ПРИМЕНЕНИЕ ДНК-ДАКТИЛОСКОПИИ В КРИМИНАЛИТИКЕ

4 апреля 4:51

Впервые метод исследования человека по ДНК был предложен в 1984 г. генетиком из Великобритании Алеком Джеффрисом[1]. Именно он предложил исследовать в рамках судебно-биологической экспертизы потожировые следы пальцев на руках как носитель наследственной информации. ДНК человека представляет собой уникальный набор сведений о человеке от пола и расы до наследственных особенностей. Очевидно, что метод установления лица по ДНК представляет огромный интерес для следственной практики и помимо активного способствования раскрытию преступлений в настоящее время, создает новые перспективы в криминалистической деятельности, поскольку позволяет установить конкретное лицо при оставлении им биологического материала, который нельзя исследовать иными способами: допустим, потожировые следы с пальцев рук, которые непригодны для проведения дактилоскопической экспертизы, оставленные волосы или иные биологические следы.

Исследователи ДНК человека рассматривают геном человека как совокупность кодирующих генов (наследственной информации организма) и некодирующих (не несущих наследственную информацию) участков ДНК. Вероятность совпадения двух разных ДНК: один шанс из ста миллионов миллиардов[2], то есть невозможно представить ситуацию, когда лица с одинаковой ДНК будут находиться в одном месте, где совершится преступление. ДНК каждого живого существа остается индивидуальным и неизменным на протяжении всей жизни организма. Именно поэтому возможно исследовать следы биологического происхождения по прошествии значительного периода времени при условии их сохранения. Указанное свойство ДНК позволяет привлекать к ответственности лиц через много лет после совершения ими преступления, если ранее оно не было раскрыто. В российском законодательстве срок привлечения к уголовной ответственности по особо тяжки преступлениям составляет в соответствии со ст. 78 Уголовного Кодекса Российской Федерации[3] пятнадцать лет.

Впервые получить ДНК человека, по которому можно с абсолютной точностью установить оставившее их лицо, из потожировых следов рук, оставленных на разных предметах, удалось Рональду Ван Оорскоту и Максвелу Джонсу из Центра судебно-экспертных исследований в Австралии в 1997 г. При этом для сбора образцов они использовали самые простые материалы – пинцет и хлопчатобумажную ткань, смоченную водой, которые были предварительно стерилизованы. Таким образом, сбор образцов для ДНК-экспертизы не требует специального оборудования или специальных веществ, что повышает его использование наряду с дактилоскопической экспертизой[4]. В то же время нельзя не упомянуть, что в настоящее время с помощью технических средств возможен сбор невидимых частиц, человека (кожи, слюны, пота, волосков). Указанные частицы также позволяют определить ДНК человека.

На данный момент наиболее распространенными являются физические методы обработки потожировых следов, которые основаны на «прилипании» к веществу порошка, который не вступает в реакции с составляющими потожирового вещества для последующего извлечения из потожирового вещества ДНК в лаборатории[5].

Интересным является случаи, когда образцы потожирового следа имеют «смешанную» ДНК. Это может произойти в тех случаях, когда контакт с предметом, с которого изъят след, был у нескольких лиц, в том числе злоумышленника; либо в результате непродолжительного рукопожатия преступника с посторонним лицом. В данном случае на ладони преступника остается генетический след постороннего лица, что затрудняет точное установление злоумышленника, однако исходя из иных обстоятельств дела (наличие алиби, наличие чистых потожировых следов на иных объектах с места преступления (допустим, преступник коснулся их левой рукой) позволяют точно установить круг лиц, совершивших преступление). Лицо, проводившее ДНК-тест при обнаружении «смешанного» генетического следа должно определить количество ДНК каждого оставившего след и сформировать вероятностный вывод об оставлении следа конкретным лицом, однако не должно давать вывод исходя из иных обстоятельств дела.

Необходимо отметить, что при изъятии следов для произведения ДНК-экспертизы криминалист может нанести на след собственное ДНК. Для того, чтобы избежать вторичного нанесения ДНК при дыхании и прикосновении криминалисты используют медицинскую маску и стерильные медицинские перчатки[6].

