Процессы закупочной деятельности квалифицируются как поддерживающие бизнес-процессы, но их воздействие на эффективность деятельности организации крайне сложно переоценить. Какая-либо организованная структура, ведущая активную деятельность, нуждается в снабжении всем необходимым для осуществления этой деятельности – от блокнотов и компьютерных мышек для работников в офисе, до приборов и запчастей, используемых при создании продукции. Причем данный процесс должен быть экономичен, эффективен и оперативен. Более того, цифровизация данных и открытие тендерных интернет-площадок позволяет постепенно сводить на нет такие пережитки прошлого, как преобладающий сектор теневого бизнеса в экономике и вращение огромного количества наличных средств в обход государственной системы налогообложения.
Управление закупочной деятельностью организации в реалиях сегодняшнего дня – один из наиболее существенных процессов, от результативности и квалитативности выполнения которого зависит конкурентоспособность бизнеса и его рентабельность. На сегодняшний день, закупки стали одной из стратегических функций в операционной деятельности любого предприятия и занимают центральное место в структуре создания конкурентоспособного товара для своих клиентов [1].
Помимо удобства, экономии времени и исключение возможности совершить ошибки при вводе данных, SRM-системы (Supplier relationship management) в России предлагали ускорение всех закупочных процессов в 2,5-3 раза. Также они неожиданно нашли поддержку в лице государства. Вступление в силу закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) показало на практике как работает подобие электронной торговой площадки, а также серьезно усложнило процесс закупок за счет бюджетных средств. Возросло число способов определения поставщиков, стало больше участников закупочного процесса. Соблюдение принципов открытости и прозрачности госзакупок, установленных ст. 7 закона 44-ФЗ, гарантируется, в частности, путем размещения всей информации о жизненном цикле закупки, за исключением сведений ограниченного доступа, в единой информационной системе zakupki.gov.ru [2].
Следует также отметить, что значительную роль в улучшении экономики в целом играет такой элемент, как прозрачность в полугосударственных секторах. Организация, в пользовании которой находится SRM – система, вынуждена работать с закупками максимально открыто, ведь в Законе № 223-ФЗ четко прописана доступность информации для любого интернет-пользователя. В первую очередь, широкой огласке предаются тендеры, связывающие различных поставщиков и государственные компании, закупающих у них товар, а также организации, в уставном капитале которых более 50% принадлежит Российской Федерации [3].
Этот важный пункт стоило отметить хотя бы потому, что за последние два года по официальным данным ЦБ РФ на теневую экономику страны приходится около 20 % всего ВВП России, что составило на 2018 год примерно 20 трлн рублей или три годовых выручки «Газпрома» за 2017 год. Однако, хорошая новость состоит в том, что начиная с 2015 года процентная составляющая теневого сектора экономики в Российской Федерации уверенно падает, в том числе благодаря введению и популяризации систем автоматизации закупок [4].
Помимо прозрачности и целебного эффекта в целом на экономику страны, автоматизация закупочной деятельности позволяет максимально рационализировать управление запасами, приводя к максимизации чистой прибыли и удовлетворение покупательских потребностей каждой фирмы-пользователя. Автоматизация планирования закупок выполняет важную функцию балансирования между излишком и дефицитом всех необходимых ресурсов для предприятия, обеспечивающих его деятельность и эффективность. В таком варианте развития событий чаще всего становится легче зайти на рынок со своим предложением любой компании. Ведь эффективные предприятия создают конкурентную среду, а большая конкуренция – много предложений, различных по цене, качеству и индивидуальных особенностей товара, насыщая рынок, максимально удовлетворив потребности конечного покупателя, т.е. нас с вами.
Любое мнение нуждается в доказательстве на конкретном примере: на сайте SAP SRM опубликован список заказчиков и интеграторов, которые используют данное решение. Вот фрагмент списка, представленный в виде табл. №1 :
Таблица №1
«Северсталь» – одна из крупнейших в мире вертикально интегрированных сталелитейных и горнодобывающих компаний c активами в России, Латвии, на Украине, в Польше, Италии и Либерии. В компании работает порядка 61 тысячи человек. В 2017 году комания «Северсталь» стала пользователем SAP TM (Transportational management), а еще ранее, в 2015 году внедрила технологию SAP SRM.
После внедрения полноформатного SAP SRM, на 21 октября 2015 года, в системе работали 10% поставщиков компании. До конца 2015 года компания планировала подключить почти всех, что означало одно – конкурсы, тендеры проводились исключительно на электронной площадке. Юрий Шеховцов, IT-директор компании «Северсталь», отметил: «Красота решения в том, что это полностью замкнутый цикл: начиная от объявления и проведения тендера, «превращения» тендера в договор до передачи заявки в цех, сопоставления ее с договором. Далее – отслеживание логистики товара по заявке и дальнейшее планирования закупок. Абсолютная интеграция» [5].
Рассмотрим изменения, произошедшие за период, не касающийся года введения полноформатного SAP SRM в компании «Северсталь». Будут рассмотрены и сопоставлены годовые бухгалтерские отчеты за 2014 год и 2016 год. Таким образом можно будет сравнить эффективность введения данного решения, опираясь на показатели прибыли, затратах на производство и других данных. Выручка компании «Северсталь» за 2014 год составила 233 634 415 тыс. рублей, а в 2016 – 305 306 314 тыс. рублей. Дельта – 71 671 899 тыс. рублей или на 30,7% увеличилась выручка компании в описываемый период. Понятно, что введение SRM-системы возможно не имела здесь особого значения и более точный расчет непосредственно только её влияния на выручку «Северстали» стребует отдельного глубокого исследования [6].
