Целью является теоретическое обоснование и практическая организация обучение грамматическому аспекту английского языка с использованием коммуникативной методики студентов СПО неязыковых специальностей.
Из цели вытекают следующие задачи работы:
- Осуществить теоретический анализ научной литературы по данной проблеме
- Использовать тренировочные упражнения с использованием коммуникативной методики.
- Провести сопоставительно-сравнительный анализ результатов процесса обучения.
Обучение грамматике можно разделить на три этапа.
На I этапе усвоения необходимо ввести грамматику, уяснить его содержание, форму и употребление. Ознакомление с новым учебным материалом для продуктивного усвоения осуществляется в учебно-речевых ситуациях, устно или в чтении. Этому этапу соответствуют следующие упражнения: 1. подчёркивания; 2. выписывание; 3. грамматический разбор;
На II этапе происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических речевых навыков.
Обучение грамматической стороне устной речи, связанное с формированием автоматизмов, осуществляется через следующие тренировочные упражнения:
- имитационные; 2. повторительные; 3. трансформационные; 4. подстановочные (таблицы); 5. упражнения игрового характера.
Тренировочные упражнения сами по себе не ведут к умению участвовать в коммуникации. Отработка отдельных элементов, грамматических структур – это обязательный этап овладения языком. Необходимо развивать навыки спонтанной коммуникации в соответствии с потребностями ситуации, а для этого требуется система коммуникативно-ориентированных упражнений.
На III этапе осуществляется окончательное оформление грамматических речевых умений и навыков. Упражнения этого этапа должны иметь коммуникативную значимость. Студентам предложили следующие виды заданий: 1. коммуникативные задания 2; учебные и естественные речевые ситуации; 3. коммуникативные игры.
В условиях коммуникативного подхода в обучении иностранному языку методы и приёмы обучения грамматической стороне языка должны базироваться на следующих принципах: 1. речемыслительной активности; 2. функциональности; 3. принцип ситуативности; 4. новизны; 5. личностной ориентации общения.
Такие виды заданий повышают мотивацию, расширяют экспрессивные возможности речи и придают естественность высказываниям студентов в учебных условиях
На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня развития лексической стороны речи. В результате проведённой работы было установлено, что качество знаний лексики на первом этапе составляет 46.6%.
На формирующем этапе студенты выполняли различные упражнения на контроль грамматических навыков.
И в заключительной части практической работы снова был проведен контроль лексических навыков у студентов I – II – III курсов колледжа. Качество лексических навыков выросло до 60%. В результате проведенной работы, мы видим, что уровень обучения вырос на 13,4%.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что коммуникативно-ориентированное обучение грамматике студентов СПО позволяет повысить их мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи, придавая естественность высказываниям студентов в учебных условиях.
Список литературы:
- Агабекян И. П. Английский язык / И. П. Агабекян. — Изд. 16-е,— Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 318, [1] с. (Среднее профессиональное образование).
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник. – Издание 2-е, дополненное, исправленное и переработанное.- Москва:Логос,2008.-384 с.
- Макар Л.В. Обучение профессионально-ориентированному общению на английском языке студентов неязыкового вуза. – Автореф. дисс… канд. пед. наук. – СПб, 2000. – 21 с.
References:
1) Aghabekyan I.P. English language / I.P. Aghabekyan. — Ed. 16th, — Rostov n / a: Phoenix, 2010. — 318, [1] p. (Secondary vocational education).
2) Zimnyaya I.A. Educational psychology: textbook. — Edition 2, supplemented, revised and revised.- Moscow: Logos, 2008.-384 p.
3) Makar L.V. Teaching professional-oriented communication in English for students of a non-linguistic university. — Author’s abstract. diss … cand. ped. sciences. — SPb, 2000 .— 21 p.