При использовании ДНК в расследовании преступлений изъятие следов и определение ДНК для потенциального поиска лица весьма важно, однако наиболее важным является банк ДНК, к которому правоохранительные органы смогут обратиться для сопоставления полученного на месте преступления ДНК с ДНК конкретных людей. Определение структуры ДНК с места преступления не дает возможность найти самого преступника, хотя, как отмечалось ранее, ДНК несет в себе много информации, в том числе связанную с полом.

Попытка создать в Российской Федерации банк ДНК началась с принятием Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации»[7] (далее — ФЗ «О геномной регистрации») в 2008 г. Именно с этого момента в научных кругах обсуждаются проблемы, связанные с применением данного закона. В частности, как отмечалось выше, ДНК содержит много персональной информации о человеке и доступ к банку ДНК злоумышленников может способствовать совершению преступлений (допустим, информация о наследственных болезнях, которая содержится в ДНК, может способствовать выбору в качестве способа убийства не запрещенных, но опасных для данного человека веществ).

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О геномной регистрации», обязательная ДНК-регистрация в России осуществляется для осужденных к лишению свободы за совершение особо тяжких или тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности личности; неопознанных лиц, ДНК которых обнаружены на месте совершения преступления; неопознанных трупов.

         Добровольная ДНК-регистрация допустима в соответствии со ст. 6 ФЗ «О геномной регистрации», однако существуют существенные трудности в ее применении:

во-первых, добровольная ДНК-регистрация осуществляется только на платной основе, что не вызывает у населения желания в осуществлении этого права (несмотря на то, что ДНК-регистрация может понадобиться не только для следственных действий, но и для самих граждан, например, для более персонифицированного подхода в лечении или подтверждения личности);

во-вторых, добровольная регистрация не будет осуществляться лицами, которые настроены на совершения преступления в будущем. Подобный ход только уменьшит их шансы избежать наказания, поэтому банк данных ДНК, формируемый при добровольной регистрации, не может быть использован при расследовании преступлений.

Таким образом, формирование банка данных ДНК необходимо осуществлять на обязательной и повсеместной основе для оперативного выявления преступника с одной стороны, но с соблюдением прав человека и недопущением использования персональной информации, содержащейся в ДНК третьими лицами для осуществления преступной деятельности в случае доступа к последней, с другой стороны.

         Обязательная геномная регистрация применима во многих странах, в частности, Китае, США, Франции, и способствует более оперативному раскрытию преступлений[8], поэтому введение обязательной ДНК-регистрации в России лишь вопрос времени.

         В первую очередь для введения обязательной ДНК-регистрации необходимо соблюдение ст. 23 Конституции Российской Федерации[9], которая гласит закрепляет неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны. Так, Романовская О.В. отмечает, что обязательная ДНК-регистрация противоречит статье 23 Конституции, а также нарушает принцип приоритета прав человека над государственными интересами, так как персональные данные человека насильно передаются государственным органам, причем государственные органы видят потенциального преступника в гражданине[10]. Данная точка зрения должна быть учтена при разработке норм об обязательной ДНК-регистрации, что и было сделано правоведами Башкирского государственного университета, которые разрабатывают проект о ДНК-паспортизации с рождения. Исследования будут проводиться в течение трех лет (до 2022 года), однако сейчас можно понять направление деятельности группы экспертов.

         Для невозможности использования информации о ДНК третьими лицами будет использована следующая особенность ДНК: в структуре ДНК будут кодироваться отдельные участки, которые не несут информацию о человеке, однако позволяют отличить одного человека от другого. «Если представить наше ДНК как книгу, то вот эта ДНК-идентификация предполагает, что мы берем по одной букве с каких-то конкретных страниц. И по одной букве мы не сможем сказать ни о содержании книги, ни о конкретных словах, которые в ней изложены, мы просто будем иметь возможность отличить одну книгу от другой книги»[11], — пояснил один из разработчиков проекта Анисимов В.В.

