СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 3:37

Социальные отношения всегда были и являются ключевыми во всей политике проводимой государством. Социальное обеспечение граждан в России предполагает материальную помощь определенной категории людей из государственного бюджета или других фондов. Существует определенный список событий в государстве и причин выплаты пособий, компенсаций, целью которых является выравнивание социального положения граждан.

В современном нормотворчестве в сфере права социального обеспечения особо актуальны проблемы, связанные с неточным употреблением слов и терминов, смысловой и синтаксической избыточностью, прочими лексическими дефектами в наименованиях и тексте законов и иных нормативных правовых актов.

Считаем, что в юриспруденции терминологическое значение должно придаваться каждому слову, несущему смысловую нагрузку. Например, такие слова как «здоровье», «помощь», «болезнь», «бедность», «старость», «кормилец» и пр. в праве социального обеспечения должны выступать специальными юридическими терминами. С.С. Алексеев правильно отмечает, что юридическое значение термина может расходиться с общепринятым пониманием соответствующего слова [1].

На основе анализа норм Конституции РФ [2] и с учетом исследовании трудов М.Л. Захарова, Э.Г. Тучковой [3], М.Ю. Федоровой [4], Е.Е. Мачульской [5] и Т.К. Мироновой [6] можно определить, что важнейшим базовым понятием права социального обеспечения является понятие «социальной защиты населения», получившей нормативное закрепление в Конституции РФ. В систему социальной защиты населения входят: социальное обеспечение, охрана труда, охрана здоровья, вознаграждение за труд, содействие занятости, благотворительность, обеспечение жилыми помещениями, обеспечение по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья, социальная защита лиц, пострадавших в результате природных и техногенных катастроф. К организационно-правовым формам социальной защиты населения относятся обязательное социальное страхование, бюджетное финансирование, обязательное государственное страхование, дополнительное добровольное страхование, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, корпоративное финансирование, частное финансирование.

Изучив взгляды германских ученых на социальные права и социальное обеспечение (Э. Эйхенхофер) [7], можно сделать вывод, о том что, в объем социальных прав в Германии включается еще и право на защиту интересов должников при исполнении судебных актов, квартиросъемщиков, потребителей, наемных работников и др. Понятие социальных прав в Германии шире аналогичного понятия, признаваемого учеными в России (Т.К. Миронова, Н.В. Путило [8]). Указанные ученые справедливо отмечают, что право социального обеспечения — составная часть социального права, которое, в свою очередь, выступает частью права в целом.

Следует согласиться и с мнением И.П. Чикиревой о том, что социальная защита — это понятие более высокого порядка, чем социальное обеспечение, которое является одним из его блоков [9]. Социальные права граждан при этом, прежде всего, должны обеспечиваться средствами социальной защиты населения.

В свою очередь Н.А. Волгин [10] не различает явления «социальная защита» и «социальная политика» и рассматривает социальную политику как часть социальной защиты населения, что считаем не совсем верным. Считаем, что социальная политика – это внешнее по отношению к социальной защите явление, определяющее развитие социальной защиты населения.

Федеральные законы в сфере социального обеспечения содержат собственную терминологию, при этом законодатель допускает, что одни и те же термины могут иметь различные определения. Как справедливо отмечает С.Ю. Головина, термины и правовые дефиниции играют важную роль в достижении формальной определенности права [11]. При этом законодатель допускает, что одни и те же термины могут иметь различные дефиниции. В частности, определение термина «застрахованные лица» сформулировано в шести федеральных законах [12], содержание термина «страховой стаж» установлено двумя федеральными законами [13], определение индивидуального лицевого счета дано в двух федеральных законах [14], дефиниции страхового риска содержатся в трех федеральных законах [15]. Некоторые другие термины права социального обеспечения имеют по два и более нормативных толкования. И хотя формально данные дефиниции должны использоваться применительно к законам, для которых они сформулированы, и логика правового текста, казалось бы, не страдает, «размывается» смысл правового текста» [16], что, несомненно, отражается на его единообразном понимании.

Вместе с тем не сформулированы нормативные дефиниции таких важнейших понятий права социального обеспечения, как «социальная политика», «социальная защита населения», «социальное обеспечение», «виды социального обеспечения», «пенсия», «пенсионер», «пособие», «выслуга лет», «социальная поддержка» и др., хотя они широко используются в праве социального обеспечения, а также в иных отраслях российского права и поэтому нуждаются в нормативной фиксации содержания.

В связи с особой ролью базовых понятий для отрасли права социального обеспечения, а также возможностью децентрализованного регулирования вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, считаем рациональным издание федерального закона «Об основах социальной защиты населения в Российской Федерации». Предлагаем закрепить значение базовых понятий права социального обеспечения в данном нормативном акте.

