Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) Российской Федерации состоит из территорий двух республик, шести областей, одного автономного округа и одного города особой важности: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Вологодская область, Мурманская область, Ленинградская область, Новгородская область, Псковская область, Калининградская область, город федерального значения Санкт-Петербург.
Сеть всего транспортного сообщения на территории округа достаточно развита и связывает Северо-Запад с основными коммуникациями других регионов, но на северных территориях округа технически хуже оборудована, чем в южной его части. Это объясняется неблагоприятным северным климатом и часто меняющимися условиями погоды в районах Крайнего Севера и Арктической зоны РФ. Транспортная инфраструктура на северо-востоке округа практически отсутствует из-за высокой стоимости строительства и эксплуатации наземной транспортной инфраструктуры, речной и морской пути сообщения носят сезонный характер, и практически безальтернативным способом передвижения пассажиров и грузов является авиация. Авиалинии на территории Северо-Западного округа связывают все главные промышленные и административные центры.
Целью данной работы является проведение анализа СЗФО Российской Федерации для выявления и решения проблем, связанных с авиационными сообщениями.
ХарактеристикиСЗФО
Площадь региона составляет 1 686 968 км2, на которой проживает 13 843 556 чел. На территории расположено: городов – 128, поселков городского типа – 151, районов городских муниципальных образований, сельских районов – 131, категорированных городов — 26.
По данным государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации РФ по состоянию на 28.11.2019. на территории СЗФО расположено 56 аэродромов, из них 1 – категории А, 12 – категории В, 8 – категории Г, 2 – категории Д, 33 – категории Е. [1]
Наиболее крупные аэропорты: Пулково (Санкт-Петербург); Мурманск (аэропорт им. НиколаяII); Талаги (Архангельск); Бесовец (Петрозаводск); Сыктывкар.
Расположение СЗФО и воздушное пространство над ним имеет стратегическое значение для организации воздушного сообщения России как на внутренних, так и международных авиалиниях. Через это воздушное пространство проходят основные маршруты, соединяющие страны Европы и Азии.
СЗФО, часть которого расположена севернее Полярного круга, включает целый ряд районов, доступность которых обеспечивается только посредством воздушного транспорта. В Республике Коми, Архангельской и Мурманской областях, Ненецком автономном округе обслуживание отдаленных населенных пунктов осуществляется преимущественно воздушным транспортом.
Существующие проблемы СЗФО
Со времен Советского Союза в России сократилось количество аэропортов: с 287 до 56 аэропорта. Сокращение аэропортов означает, что каждый год часть населенных пунктов, особенно в отдаленных районах Северо-запада, остается вне всякой транспортной доступности. Региональное сообщение означает живые связи. В СЗФО, помимо его плотно заселенной западной части, есть еще населённые пункты, куда добраться туда иным способом, как по воздуху, невозможно. Причины известны: аэропорт сложное и очень дорогое хозяйство и содержать его региональным бюджетам просто не под силу. Чем меньше рейсов выполняет аэропорт и местная авиакомпания, тем дороже они обходятся региональному бюджету. [2]
На сегодняшний момент себестоимость перевозки одного пассажира на федеральных авиалиниях составляет 2,5 рубля за километр, в полетах между регионами этот показатель составляет уже 5 рублей, на внутрирегиональных перевозках себестоимость приближается к 35 рублям за километр. Проблема в том, что такую стоимость билета люди, проживающие в региональных городах, а тем более в сельской местности, заплатить не могут.[3]
Многие экономисты отмечают, что дальнейшее развитие страны требует повышения роли регионов в экономике и создания новых центров активного роста. Для решения этой задачи необходимо повышение мобильности населения и формирование устойчивых межрегиональных транспортных связей. Сложившаяся модель перевозок сдерживает развитие не только гражданской авиации, но и экономики многих регионов.
Сокращение количества местных и региональных воздушных линий приводило до недавнего времени к разрушению единого экономического пространства внутри Российской Федерации и входящих в ее состав федеральных округов. Последствиями этого процесса являются: разрушение системы внутри- и межрегиональных экономических связей; замедление темпов роста валового регионального продукта субъектов федерации;сложное финансовое положение региональных авиакомпаний и аэропортов, не имеющих достаточных объемов работы в условиях низкого платежеспособного спроса на перевозки.
Реализованные проекты СЗФО
Первые существенные шаги для развития маршрутных сетей уже были сделаны на федеральном уровне.
На Северо-западе страны реализован план, показывающий, что все полеты в этом округе были взяты под контроль Санкт-Петербургом. [4]
Самолет взлетает в Архангельске, а контролирует его диспетчер из Петербурга. Борт заходит на полосу в Мурманске, но разрешение на посадку вновь поступает с расстояния в сотни километров, из здания рядом с Пулково. Это нововведение существенно сокращает время полета самолета.
Все воздушные пространства, которые закреплены за филиалом Аэронавигации Северо-Запада, полностью перейдут на управление воздушным движением отсюда. Мурманск, Архангельск, Великие Луки, Вологда – все, что закреплено за филиалом Аэронавигации.
В настоящее время Росавиацией реализуются пять программ субсидирования, направленных на прямое снижение стоимости авиабилетадля пассажира и способствующих обеспечению доступности и качества транспортных услуг для населения, совершенствованию структуры маршрутов авиационного сообщения и обеспечению развития перевозок накоротких дистанциях (региональных авиаперевозок).
