УДК 330.322
Прогнозы и планы — это в наилучшем случае предвидение реальных и вымышленных угроз и придумывание мероприятий, как бы их избегать либо сократить; в наихудшем — понимание пожеланий либо руководящих направлений вышестоящего руководства.
Подобное мнение о нынешних планах, безусловно, сомнительно, так как некоторые считают, что составление плана основывается на объективных законах социального формирования. Однако, ни одна концепция, учитывающая финансовую объективность на сегодняшний день, никак не может являться ориентиром предстоящего, так как самостоятельно макроэкономика начала исполнять соподчиненную значимость касательно политики и психологии. В условиях же ручного управления макроэкономика становится лишь техническим инструментом. Может произойти все, что угодно, а больше всего, то что неугодно.
Устойчивые направления, которые ни разу формально не планируются, такие как: в начале года стоимость на товары, в особенности на продукты питания, «подскакивают», что стало сейчас традицией, начиная с 1992 года; в середине года, ближе к августу, увеличивается предвидение необходимости применения мобилизационного управления, в том числе насильственных методов борьбы с коррупцией и возврата в государство прежде вывезенного денежного капитала; в конце года значительная доля жителей удостоверяется, что «денежная власть» никак не отвечает функциям социального государства. Нищие становятся ещё беднее, состоятельные — ещё состоятельнее. Затем все повторяется, как некая неминуемость: «что бы ни случалось с Россией в целом, цены все точно также возрастут».
Выручит ли антикризисный план федерального правительства на 2017 год справиться с угрозой спада производства и значимого уменьшения реальных доходов рядовых людей нашего государства — сложно предвидеть. Не с проста в народе считается: «Если хочешь рассмешить Господа, поделись с ним своими планами». Однако в каждом случае план нужен как признак деятельности самого правительства.
По своей структуре, такого рода план простой: поддерживание импортозамещения и экспорта продукции обрабатывающей промышленности, помощь формированию малого и среднего предпринимательства за счет уменьшения экономических и управленческих издержек, формирование возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов, возмещение дополнительных инфляционных издержек более уязвимым категориям людей (люди пенсионного возраста, семьи с несколькими детьми), сокращение напряженности на рынке труда и содействие эффективной занятости, оптимизация бюджетных затрат за счет раскрытия и уменьшения неэффективных затрат, сосредоточения ресурсов на приоритетных направлениях формирования и выполнении общественных обязанностей, увеличение стабильной банковской системы и формирование механизма санации проблемных системообразующих компаний.
Совершенно прогнозируемо, что реальные действия возникли с конечного пункта. Так ранее существовало в конце 2008 — начале 2009 гг.: в то кризисное время несколько основных банков и холдингов Российской Федерации получили из бюджета страны миллиардные вливания. Будто бы под проценты и с возвратом. Данных о том, что погашение этих сумм произошло, не было, однако существовало информация о просьбе «заемщиков» отложить их возврат более на 50 лет. Отнюдь не проявилась и направление прямого (в том числе проектного) кредитования реальных секторов экономики, деньги крутятся в основном в самой финансово-банковской области. Это плохо, разумеется, крайне наглядно в части неисполнения банками договоренностей с властью о доступности кредитов согласно нынешному хозяйственному обороту и под долгосрочные инвестиции.
По результатам прошлого кризиса не удалось узнать, коснулась ли государственная поддержка конкретной категории банков их региональной сети. Согласно страховым обязанностям перед вкладчиками, по-очевидному, да, но по формированию ссудного фонда в рамках отдельно взятого региона, по-видимому, отсутствует. В годы кризиса филиалы «ведущих» банков увеличивают собственную функцию изъятия из регионов возможных кредитных ресурсов в выгоду своего центра, как правило, центрального, то есть московского.
Если и на нынешний раз будет это повторяться, то надо поразмыслить о формировании системы государственных кредитных органов, параллельной свободно определяющимся коммерческим банкам.
Последующий этап осуществлении антикризисного плана-2017 — докапитализация системно-образующих компаний. Их насчитывается 199. Они формируют существенную долю налогооблагаемой основы для федерального бюджета, являются главными игроками на валютном рынке, стремительно формируют общественно-политическое и финансовое пространство субъектов Российской Федерации, а вследствие того правительство вынуждено их поддерживать в надежде на дальнейшую ответную реакцию.
Работа с банками и корпорациями -2 пункта, которые относительно возможно причислить к антикризисному плану. Все иные — обычное дело органов правительственного и муниципального управления, которое входит в концепцию норм и распорядков компании их деятельности. По этой причине, в случае если позволить, что и другие 58 мероприятий считаются антикризисными, в таком случае любую деятельность и в каждое время необходимо рассматривать антикризисной. И это, вероятно, отвечает сегодняшним реалиям. По-настоящему антикризисное управление обязано заранее уравнивать (хотя бы наполовину) зловредное воздействие финансово-экономических заскоков на жизнедеятельность людей и никак не заключаться только в том, для того чтобы запоздало обращать внимание на случившееся.
Мировая капиталистическая концепция в обстоятельствах глобализации одной либо 2 всемирных валют обречена на циклическое развитие. Руководство же отдельно взятой государственной, региональной и муниципальной экономикой согласно собственному определению обязано (вынуждено) регулярно быть антикризисным.
