ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

7 июля 9:02

Как известно, основной деятельностью муниципальных органов власти является решение повседневных проблем, в которых граждане являются потребителями социальных товаров/услуг.

Муниципалитет таким образом служит естественным коммуникационным полем, которое образуется между гражданами и представителями власти [2, 7].

Муниципальные органы власти являются подотчетными избирателям и являются эффективными с точки зрения обеспечения общественных благ. Таким образом, местное самоуправление относится к важнейшим основам демократического общества.

При развитом местном самоуправлении соблюдаются следующие принципы:

— ориентация на поселенческие территориальные общности;

— четкие границы полномочий между органами управления, расположенными на разных территориальных уровнях;

— самостоятельность/независимость в ходе решения местных вопросов в рамках компетенции на законодательном уровне;

— учет интересов всех социальных групп населения, расположенных на контролируемой территории;

— ответственность органов самоуправления перед гражданами, которые делегировали им полномочия;

— активное участие социальных групп в решении вопросов местного значения.

         В России формирование местного самоуправление началось в 1990 году с принятия Закона «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Именно он внес определяющий вклад в базовые направления развития и формирования местных органов власти [1].

Впоследствии Конституция Российской Федерации стала важнейшей правовой основой последующего процесса формирования и развития системы местного самоуправления. Именно в ней закрепилось наличие системы власти народа, которая не зависела от государства касательно решения вопросов, имеющих местное значение.

Органы местного самоуправления не относятся к системе органов государственной власти. Это положение говорит о том, что в границах своей компетенции, касательно решения определенных проблем местного значения, самоуправляемые территориальные общности являются самостоятельными и независимыми от центральной власти.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является одним из наиболее важных нормативных правовых актов, которые разъясняют понятия, применяемые в правовом регулировании муниципальных отношений. На основании его первой статьи выводится определение местного самоуправления [5].

          Местным самоуправлением считается форма реализации народом власти, которая на законодательном уровне обеспечивает самостоятельное решение под собственную ответственность гражданами напрямую/через органы местного самоуправления вопросов местного значения с учетом интересов граждан и различных местных традиций [6].

Местное самоуправление как публично-правовой институт базируется на следующих положениях Конституции:

— местное самоуправление реализуется исключительно в рамках законодательства;

— местное самоуправление наделено организационной самостоятельностью и реализуется посредством выборных органов;

— местное самоуправление является самостоятельным в границах своей компетенции;

— местное самоуправление имеет финансовые/материальные ресурсы соразмерно своим полномочиям;

— местное самоуправление наделено гарантиями государства и правом на судебную защиту.

На создание условий, способствующих полной реализации перечисленных положений, требуются крупные временные и прочие затраты. Этот сложный процесс включает в себя следующие виды деятельности:

— формирование законодательства федерального/регионального уровня касательно принципов организации местного самоуправления;

— формирование органов местного самоуправления;

— обозначение границ компетенции этих органов;

— формирование финансовой и экономической базы;

— обеспечение эффективной реализации компетентности таких органов при прямом участии в ней граждан, проживающих в муниципальном образовании.

    В практических реалиях формирование местного самоуправления осуществляется неравномерно, исходя из политических/социально-экономических условий конкретных субъектов государства, их различных традиций и прочих инерционных процессов [3].

    Согласно статье 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» органами местного самоуправления являются избираемые населением/образуемые представительным органом органы, которые наделяются собственными полномочиями касательно решения местных вопросов. В некоторых субъектах государства эти полномочия находятся под административным контролем государственных органов власти [13].

К полномочиям органов местного самоуправления согласно указанному закону относятся:

— принятие устава муниципального образования, его изменение, а также издание муниципальных правовых актов;

— создание официальных символов муниципальных образований;

— формирование муниципальных предприятий/учреждений, их финансирование и размещение муниципальных заказов;

— установление тарифов муниципальных услуг;

-обеспечение подготовки/проведение выборов/референдумов/голосований муниципального значения;

— принятие и выполнение планов/программ комплекса мер по социально-экономическому развитию муниципальных образований, организация сбора статистических данных;

— учреждение печатных средств массовой информации для публикации муниципальных правовых актов и прочих официальных данных;

— формирование связей международного и внешнеэкономического значения согласно федеральному законодательству;

— прочие полномочия, подтвержденные законодательно.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что органы местного самоуправления решают вопросы общегосударственного плана на местном уровне, выражая при этом не только интересы территориальной общности, то также выражая центральную политику в сфере, которая выходит за рамки их компетенции [5, 8].