 

Список литературы

  1. Алексеев С.С. Азбука закона. Свердловск. 1982.
  2. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 1993, 25 декабря.
  3. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2005.
  4. Федорова М. Ю. Обеспечение по социальному страхованию: понятие, виды, принципы // Российский юридический журнал. 2005. № 2.
  5. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник. М., 2010.
  6. Миронова Т. К. Право социального обеспечения: учеб. пособие. М., 2013.
  7. Eberhard Eichcnhofer. Sozialrcchl. Tübingen, 2010.
  8. Путило Н.В. Социальные права граждан: история и современность. М., 2007.
  9. Чикирева И. П. Пенсии за выслугу лет 15 связи с работой в гражданской авиации. Авторсф. дис. …канд.юрид. наук. Екатеринбург, 1996.
  10. Социальная политика: Толковый словарь/Общ. ред. Волгин H.A. М., 2002.
  11. Головина С. Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринбург, 1997, с. 3.
  12. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЭ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 49. ст. 6422; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31. ст. 3803; Федеральный закон от 16июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. ст. 3686; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 51. ст. 4832; Федеральный закон от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 14. ст. 1401; Федеральный закон от 07 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 19. 1998. ст. 2071.
  13. Федеральный закон от 16июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. ст. 3686; Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (1 ч.). ст. 4920.
  14. Федеральный закон от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 14. ст. 1401; Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (1 ч.). ст. 4920.
  15. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЭ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 49. ст. 6422; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 51. ст. 4832; Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1 (1 ч.). ст. 18.
  16. Власенко Н.А. Язык права. М., 1997, с. 57.

 

Spisok literatury

  1. Alekseev S.S. Azbuka zakona. Sverdlovsk. 1982.
  2. Konstitucija Rossijskoj Federacii prinjata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrja 1993 g. // Rossijskaja gazeta, 1993, 25 dekabrja.
  3. Zaharov M.L., Tuchkova Je.G. Pravo social’nogo obespechenija Rossii: Uchebnik. M., 2005.
  4. Fedorova M. Ju. Obespechenie po social’nomu strahovaniju: ponjatie, vidy, principy // Rossijskij juridicheskij zhurnal. 2005. № 2.
  5. Machul’skaja E.E. Pravo social’nogo obespechenija: uchebnik. M., 2010.
  6. Mironova T. K. Pravo social’nogo obespechenija: ucheb. posobie. M., 2013.
  7. Eberhard Eichcnhofer. Sozialrcchl. Tübingen, 2010.
  8. Putilo N.V. Social’nye prava grazhdan: istorija i sovremennost’. M., 2007.
  9. Chikireva I. P. Pensii za vyslugu let 15 svjazi s rabotoj v grazhdanskoj aviacii. Avtorsf. dis. …kand.jurid. nauk. Ekaterinburg, 1996.
  10. Social’naja politika: Tolkovyj slovar’/Obshh. red. Volgin H.A. M., 2002.
  11. Golovina S. Ju. Ponjatijnyj apparat trudovogo prava. Ekaterinburg, 1997, s. 3.
  12. Federal’nyj zakon ot 29 nojabrja 2010 g. № 326-FJe «Ob objazatel’nom medicinskom strahovanii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 2010. № 49. st. 6422; Federal’nyj zakon ot 24 ijulja 1998 g. № 125-FZ «Ob objazatel’nom social’nom strahovanii ot neschastnyh sluchaev na proizvodstve i professional’nyh zabolevanij» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 1998. №31. st. 3803; Federal’nyj zakon ot 16ijulja 1999 g. № 165-FZ «Ob osnovah objazatel’nogo social’nogo strahovanija» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 1999. № 29. st. 3686; Federal’nyj zakon ot 15 dekabrja 2001 g. № 167-FZ «Ob objazatel’nom pensionnom strahovanii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 2001. № 51. st. 4832; Federal’nyj zakon ot 01 aprelja 1996 g. № 27-FZ «Ob individual’nom (personificirovannom) uchete v sisteme objazatel’nogo pensionnogo strahovanija» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 1996. № 14. st. 1401; Federal’nyj zakon ot 07 maja 1998 g. № 75-FZ «O negosudarstvennyh pensionnyh fondah» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. № 19. 1998. st. 2071.
  13. Federal’nyj zakon ot 16ijulja 1999 g. № 165-FZ «Ob osnovah objazatel’nogo social’nogo strahovanija» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 1999. № 29. st. 3686; Federal’nyj zakon ot 17 dekabrja 2001 g. № 173-F3 «O trudovyh pensijah v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 2001. № 52 (1 ch.). st. 4920.
  14. Federal’nyj zakon ot 01 aprelja 1996 g. № 27-FZ «Ob individual’nom (personificirovannom) uchete v sisteme objazatel’nogo pensionnogo strahovanija» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 1996. № 14. st. 1401; Federal’nyj zakon ot 17 dekabrja 2001 g. № 173-F3 «O trudovyh pensijah v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 2001. № 52 (1 ch.). st. 4920.
  15. Federal’nyj zakon ot 29 nojabrja 2010 g. № 326-FJe «Ob objazatel’nom medicinskom strahovanii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 2010. № 49. st. 6422; Federal’nyj zakon ot 15 dekabrja 2001 g. № 167-FZ «Ob objazatel’nom pensionnom strahovanii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 2001. № 51. st. 4832; Federal’nyj zakon ot 29 dekabrja 2006 g. № 255-FZ «Ob objazatel’nom social’nom strahovanii na sluchaj vremennoj netrudosposobnosti i v svjazi s materinstvom» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 2007. № 1 (1 ch.). st. 18.
  16. Vlasenko N.A. Jazyk prava. M., 1997, s. 57.