Региональные власти незамедлительным порядком должны сформировать и принять планы обеспечения стабильного формирования экономики и социальной устойчивости в 2017 году. Это служит причиной для извлечения ими федеральных бюджетных кредитов. Припомним, что в конце 2014 года было установлено решение о «замораживании» на 4 года норм и правил налогообложения и межбюджетных взаимоотношений. Оно сохраняет регионы на голодном пайке в том числе и при стабильном развитии государства, а тем более при кризисе, так что теперь же, на самом деле, необходимо находить обходные пути поиска отсутствующих ресурсов — через Москву в виде указанного бюджетного кредитования и производственные организации с помощью активизации их общественных проектов.
Из истории экономики общеизвестно, то что промышленный капитал вырастал на основе торгового. В наше время же такого процесса в Российской Федерации никак не прослеживается. Капитализация возрастающей торговой выручки весьма мала и практически никак не затрагивает промышленности и аграрного хозяйства.
Для регионов главную роль имеет анализ и оценка результатов для их бюджетов в осуществлении федеральных антикризисных мероприятий. Это касается в первую очередь повышению в 2 раза максимальных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг), для отнесения хозяйствующих субъектов к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства: для микропредприятий — с 60 по 120 миллионов рублей, для малых предприятий — с 400 по 800 миллионов рублей, для средних компаний — с 1 по 2 миллиардов рублей». Не следует с данным заключением не согласиться, так как вопрос о приведении в соответствие определения «малое и среднее предпринимательство» с научно-техническими и финансовыми параметрами самого производства издавна требует личного решения. В то же время, увеличение количества компаний, обладающих конкретными экономическими привилегиями, на начальных периодах способна уменьшить доходную основу территориальных бюджетов, тем более что субъектам Российской Федерации предоставляется возможность уменьшать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения доходов с 6 вплоть до 1 процента. Осуществление подобного рода права требует анализа не только в части экономической оптимизации, однако и сравнительно места и значимости самого малого и среднего предпринимательства в научно-технической структуре абсолютно всех территориальных хозяйственных комплексов с учетом общеотраслевой особенности.
Под углом зрения осуществления антикризисного плана повсюду ведется экспертиза прежде принятых производственных и социальных программ и проектов. Тут угроза состоит в автоматическом исключении дорогостоящих объектов. Во всем необходимо разбираться в подробностях, в особенности в источниках инвестиций. Зачастую даже крупные организации включаются к государственному финансированию (в том числе к Фонду национального благосостояния), в то время как личные средства (к примеру, амортизационный фонд) применяются никак не по их воспроизводственному предназначению.
Благоустройство городской и сельской среды, соответствующее содержание небольших инфраструктурных объектов, обязаны быть «оберегаемыми» статьями муниципальных бюджетов.
Когда-то важной была тематика финансового стимулирования регионов. Об этом, в частности, припомнил академик Е.М. Примаков. Данное предложение применима не только лишь для дотационных регионов, и может быть распространена, как нам кажется, с определенными модификациями на целую концепцию бюджетного федерализма.
Все когда-то случается в 1-ый раз. По этой причине необходимо осмелиться на модифицирование некоторых положений бюджетного планирования с постепенным смещением финансовых ресурсов в сторону муниципалитетов и регионов.
В период кризиса, необходимо обратить особенный интерес на сосредоточение в те процессы, которые в условиях устойчивости отображают устойчивые тенденции социальной динамики. В нынешнем этапе социально-экономического развития увеличивается значимость местных сообществ: территориальных обществ самоуправления (ТОСов), иных форм соседских общин, общественных хозяйств, поселенческих городских образований и др. Они пока никак не обладают финансовой самостоятельности и призывают финансовой помощи со стороны окружных и областных муниципалитетов. В условия стабильного развития местные сообщества имели бы возможность на подпитку за счет домашних хозяйств, в обстоятельствах же уменьшения реальных доходов главной части жителей это становится делом крайне проблемным.
В настоящий момент, в Российской Федерации сформирована новейшая концепция стратегического планирования, что прикреплено в Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В нее охвачено 28 государственных документов, в том числе разрабатываемых на региональном уровне — 7 и муниципальном — 5. Безусловно, практически любое текущее антикризисное мероприятие относится к вопросам стратегического развития, тем более — на местах, где речь идет о намерениях предоставления стабильного развития экономики и социальной устойчивости. Понятно, что нужна корректировка прежде принятых стратегий. Но основное состоит в том, для того чтобы их формирование в перспективе принимало во внимание периодический характер финансово-экономической динамики и предусматривало бы возможность крупных и малых кризисов. В рамках работы региональных правительств и муниципалитетов противопоставить им возможно только лишь концепцию институтов территориального развития.
Литература
- Короткова Э.М. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. -М.: ИНФРА-М, 2003. — 432 с.
- Черненко В. А. Антикризисное управление : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Черненко, Н. Ю. Шведова. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 409 с.
References
- Korotkov E. M. Anticrisis management: the Textbook / Under the editorship of E. M. Korotkov. -M.: INFRA-M, 2003. — 432 p.
- Chernenko V. A. anti-recessionary management : the textbook and workshop for academic bachelor’s / V. A. Chernenko, N. Y. Shvedova. — M. : Urait, 2015. — 409 S.