Функции органов местного самоуправления относятся к разряду публично-властных (как по поручению государственных органов власти, так и от имени граждан). Поэтому то, что такие органы не относятся к системе государственной власти, не говорит о том, что характер их деятельности является негосударственным.

К функциям местного самоуправления относят основные направления муниципальной деятельности:

— обеспечение участия населения при решении местных вопросов;

— управление муниципальной собственностью и финансами;

— обеспечение комплексных мер, направленных на территориальное развитие;

— удовлетворение потребностей граждан в жизненно-важных услугах;

— охрана общественного порядка;

— защита законодательно утвержденных прав/интересов местного самоуправления.

        Объект муниципального управления — муниципальное образование (городское/сельское поселение, район, городской округ, внутригородская территория городов федерального значения) [10].

        К вопросам местного значения относятся те, которые касаются прямого обеспечения жизнедеятельности населения, и решение которых согласно законодательству реализуется населением/органами местного самоуправления на самостоятельной основе [11, 12].

Такие вопросы можно разделить на следующие группы:

— экономика/финансы: муниципальное имущество и ресурсы, местные бюджет/налоги/сборы;

— жизнеобеспечение: ЖКХ, благоустройство территориальной единицы, транспорт, связь, питание, торговля, дороги;

— социальная сфера: образование, медицина, культура, спорт, досуг, работа с детьми/молодежью;

— безопасность: безопасность граждан, ЧС, экология.

 Каждой из групп вопросов местного значения занимаются соответствующие органы местного самоуправления.

 Подводя итог, можно сделать вывод, что на сегодняшний день управлению муниципального образования недостает многих позиций, в первую очередь, стратегически ориентированного управления. Руководители и специалисты муниципальных органов управления часто сталкиваются с проблемами в области управления, часто слабо ориентируются в стратегических вопросах современного управления, практически не владеют технологиями  фандрайзинга и связей с общественностью, основами коммуникативного менеджмента, маркетинговым инструментарием [4, 5, 9].

Оптимальное решение, которое видно из проработанной литературы и опыта работы муниципального образования – комплексный, стратегический подход, основанный на специфике муниципального образования, учитывающий максимальное число динамично меняющихся факторов.

 

Список литературы

  1. Александров А.А., Тарбеева И.С. Гражданское участие в местном самоуправлении // Управленческое консультирование. 2016. № 12 (96). С. 63–71.
  2. Бухвальд Е.М., Иванов О.Б. Актуальные проблемы пространственной интеграции российской экономики// ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2015. № 5.
  3. Воробьев А. По документам — это лес, а там давно уже вырос город. Интервью // Известия. 2017. 17 апреля.
  4. Гумеров Э.А., Кузяшев А.Н., Шаяхметов И.Ф. Криптовалюта — новая парадигма мировой экономической системы // Экономика и управление: научно-практический журнал. Издательство БАГСУ при главе РБ. Уфа. 2018. № 4(142)., С.104-108. ISSN: 2072-8697. Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35359957   (дата обращения: 31.03.2020).
  5. Жуков А.И. О типологии муниципальных образований в Российской Федерации // Аналитический вестник Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 2002. № 13.
  6. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Региональные институты развития в системе стратегического планирования // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2018. № 1.
  7. Кузяшев А.Н., Насибуллина Р.Р., Махмутова А.А. Некоторые вопросы, касающиеся благоустройства территорий муниципальных образований // Наука. Исследования. Практика: сборник статей международной научной конференции (Санкт-Петербург, Октябрь 2019). – СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. С. 114-116. Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41741974  (дата обращения: 31.03.2020).
  8. Кузяшев А.Н. Развитие муниципальной собственности в России // Междисциплинарный подход к исследованию экономики // материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры общей экономической теории БашГУ: в 3 частях. 2017. С. 57-65. Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30787814 — (дата обращения: 31.03.2020). 
  9. Кузяшев А.Н., Саитгареева Р.Ш. Перспективы внедрения механизмов реинжиниринга бизнес-процессов в современных предприятиях // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 13 (31). С. 96-98. Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41508795 (дата обращения: 30.03.2020).
  10. Лексин В.Н. Что происходит с местным самоуправлением в России? // Федерализм. 2016. № 1 (81).
  11. Литвинов А.М. Формирование муниципальных органов власти в городском округе с внутригородским делением на примере города Челябинск // Правовое государство: теория и практика. 2016. Т. 1. № 43.
  12. Саитгареева Р.Ш., Кузяшев А.Н. Современный подход менеджмента к проблемам российских промышленных предприятий // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 13 (31). С. 21-23. Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41508769 (дата обращения: 31.03.2020).
  13. Федеральный закон от 3 апреля 2017 года № 62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1102387 / (дата обращения: 5 марта 2020 года).