МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

13 октября 2:01

Существуют требования  государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, которые  предъявляются каждому студенту. Формируют у студентов понимание роли физической культуры в развитие человека; помогают освоить и овладеть навыками и различными видами упражнений, которые обеспечивают сохранность здоровья; развивают и совершенствуют психофизические способности и качества; помогают в самоопределение в физической культуре; формируют наличие опыта в физкультурно — спортивной деятельности, которые в дальнейшем помогут в достижение жизненных и профессиональных целей.

Целями дисциплины «Физическая культура» является: формирование у студента прежде всего физической культуры личности, а так же использовать различные средства физической культуры и спорта для дальнейшего сохранения и укрепления здоровья, воздействует на психическую и подготовку и самоподготовку к будущей жизни и к профессиональной деятельности в целом. Задачи этой дисциплины являются: обеспечить студентов необходимыми знаниями о физической культуре и спорте, а так же о жизнедеятельности человека, дать определенные знания о функционирование организма, а так же изучить основы о здоровом образе жизни, иначе говоря о ЗОЖ,  в свою очередь основы ЗОЖ помогут студентам на этапе будущей жизни формировать психические качества личности, а так же помогут освоить и овладеть необходимыми навыками, обеспечивающими укрепление и сохранение как психического, так и физического здоровья человека. Можно заметить, что студенты, которые занимаются спортом или затрагивают деятельность связанную с физической культурой, умеют строить и планировать свой режим, данные занятия формируют у студентов определенное поведение, предают уверенность в себе, можно наблюдать развитие у них престижной установки , введение здорового образа жизни , и высокий жизненный тонус. Студенты очень коммуникабельны, именно поэтому они в большой мере уверены в своих возможностях, радуются социальному признанию со стороны окружающего мира, меньше боятся критики в свой адрес [6].

Одним из главных компонентов для успешного выполнения какой либо деятельности, в том числе и для начала занятием физической культурой и спортом является мотивация. Термин «мотив» обозначает от латинского «movere», что обозначает движение, пробуждение, процесс управление физиологическим и психологическим состоянием человека, определяющий его активность, устойчивость, целеустремленность, позволяющий добиться успеха.

Мотивация — это сложный по своей природе процесс , который формирует у человека мысль что либо сделать или не сделать, это так же процесс внутренних и внешних изменений.  Мотивация направленная именно на физическую деятельность это своего рода намерения личности достичь того или иного результата, уровня физической подготовки и работоспособности [1].

Мотивация является основой любой деятельности, так как именно она придает личности определенную активность или заинтересованность человека в деятельности. Некоторые психиатры и психологи считают, что те результаты, которых достиг человек в процессе своей жизни, на 20-30% зависят от интеллекта самого человека, а на 70-80% от тех мотивов, которые побуждали его определенным образом вести себя и осуществлять свою деятельность.

Следовательно, мотивация двигательной активности важна для сохранения здоровья. Прежде всего для формирования активного интереса у студента к занятиям физической культуры и спорта, необходимо для начала формирование внутренней мотивации, которая возникает при соответствие мотивов и целей у студента. Существует ряд причин отсутствия мотивации у студентов, прежде всего это недооценка самого себя, так и недооценка роди физической культуры. Так же на отсутствие мотивации может повлиять понижение роли данного предмета в учебном заведение, в том числе и пренебрежительное отношение  со стороны других кафедр. Отсутствие мотивации в свою очередь приводит к тому, что студенты в плане физической культуры и спорта не развиваются, не могут освоить даже наипростейшие упражнения, что очень плохо может отразиться на их здоровье, кроме того во время итоговой аттестации такие студенты, как правило, не выполняют итоговые нормативы, которые предусмотрены государственной программой.

В данном случае здоровье и учеба будут взаимосвязаны и взаимообусловлены, необходимо поддерживать интерес студентов в занятиях физической культуры, при этом может возникать регулярное занятие физической культуры, что бы добиться того или иного результат, а так же самосовершенствоваться.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность.

Под действием объективных условий жизни мотивы и цели  формируются, закрепляются для деятельности учебного процесса. На мой взгляд в современных высших учебных заведениях должны разрабатываться новые организационные формы, средства и методы [3]. Эта проблема решаема, что бы улучшить проведение учебного процесса по физической культуре, необходимо использовать различные физические упражнения и различные виды спорта, которые будут учитывать интересы студента, его индивидуальность и т.д.

