Понятие организационная культура предполагает собой совокупность принятых на предприятии моральных ценностей, этических норм и т.п. Ключевым моментом является то, что организационная культура является неписанным документом, но разделяемый всеми сотрудниками организации.
Следовательно, организационная культура – неформальный способ выполнения работы.
В российских предприятиях организационная культура делиться на два класса: производственная и маркетинговая.
Производственная организационная культура досталась от административно-командной системы хозяйствования российским предприятиям, при которой все основные ценности связаны именно с производством и людьми, осуществляющими трудовой производственный процесс, а потребители никем не изучались.
Маркетинговая организационная культура характерна рыночной экономике, где изучается и анализируется сам рынок, а именно нужды и потребности потребителей посредством чего субъекты хозяйствования получают свой финансовый результат (прибыль).
Различия между данными двумя культурами представлены в монографии П.С. Завьялова и В.Е. Демидова и выглядят следующим образом (табл. 1).
Таблица 1 – Различия в деятельности предприятий маркетинговой и производственной организационной культурами
Маркетинговая оргкультура | Производственная оргкультура |
1. У высшего руководства на первом месте… | |
…потребности покупателя | …потребности производителя |
2. На самых высоких должностях находятся.. | |
…маркетологи, ибо они отвечают и за сбыт | …инженеры, отвечающие за производство |
3. Производится и продается… | |
…только то, что будет куплено | ..то, что возможно произвести |
4. Ассортимент продукции предприятия… | |
…широкий | …узкий |
5. Формулирование целей предприятия… | |
…на основе внешних факторов | …на основе внутренних факторов |
6. Горизонт перспективного планирования.. | |
…преимущественно долгосрочный | …преимущественно краткосрочный |
7. Главное внимание обращено… | |
…на потребности покупателей | …на издержки производства |
8. Научные исследования направлены на… | |
…анализ рынка, в том числе и конкурентов | …усовершенствование техники |
9. Ценовая политика строится на… | |
…ценах рынка (с учетом конкуренции) | …издержках производства |
10. Разработка идей новых товаров идет на основе… | |
…анализа потребностей рынка и других факторов внешней и внутренней среды | …сокращения издержек производства прежних товаров без учета потребностей рынка |
11. В конструировании новых товаров ведущая роль принадлежит… | |
… дизайнерам | … инженерам-конструкторам |
12. Производственный процесс… | |
… максимально гибок, ориентирован на быструю реакцию изменения потребностей покупателя и других факторов рынка | … как правило, жесткий, ориентирован только на возможности производства |
13. Упаковка рассматривается как средство… | |
… в первую очередь ркламы и движения | … сохранениня товара и только |
14. Конкурентоспособность рассматривается через… | |
… призму «цены потребления» | … в основном через призму цены продажи |
15. Философия руководства выражается словами … | |
… «Мы управляем не заводом, а маркетинговой организацией, удовлетворяющей потребности покупателей» | … «Мы можем предложить Вам автомобиль любого цвета… При условии, что это цвет черный» |
Таким образом, можно прийти к выводу, что в маркетинговой организационной культуре стремятся удовлетворить нужды и потребности своих покупателей, а в производственной – выполнить свой план.
Для того, чтобы предприятие было эффективным (прибыльным) необходимо поставить специалиста по маркетингу в начале производственного цикла и интегрировать маркетинг в каждую фазу бизнеса. Путем изучения рынка установить и довести до каждого инженера, конструктора и производственника, каким клиент хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить, где и когда этот продукт потребуется. Поэтому инженерно-техническая сфера должна быть прочно связана со сферой маркетинга.
Литература
- Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 680 с.
- Управление маркетингом: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Л. Короткова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 322 с. — Серия: Университеты России
References
- Marketing: theory and practice: textbook / V. I. Belyaev. – 4-e Izd., Rev. and extra – M.: KNORUS, 2010. – 680 S.
- Marketing management: tutorial and workshop for undergraduate academic / T. L. Korotkova. — 2nd ed. Rev. and extra — M.: urait, 2017. — 322 p. — Series: Universities of Russia