Кризис – это явление, проистекающее в определённый период времени и характеризующийся нестабильностью финансового положения предприятия или целого государства [1, c.126]. Основные причины кризиса можно классифицировать следующим образом:
— объективные – связаны с циклическими потребностями реструктуризации и модернизации производства;
— субъективные – связаны главным образом с неэффективностью управления, неквалифицированными кадрами и т. д.
— природные – которые могут быть обусловлены климатически-природными особенностями.
Также причины кризиса можно подразделить на внутренние (напрямую зависящие от деятельности самой же фирмы) и внешние (которые оказывают хоть и косвенное, но порой довольно мощное воздействие). К примеру, внешние причины могут быть связаны со стратегиями и сложившимися тенденциями макроэкономического или глобального экономического развития, конкуренцией на мировом рынке, политическими факторами. Внутренние же причины чаще всего связаны с маркетинговыми стратегиями, внутренними коммуникациями, организацией производства, эффективностью менеджмента, инвестиционной и инновационной политикой и т. д.
Подобная нестабильность чаще всего вызвана влиянием факторов внешней среды на деятельность этого предприятия или государства. Экономический кризис создает неустойчивость финансового положения объекта кризиса, то есть компании или государства, поэтому основной целью для любого предприятия или государства – это создать эффективную систему противостояния и преодоления кризисных явлений, возвращение всей системы докризисное состояние.
Зачастую, когда функционирование предприятия уже налажено, руководство ослабляет борозды правления и контроль. Некоторое время предприятие работает по инерции, однако образуются ряд проблем в той или иной сфере деятельности, а так как этими проблемами никто не занимается, и никто их не решает, они начинают расти и приобретают уже колоссальные размеры. Наступает момент, когда эти проблемы уже невозможно не заметить, и руководитель начинает активно искать пути их решения. Так и формируются стратегии, которые выражаются в определении антикризисного управления.
Антикризисное управление – это деятельность компании или даже целого государства, направленная на преодоление кризиса, который чаще всего вызван факторами внешней среды. Антикризисное управление – процесс управления, направленный на предупреждение и минимизацию риска отрицательного воздействия кризиса, включающий в себя обширный анализ ситуации и определение мер, призванных снизить уровень кризиса и минимизировать возможность его повторения [2, c.159].
Иными словами, система антикризисного управления необходима для того, чтобы преодолеть уже сложившуюся кризисную ситуацию и максимально снизить отрицательные последствия через систему принятых мер. Для этих целей используют основные механизмы антикризисного управления, которые с течением времени совершенствуются и реформируются параллельно с изменяющимися внешними и внутренними экономико-социальными, политическими условиями. Использование мер антикризисного управления связано и с процессом развития.
Для того чтобы преодолеть кризис, компания должна следовать главным принципам, на которых и основана вся система антикризисного управления: Компания или государство должно всегда быть подготовлено к тому, что стабильность финансовой системы может быть нарушена или изменена. Это связано с тем, что кризис и вызывается, и распространяется именно там, где финансовая система неустойчива. Государство или компания должны заранее подготовиться к возможным экономическим кризисам, периодически проводить и диагностировать свою финансовую деятельность. Стадия банкротства – это критический момент для любого предприятия, чтобы его избежать, необходимо заранее проводить все необходимые проверки и отслеживать состояние финансовой системы, чтобы не подвергнуться кризису и не перейти в банкроты [3, c.139].
Постоянно отслеживать изменения в финансовых показателях за счет системы планирования. Для современных предприятий такая программа называется бюджетирование – это реальный способ контроля над финансовыми отклонениями, и возможность быстро и точно определить, в какую сторону (положительную или отрицательную) идет изменение.
Необходимо использовать принцип дифференциации, этот принцип позволяет определить степень отклонения финансовой системы предприятия от заявленной нормы, тем самым, используя огромное число индикаторов можно точно определить, где и в каком направлении произошло изменение. Компании или государству также необходимо постоянно следить и мониторить факторы из внешней среды, которые напрямую влияют или могут влиять на деятельность компании или целого государства [4, c.123].