         Таким образом, проблема доступа третьих лиц к персональной информации была преодолена и банк данных ДНК позволит в ближайшем будущем более оперативному раскрытию преступлений, установлению личности неизвестных трупов при производстве уголовных дел. «Около одного миллиона преступлений остаются нераскрытыми на территории Российской Федерации. То есть около миллиона преступников остаются невыявленными. Вот эта всеобщая геномная регистрация поможет нам установить этих лиц, что в общем-то улучшит безопасность оставшихся законопослушных граждан»[12] — прокомментировал разработчик проекта закона о всеобщей геномной регистрации Ф.Г. Аминев.

           Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что расследование преступлений с помощью ДНК является молодым, однако часто используемым методом, способствующим установлению лица, совершившего преступление. Данный метод применим и при отсутствии иных следов, так как человек всегда оставляет частицы, не видимые глазу, из которых можно выделить ДНК.   

         Определение ДНК, найденного на месте преступления является только первой частью при поиске преступника, так как необходимо иметь банк ДНК, с которым можно сопоставить найденные ДНК. В России нет принудительной ДНК-регистрации, однако положительный опыт зарубежных стран по данному вопросу, позволяет разрабатывать собственные методики всеобщей ДНК-регистрации, которая с одной стороны позволит быстрому раскрытию преступлений, а с другой не будет нарушать конституционные права граждан. На наш взгляд, подход, избранный экспертной группой Башкирского государственного университета позволит реализовать идею о всеобщей геномной регистрации без нарушения прав граждан.

 

Список использованных источников:

 

  1. I. Нормативные правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 (с посл. изм. и доп. от 04 ноября 2019 г. № 354-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996, № 25, ст. 2954.
  3. Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 17 декабря 2009 г. № 313-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 208. № 49, ст. 5740.

 

  1. II. Специальная литература

 

  1. 30 лет со дня открытия ДНК-дактилоскопии [Электронный ресурс]. URL: https://nauka.tass.ru/nauka/1417260 (дата обращения: 15.12.2019).
  2. Дружинин Ю.А., Лащ-Завода А.Ю. Исследование влияния средств выявления потожировых следов рук на последующее проведение ДНК-исследования / Ю.А. Дружинин, А.Ю. Лащ-Завада. М.: ЭКЦ МВД России, 2012. 205 с.
  3. Дубова Н. Ученые из Башкирии приступили к разработке генетических паспортов // Башкирское спутниковое телевидение [Электронный ресурс]. URL: https://bash.news/news/110574_uchenye_iz_bashkirii_pristupili_k_razrabotke_geneticheskix_pasportov (дата обращения: 15.12.2019).
  4. Каростина А.С. Государственная геномная регистрация в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Юридическая наука и правоприменение: взгляд молодых ученых. Саратов: Издательство ФГБОУ ВО «Саратовская юридическая академия», 2019. С. 173-174.
  5. Кондратьева И.С. Генетика в помощь: ДНК как доказательство [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.ru/process/view/145542/ (дата обращения: 15.12.2019).
  6. Романовская О.В., Романовский Г.Б. Правовое регулирование геномной регистрации в Российской Федерации // Российская юстиция. 2013. № 8. [Электронный ресурс]. URL: http://center-bereg.ru/h150.html (дата обращения: 15.12.2019).
  7. Семенов А.В., Евдокимова В.А. Роль и место ДНК-экспертизы следов пальцев рук, выявленных с помощью дактилоскопических порошков // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 2. С. 18-21.
  8. Сысоев Э. В. Криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий: учеб. пособие. Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического университета, 2007. 280 с.

 

List of references:

 

  1. Normative legal acts

 

  1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 No. 6-FKZ, dated December 30, 2008 No. 7-FKZ, dated February 05, 2014 No. 2-FKZ, dated July 21, 2014 No. 11-FKZ) // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2014. No. 31, Article 4398.
  2. The Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996 (with the last amendment and addition of November 4, 2019 No. 354-ФЗ) // Collection of legislation of the Russian Federation. 1996, No. 25, Article 2954.
  3. Federal law of December 3, 2008 No. 242-ФЗ “On state genomic registration in the Russian Federation” (as amended and supplemented by December 17, 2009 No. 313-ФЗ) // Collection of legislation of the Russian Federation. 208. No. 49, Article 5740.

