Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). [1, с.2]
Муниципальная служба в Российской Федерации является одним из основных видов публичной службы, которая имеет тесную связь с государственной службой.
В соответствии с законодательством РФ, муниципальным служащим признается лицо – гражданин РФ, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами, а также федеральными законами, законами субъектов РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет денежных средств муниципалитета. [2, с.10]
Муниципальная служба носит публично-правовой характер: представляет собой деятельность по обеспечению и защите публичного интереса, заключается в обеспечении исполнения и исполнении властных полномочий, прохождение службы осуществляется в организационной структуре – муниципальном образовании и финансируется за счет его средств.
В связи с этим, к муниципальным служащим устанавливаются высокие требования и большое количество ограничений. Ограничения, содержащиеся в ст. 13 ФЗ «О муниципальной службе РФ», одновременно являются и ограничениями, связанными с поступлением на службу и ограничениями, связанными с прохождением муниципальной службы.
Исходя из положений ФЗ, следует, что муниципальный служащий: Должен иметь гражданство РФ, либо гражданство иностранного государства (участника муждународного договора, в соответствии с которым лицо имеет право проходить муниципальную службу в РФ) [6. с. 142], при наличии вида на жительство или иного документа, подтверждающего проживание на территории РФ;
Должен быть полностью дееспособным – способным своими действиями приобретать права и нести связанные с ними обязанности (вменяемым, достигшим совершеннолетнего возраста);
Отсутствие осужденности к наказанию, которое исключало бы возможность лица осуществлять муниципальную службу по приговору суда, вступившему в силу;
Прохождение обязательной военной службы, за исключением законных оснований, когда её прохождение является невозможным, либо необязательным;
Отсутствие близкого родства или свойства лица с главой муниципального образования в случае непосредственной подчинённости ему или другим муниципальным служащим, представившим все необходимые сведения для выполнения своих должностных обязанностей, а также прошедшим военную службу по призыву и в определённых случаях прошедшим процедуру допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.
Данный перечень не является исчерпывающим и более подробный его перечень содержится в статье Федерального Закона. [3, с.13]
Однако, несмотря на большое количество ограничений, законодательство Российской Федерации предусматривает еще больший перечень запретов, установленных в отношении муниципальных служащих.
Прежде, чем перейти к рассмотрению перечня запретов, необходимо выявить – чем запреты отличаются от ограничений.
Ограничениями являются правовые нормы, в соответствии с которыми субъект не имеет права совершать те или иные действия, вступать в правоотношения, если не является соответствующим статусу, определенным требованиям.
Запрет – норма права, в соответствии с которой субъект не имеет права осуществлять установленную законом деятельность и вступать в правоотношения. Запрет невозможно отменить по воле субъекта – только законодательно, запреты наступают только после вступления лица на должность муниципального служащего.
Ввиду большого количества запретов, установленных законодательством, целесообразным является рассмотрение основных из них.[5]
- В силу публично-правового характера муниципальной службы, несовместимой с осуществлением какой-либо иной публичной деятельностью, служащим запрещено занимать должность Депутата ГД, ФС РФ и др.
- Запрещено заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме как научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Под творческой деятельностью понимается создание культурных ценностей. [4, с.3]
- Запрещено заниматься предпринимательством (как лично, так и через посредников), а также состоять членом управления коммерческой организацией.
- Разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (в том числе после увольнения).
- Использовать свое должностное положение в иных целях, не входящих в состав муниципальной службы.
- Получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.
- Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что муниципальный служащий имеет ряд прав и обязанностей, которые позволяют ему в полной мере осуществлять свои служебные полномочия, защищать права, пользоваться различными социальными гарантиями. Однако, в тоже время существует большое количество запретов и ограничений в отношении муниципального служащего. Данные ограничения устанавливаются для предупреждения злоупотребления муниципальным служащим своими должностными полномочиями (данная цель является общей для запретов и ограничений), обеспечить наиболее эффективное исполнение муниципальным служащим своих обязанностей. Целями установления запретов являются: обеспечение профессиональной деятельности муниципальных служащих, обеспечение независимости муниципальной службы.
Запреты и ограничения выступают в роли неких сдерживающих средств, так как чрезмерная свобода действий может привести к злоупотреблению со стороны власти и потере авторетета данного вида власти.
Пристатейный библиографический список:
- Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 №25-ФЗ (в ред. ФЗ от 03.08.2018 № 307-ФЗ) Ст. 2 ч.1. [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. RL: http://base.garant.ru/12152272/ (дата обращения 20.11.2019).
- Закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 №3612-1 (в ред. ФЗ от 05.12.2017 № 392-ФЗ) Ст. 3. [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. 21URL: http://base.garant.ru/104540/ (дата обращения 21.11.2019).
- Аминов И.Р. Развитие законотворчества в России: вызовы современности // В сборнике: Юриспруденция как интегративный феномен современного российского общества и государства Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Юридического института НИУ «БелГУ». 2018. С. 131-135
- Киреева Е.Ю. Муниципальная служба: Проблемы теории и практики: Монография. – М.: Изд. РАГС, 2007.
- Шарипова Э.А. Актуальные проблемы становления правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации // Правовое государство: теория и практика. 2013. № 1. С. 41 – 49.