйственных производственных кооперативов (СХПК), союзов родовых общин (союз РО), кочевых родовых общин (КРО), открытых акционерных обществ (ОАО КМНС).
Ведутся целенаправленные исследования федерального и республиканского значения по анализу современной ситуации хозяйственной деятельности родовых общин и для выделения основных приоритетов, тенденций развития традиционных отраслей Севера. Они направлены на развитие и принятие мер по сохранению и развитию коренных малочисленных народов Севера, а также разработки механизма поддержки традиционных видов хозяйствования[1]. Из их данных следует, что значительную роль в традиционном природопользовании играют родовые общины, особенно в Алданском, Нерюнгринском и Оленекском районах, которые для коренных малочисленных народов Якутии являются моделью выживания и сохранения этноса.[2]
Исследователи, указывая на уникальность этой сферы жизнедеятельности народов, отмечают, что традиционное производство народов Севера продолжает переживать последствия затянувшегося кризиса. Негативными факторами в жизнедеятельности общин отмечены:
— развитие промышленности;
— низкая зарплата;
— нерешенность земельного вопроса и загрязнение экологии;
— недостаточность правовых и социально-экономических условий для эффективного функционирования хозяйств родовых общин.
Для выхода из кризисного состояния родовых общин требуется провести их диагностику по системе экономических показателей (рентабельность, эффективность, соотношение затрат и прибыли и т.д.). На основе анализа данных должна быть сформирована антикризисная программа и обоснованы механизмы выхода из кризиса.
Направлениями такой программы могут быть, например:
— создание центров обучения и дальнейшая поддержка развития традиционного хозяйствования;
— переработка, сбыт и реализация сельскохозяйственной продукции (строительство мини-завода, внедрение безотходной технологии);
— клеточное звероводство и кинология;
— оказание различных услуг (туристические, воспитательно-экологические и другие);
— старательская добыча минеральных ресурсов.
Эти результаты следует учитывать специалистами в области урегулирования отношений между промышленностью и родовыми общинами, внесении дополнений в нормативно-правовые акты по защите прав коренных малочисленных народов, при разработке планов социально-экономического развития[3].
Опыт промышленного освоения других регионов мира для Арктики не только совершенно не подходит, а наоборот может привести к резким изменениям, не только природной среды, и одновременно непоправимый вред на качество жизни и состояние здоровья коренного населения. При промышленном и сельскохозяйственном освоении арктических районов, в первую очередь следует учитывать не только суровые климатические условия, но и не в меньшей мере региональные особенности природной среды региона, а также образа жизни северного человека, его хозяйственную деятельность:
- Нужен поиск наиболее эффективной модели законодательного регулирования для развития общины, как организационно-экономической формы деятельности коренных малочисленных народов Севера, повышения престижа традиционных отраслей хозяйства путем государственной поддержки, организации сопутствующих традиционным промыслам видов деятельности.
- В рамках осуществления полномочий органов местного самоуправления необходимо объединение возможностей и действий всех уровней власти: федеральной, региональной и муниципальной, в том числе и финансовых возможностей.
- Необходимо разработать механизм государственной поддержки социальных инфраструктурных проектов на Севере России. При этом важно предусмотреть:
– разработку программы развития инфраструктурных объектов в природно-климатических условиях Арктики;
– стимулирование участия в реализации социальных инфраструктурных проектах хозяйствующих субъектов в Арктической зоне посредством введения преференций.
Развитие республики сегодня напрямую связано с развитием Арктической зоны в целом и развитием каждого, пусть и небольшого населенного пункта, в частности. Но, для этого необходимо вкладываться в мероприятия в сфере комплексного благоустройства территорий, капитального ремонта инфраструктурных объектов поселений. Важно выстроить такую схему работы, чтобы приложить максимальные усилия к созданию основы для будущего развития Арктики, объединив, тем самым, интересы всех сторон – жителей северных регионов, органов власти всех уровней и компаний-инвесторов.
Литература
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 16.04.2021).
- Закон Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2003 года 59-З N121-III «О перечне коренных малочисленных народов Севера и мест их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в РС(Я)» (ред. 30.01.2019 2099-3N 109-VI) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 16.04.2021).
- Закон Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 года №227-З N461-III «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера» (ред. 21.11.2019) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 16.04.2021).
- Закон Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2006 года №370-3 N755-III «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (ред. 28.05.2015) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 16.04.2021).
- Закон Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2011 года №910-3 N 713-IV «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия) (ред. 30.01.2019) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 16.04.2021).
- Белоусов К.Ю., Яшина М.Н. Социология труда/Социология. Учебник. Спб, 2003.
- 7. Константинова Т.Н. Родовые общины Южной Якутии в условиях промышленного освоения. Арктика и Север. 2011. №4
- Малышева М.С., Самсонова И.В. Проблемы традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов севера Республики Саха (Якутия). Пути их решения // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 9-1. – С. 89-94;
URL: http://vaael.ru/ru/article/view?id=703 (дата обращения: 16.04.2021). - Хомутков В.Х. Этнокультурные традиции и природопользование// Вестник Калмыцкого института социально-экономических и правовых исследований. –2002. −№ 4. − С.109−113.
- Худяков С.В. Коллективность и совместность как категории социологического исследования организации // Вестник Пермского государственного технического университета. Социально-экономические науки.−2010.−No 7.− С. 41−50.
[1] Малышева М.С., Самсонова И.В. Проблемы традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов севера Республики Саха (Якутия). пути их решения // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 9-1. – С. 89-94;
URL: http://vaael.ru/ru/article/view?id=703 (дата обращения: 16.04.2021).
[2] КонстантиноваТ.Н. Родовые общины Южной Якутии в условиях промышленного освоения.Арктика и Север. 2011. №4
[3] Малышева М.С., Самсонова И.В. Проблемы традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов севера Республики Саха (Якутия). пути их решения // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 9-1. – С. 89-94;
URL: http://vaael.ru/ru/article/view?id=703 (дата обращения: 16.04.2021).