 

  1. Special literature

 

  1. 30 years since the discovery of DNA fingerprinting [Electronic resource]. URL: https://nauka.tass.ru/nauka/1417260 (accessed: 12/15/2019).
  2. Druzhinin Yu.A., Lasch-Zavoda A.Yu. Investigation of the influence of means for identifying sweat marks of hands on subsequent DNA research / Yu.A. Druzhinin, A.Yu. Lasch-Zavada. M .: ECC Ministry of Internal Affairs of Russia, 2012. 205 p.
  3. Dubova N. Scientists from Bashkiria began to develop genetic passports // Bashkir satellite television [Electronic resource]. URL: https://bash.news/news/110574_uchenye_iz_bashkirii_pristupili_k_razrabotke_geneticheskix_pasportov (accessed: 12/15/2019).
  4. Karostina A.S. State Genomic Registration in the Russian Federation: Problems and Prospects // Legal Science and Law Enforcement: A View of Young Scientists. Saratov: Publishing House of the Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education “Saratov Law Academy”, 2019. P. 173-174.
  5. Kondratiev I.S. Genetics to help: DNA as evidence [Electronic resource]. URL: https://pravo.ru/process/view/145542/ (accessed: 12/15/2019).
  6. Romanovskaya OV, Romanovsky G.B. Legal regulation of genomic registration in the Russian Federation // Russian Justice. 2013. No. 8. [Electronic resource]. URL: http://center-bereg.ru/h150.html (accessed: 12/15/2019).
  7. Semenov A.V., Evdokimova V.A. The role and place of DNA examination of fingerprints identified using fingerprint powders // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 2. P. 18-21.
  8. Sysoev E. V. Forensic study of materials, substances and products: textbook. allowance. Tambov: Publishing house of the Tambov State Technical University, 2007.280 p.

 

[1] См.: 30 лет со дня открытия ДНК-дактилоскопии [Электронный ресурс]. URL: https://nauka.tass.ru/nauka/1417260 (дата обращения: 15.12.2019).

[2] См.: Кондратьева И.С. Генетика в помощь: ДНК как доказательство [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.ru/process/view/145542/ (дата обращения: 15.12.2019).

[3] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 (с посл. изм. и доп. от 04 ноября 2019 г. № 354-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996, № 25, ст. 2954.

[4] См.: Дружинин Ю.А., Лащ-Завода А.Ю. Исследование влияния средств выявления потожировых следов рук на последующее проведение ДНК-исследования / Ю.А. Дружинин, А.Ю. Лащ-Завада. М.: ЭКЦ МВД России, 2012. С. 37.

[5] См.: Семенов А.В., Евдокимова В.А. Роль и место ДНК-экспертизы следов пальцев рук, выявленных с помощью дактилоскопических порошков // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 2. С. 18-21.

[6] См.: Сысоев Э. В. Криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий: учеб. пособие. Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического университета, 2007. С. 9–12.

[7] Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 17 декабря 2009 г. № 313-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 208. № 49, ст. 5740.

[8] См.: Каростина А.С. Государственная геномная регистрация в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Юридическая наука и правоприменение: взгляд молодых ученых. Саратов: Издательство ФГБОУ ВО «Саратовская юридическая академия», 2019. С. 173-174. 

[9] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.

[10] Романовская О.В., Романовский Г.Б. Правовое регулирование геномной регистрации в Российской Федерации // Российская юстиция. 2013. № 8. [Электронный ресурс]. URL: http://center-bereg.ru/h150.html (дата обращения: 15.12.2019).

[11] Дубова Н. Ученые из Башкирии приступили к разработке генетических паспортов // Башкирское спутниковое телевидение [Электронный ресурс]. URL: https://bash.news/news/110574_uchenye_iz_bashkirii_pristupili_k_razrabotke_geneticheskix_pasportov (дата обращения: 15.12.2019).

[12] Там же.