Эти факторы надо постоянно отслеживать, создавать систему классификации степени влияния этих факторов на деятельность компании (государства), просчитывать варианты их изменения, данные мероприятия позволяют снизить степень риска банкротства и сохранить стабильную финансовую систему.
Принцип срочного реагирования заключается в том, чтобы компания или государство в целом моментально реагировало на том, что в финансовой системе есть предпосылки для развития или зарождения кризиса. Согласно теории антикризисного управления, кризис развивается и распространяется очень быстро и если вовремя не отреагировать на ситуации, то, скорее всего, в ближайшее время ее просто станет невозможно контролировать и привести в норму.
Также кризис в одном направлении может породить кризис и в других направлениях финансовой системы. Так что, чем быстрее и оперативнее будет реагирование со стороны государства (компании), тем более обеспечен положительный эффект. Принцип адекватного реагирования со стороны компании или государства. Предприятию (государству) необходимо адекватно принимать то, что кризис в полной мере или его предположение возможно приведет компанию к тому, что ей придется сократить затраты на операционную деятельность или даже вероятно отказаться совсем от инвестиционных проектов. Руководству необходимо это осознавать и принимать как должное, чтобы снизить степень риска возникновения кризиса.
Суть антикризисного управления определяет его конкретные характерные черты: Любой кризис предсказуем и ожидаем. Кризис можно в некоторой степени ускорить, предварить или отодвинуть во времени [5, c.85]. К кризисной ситуации можно и нужно быть подготовленным. Управление кризисной ситуацией требует особых умений, навыков, опыта.
Кризис управляем. Антикризисное управление выполняет по сути две основные функции:
— финансовая;
— социальная.
Первая функция заключается в том, что в процессе антикризисного управления по прошествии определенного периода времени достигается максимизация рыночной стоимости предприятия, находящегося в кризисе. Это достигается при проведении финансового оздоровления и рационального вложения инвестиций в новый бизнес.
Вторая функция связана с сохранением фирмы как объекта экономики, который способен применять местный труд и капитал, неся при этом минимальные издержки и привлекая инвестиции. Система антикризисного управления основывается на соблюдении определенных принципов [6, c.74]:
— Фирма постоянно находится под угрозой неблагоприятного изменения положения.
— Заблаговременное выявление признаков наступления кризиса на ранних этапах их проявлений.
— Оперативное принятие управленческих решений при наступлении кризиса.
— Максимальное использование всех методов и способов минимизации ущерба.
— Четкое и правильное влияние на процесс протекания кризиса при реальной экономической угрозе.
Сам процесс проведения антикризисного управления предполагает использование в работе конкретных методов, которые призваны решить возникающие проблемы.
Основными из них являются [7, c.96]:
— Полный контроль финансового состояния компании через систему показателей;
— Формирование четкой стратегии по борьбе с кризисными ситуациями;
— При необходимости проведение процедуры реорганизации и оптимизации внутренней структуры компании.
Данные методы с учетом контроля изменений капитала, дебиторской и кредиторской задолженности, уровня инвестиций позволяют не только предотвратить крупный ущерб, но и иногда полностью предотвратить кризис предприятия.
Использованные источники:
- Стайнер Ключевые рыночные концепции. 100 основных финансовых терминов / Стайнер, Боб. — М.: СПб: Нева, 2013. — 250 c.
- Фридман, П. Аудит: контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции / Фридман, Пол. — М.: Аудит, Юнити, 2015. — 286 c.
- Фридман, П. Финансы организации / П. Фридман. — М.: Аудит, 2015. — 286 c.
- Хруцкий, В.Е. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования / В.Е. Хруцкий, В.В. Гамаюнов. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 464 c.
- Четыркин, Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов / Е.М. Четыркин. — М.: Дело, 2017. — 320 c.
- Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 176 c.
- Шредер, Н.Г. Анализ финансовой отчетности / Н.Г. Шредер. — М.: Челябинск: Альфа-Пресс, 2017. — 176 c.