Поскольку известно, что SRM-система – это скорее про расходы предприятия, то следует всё же сравнить два основных источника средств для закупок. Это себестоимость продаж и прочие расходы. Себестоимость продаж отличилась не сильно : повысилась всего на 39 214 553 тыс. рублей или 22,9% за два года. Это могло негативно охарактеризовать сам факт введения SAP SRM в компании «Северсталь» в 2015 году, если бы не показатели «прочие расходы». В 2014 году прочие расходы составили двенадцатизначное неподъемное число – 192 682 920 тыс. рублей, а в 2016 – 17 857 249 тыс. рублей. Дельта гигантская: 174 825 671 тыс. рублей или 979% [6]. Можно ли считать, что введение SRM-системы в 2015 году позволило настолько сократить расходы ПАО «Северсталь»? Скорее всего, нет. Ведь многие товары могли быть закуплены не на ЭТП (электронных торговых площадках). Например: научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические работы, приобретение земельных участков, техники и тд…
В таком случае имело бы смысл охватить соседние года для понятия динамики изменения прочих расходов в компании «Северсталь». В 2013 году «прочие расходы» составляли всего 49 050 801 тыс. рублей, что гораздо меньше, чем в 2014 году, однако, все же намного больше, чем в 2016 году. В 2017 году «прочие расходы» составили 18 499 800, что немногим больше 2016 года. Для наглядности прочие расходы за период в 2013-2014 гг.. представлены в табл. 1.1
2013 |
2014 |
2015 (год введения SRM-системы) |
2016 |
2017 |
49 050 801 |
192 682 920 |
76 767 375 |
17 857 249 |
18 499 800 |
Табл.1.1 Прочие расходы (в тыс. руб.) ПАО «Северсталь» за 2013-2017 гг..
По таблице в целом прослеживается положительная динамика снижения прочих расходов при относительном сохранении себестоимости продаж, отмеченном на табл. 1.2
2013 |
2014 |
2015 (год введения SRM-системы) |
2016 |
2017 |
174 202 752 |
171 185 835 |
186 582 486 |
210 400 388 |
261 234 046 |
Табл.1.2 Себестоимость продаж (в тыс. руб.) ПАО «Северсталь» за 2013-2017 гг..
Чистая прибыль за этот же период выросла с 8 055 121(2013 г.) тыс. рублей до 130 178 855, причем с 2014 г. до 2016 г. она выросла на 71 603 431 тыс. рублей [6].
Таким образом, повсеместное введение SRM-систем положительно влияет на эффективность экономического развития не только одного конкретного предприятия (рассмотренного на примере «Северстали»), а и всего государства. Прозрачность потока бюджетных средств, открытые и равные отношения между покупателями и заказчиками (пользователями любой ЭТП) способствует процветанию любой отрасли и повышению конкурентоспособности товаров и услуг, увеличению предложения на рынке для обычного покупателя и удовлетворению его потребностей.
Спискок использованных источников
- Государственные и муниципальные закупки [Электронный ресурс] –– URL:http://cognitivelot.ru/about/database/gos_i_municip_zakupki/zakupki/ (дата обращения 11.11.2019).
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)
- Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральное агенство новостей «Риафан» [Электронный ресурс] –– URL: https://riafan.ru/1162018-cb-rf-nazval-samye-tenevye-sektora-ekonomiki (дата обращения 13.11.2019).
- «TAdviser» IT компании и их продукция [Электронный ресурс] –– URL: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82:SAP_Supplier_Relationship_Management_(SAP_SRM)?cache=no&ptype=proj&otr=&n_this_page=all (дата обращения 14.11.2019).
- Финансовая отчетность по РСБУ [Электронный ресурс] –– URL: https://www.severstal.com/rus/ir/results_reports/finreps_rsbu/ (дата обращения 15.11.2019).
References
- Government and municipal procurements [Electronic resource] –– URL:http://cognitivelot.ru/about/database/gos_i_municip_zakupki/zakupki/ (date of request 11.11.2019).
- Federal Act of 05.04.2013 № 44-FA (edit. of 27.06.2019) «Contractual framework in area of the prodcurements of goods, services of the security for governmental and municipal needs» (amended and add.,came into effect on 01.10.2019)
- Federal Act «Procurement of goods», construction, services for certain types of legal entities» of 18.07.2011 №223-FA (latest version)
- A federal news media owner «Riafan» [Electronic resource] –– URL: https://riafan.ru/1162018-cb-rf-nazval-samye-tenevye-sektora-ekonomiki (date of request 13.11.2019)
- «TAdviser» IT companies and their products [Electronic resource] –– URL: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82:SAP_Supplier_Relationship_Management_(SAP_SRM)?cache=no&ptype=proj&otr=&n_this_page=all (date of request 14.11.2019)
- RAS financial reporting [Electronic resource] –– URL:https://www.severstal.com/rus/ir/results_reports/finreps_rsbu/ (date of request 15.11.2019)