Формирование у студентов заинтересованности в занятиях физической культурой и спортом это многоступенчатый процесс. Необходимо развивать различные навыки как простые гигиенические , так и формирование знаний о теории воспитания, а так же необходимых знаний о физической культуре  и спорте. Важную роль в формирование интереса у студентов играет так же личностные качества преподавателя. Он должен следить за своим внешним видом, тем самым подавать пример, и как бы показывая как физическая культура и спорт влияет на здоровье, так же необходимы еще и внутренние качества такие как: доброжелательность, целеустремленность, принципиальность,  справедливость, общительность в вопросах, связанных с развитием мотиваций и знаний о физической культуре и спортом.

Факторы, которые влияют на формирование заинтересованности у студентов:

  1. Место, где проводятся занятия по физической культуре;
  2. Наличие необходимого нового инвентаря, оборудования, современной спортивной базы;
  3. Наличие большого количества спортивных секций, которые соответствовали бы интересам студента;
  4. Наличие спортивных команд , в которые студент может вступить и в дальнейшем участвовать в различных соревнованиях;
  5. Наличие спортивных стендов и галерей, где будут изображаться самые выдающиеся спортсмены, тем самым давая определенную мотивацию для остальных.

Большинство исследований показывает, что желание заниматься физической культурой и спортом у студентов положительное, однако наибольшее желание возникает у юношей приблизительно 72%, чем у девушек 56%. При этом у юношей и у девушек различная мотивация. Это можно объяснить тем, что они имеют разное отношение к занятиям и той ценности, которую спорт и физическая культура занимает в их жизни [2].

Исходя из вышеизложенного можно сказать , что занятия физической культурой и спортом должны строиться с учетом гендерных особенностей студентов, их гендерной роли, и понимании о предназначении мужчин и женщин в обществе [4].

Из ходя из позиции гендерного подхода можно заметить, что юноши предпочитают заниматься игровыми видами спорта, например единоборство, или же стараются развивать свою группу мышц, например заниматься в тренажерном зале. Девушки же чтобы не потерять свою женственность, занимаются обычно фитнесом и другими видами спорта, которые позволяют наращивать минимальное количество мышц и при этом держаться в тонусе.

Именно различия в мотивах и определяют направленность занятий физическому воспитанию. Так у юношей занятия носят развивающую направленность, а девушки больше оздоровительную.

Часто юноши хотят нарастить группу мышц для того чтобы с уметь постоять за себя и за своих близких в рахличных ситуациях, а так же обеспечить сохранность своего здоровья. У девушек же обычно мотивом является, не просто здоровье, но и красота.Девушки особенно в студенческом возрасте стараются быть привлекательными, именно это и будет являться одним из мотивов.

Так же одним из наиболее важных мотивов у студентов будет являться аттестация по занятиям физической культурой, через этот мотив формируется оздоровительный мотив [5].

Повышение мотивации зависит от секционных занятий, от ценностного потенциала физической культуры, необходимо создавать студентам комфортный режим занятий, который поможет им развивать внутреннюю мотивацию и регулярную двигательную активность.

Таким образом, мотивация является главным фактором развития интересе у студентов к занятиям физической культуры. Успешное использование средств физической культуры и спорта в учебном процессе поможет студентам сохранить физическую работоспособность, поможет в формирование быстрой адаптации, у студентов будет улучшаться успеваемость и по другим предметам, будет так же формироваться успешное выполнение работ, а так же поможет рационально использовать свое время.

 

Список литературы:

  1. Беляничева В. В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов / В. В. Беляничева, Н. В. Грачева // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики / сб. науч. ст. Вып. 2. Саратов : Наука, 2009. 6 с.
  2. Доброрадных М. Б. Ценности здоровья и имиджа в образе жизни студентов / Доброрадных М. Б. // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. М., 1998. С. 31–37.
  3. Ильин Е. П. Психология физического воспитания. СПб., 2002.
  4. Слепова Л. Н. Гендерный подход к физическому воспитанию студентов / Слепова Л. Н., Хаирова Т. Н., Дижонова Л. Б. // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 5. C. 129– 130.
  5. Старчеков М. М. Рейтинговая оценка как средство повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой / М. М. Старчеков. Омск : СГУФК, 2005. 23 с.
  6. Сырвачева И. С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И. С. Сырвачева // Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии : матер. регион. науч. конф. / ДВГУ. Владивосток, 2003. C. 108–111.