В частности, приняты и реализуются следующие документы [5]:
- Дорожная карта развития региональных авиаперевозок, утвержденная поручением Правительства Российской Федерации 29.11.2012г. №АД-П9-7212.Благодаря принятым государством мерам более полумиллиона пассажиров воспользовались возможностью совершить авиаперелёт по существенно сниженному специальному тарифу.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. № 265 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов».Установлена ставка НДС 0% на реализацию внутренних воздушных перевозок, вместо 10%.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 2013 г. № 509 «О предоставлении в 2013 году субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации».
- Акты Правительства Российской Федерации, обеспечивающие субсидирование приобретения региональных воздушных судов за счет средств федерального бюджета.
Перспективы развития СЗФО
Для создания единого транспортного пространства внутри Российской Федерации и входящих в ее состав федеральных округов, учитывая значимую роль воздушного транспорта, требуется формирование эффективных вариантов моделей маршрутной сети региональных авиаперевозок, разработка и реализация эффективных механизмов государственной поддержки.
Развитие транспортной инфраструктуры в сфере воздушного транспорта в Северо-Западном округе предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:реконструкция инженерных сооружений аэропортовых комплексов Кресты (г. Псков) и Бесовец (г. Петрозаводск); реконструкция аэропортового комплекса «Кречевицы» (Новгородская область) на основе государственно-частного партнерства без привлечения средств федерального бюджета, аэропортовых комплексов в Воркуте, Усинске и Ухте (Республика Коми);реконструкция и эксплуатация объектов аэропорта Пулково (г. Санкт-Петербург);создание нового аэропорта в Великом Новгороде; проектирование и реконструкция аэропортового комплекса в г. Нарьян-Маре (Ненецкий автономный округ);проектирование и строительство объектов аэропортового комплекса «Храброво» (г. Калининград);проектирование, строительство и реконструкция объектов аэропортового комплекса «Кречевицы» (Новгородская область) на основе государственно-частного партнерства без привлечения средств федерального бюджета;проектирование и реконструкция аэровокзального комплекса аэропорта Мурманск (Мурманская область);проектирование и строительство аэропортового комплекса в г. Сыктывкаре (Республика Коми). [6]
В 2016 — 2030 годах в СЗФО развитие транспортной инфраструктуры предполагается осуществлять по следующим основным направлениям: создание узловых базовых региональных аэропортов и сети сертифицированных аэродромов (вертодромов) и посадочных площадок для обслуживания местных и региональных авиаперевозок в СЗФО, развитие на их основе авиации общего назначения, маршрутов туристического и рекреационного характера. Целесообразным является создание базовых региональных аэропортов в городах – центрах субъектов СЗФО: Санкт-Петербурге; Пскове, Петрозаводске, Вологде, Мурманске, Новгороде, Калининграде, Архангельске, Сыктывкаре, Нарьян-Маре; создание сети федеральных казенных аэропортовых предприятий на базе социально значимых аэропортов местных воздушных линий СЗФО; создание маршрутной сети местных и региональных воздушных линий с обеспечением возможности полётов в аэропорты соседних регионов Центрального ФО, Уральского ФО, Приволжского ФО; строительство, реконструкция и переоснащение аэропортов региональных и местных воздушных линий в соответствии с современными требованиями обеспечения безопасности полётов воздушных судов с целью повышения качества обслуживания потребителей авиационных услуг — пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, авиакомпаний, владельцев воздушных судов; создание условий для привлечения коммерческих авиаперевозчиков к выполнению работ на местных и региональных воздушных линиях; совершенствование системы управления воздушным движением в воздушном пространстве субъектов СЗФО; развитие системы предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники; создание благоприятных условий для развития бизнеса в области предоставления авиационных и неавиационных услуг в аэропортах СЗФО; совершенствование воздушного законодательства России с целью стимулирования развития региональных и местных воздушных авиационных перевозок. [7]
Достичь заявленных показателей будет сложно. Прежде всего проблема в инфраструктуре аэропортов.На примере аэропорта в Пулково,в котором нет достаточного количества высокоскоростных рулежных дорожек, по которым самолеты могут быстро рулить от полос до стоянок. [8,9] Также организации прибытия воздушных судов с небольшими интервалами мешает отсутствие у порядка 10 процентов из них возможности следовать по специальным схемам захода с помощью спутниковой навигации GNSS. Особенно это касается региональной авиации, где, в том числе, используются советские турбовинтовые самолеты Ан-24.
Кроме того, в зоне Пулково находится несколько активных посадочных площадок. В 2,5 километрах от одной из полос аэропорта находится вертодром «Heli-drive», где в сутки может летать до 100 вертолетов. Их движение необходимо согласовывать с прибывающими в Пулково самолетами. С юга на организацию движения самолетов влияет аэродром Пушкин, который используют военные. Авиадиспетчеры должны учитывать и близко расположенные к Пулково новостройки, чьи жители жалуются на взлетающие самолеты. Для снижения шума авиадиспетчеры предписывают самолетам быстрее набирать высоту после взлета, что вызывает недовольство авиакомпаний из-за большего расхода топлива.
Все эти факторы планируется учесть в новой структуре, которая будет использовать два вида маршрутов: для высокой нагрузки и средне-низкой. В первом случае маршруты прибытия самолетов будут удлинять с помощью дуг по технологии PointMergeSystem. [10] Во втором случае воздушные суда будут прибывать в Пулково почти по прямой линии. Это должно оптимизировать трафик в Пулково и ликвидировать отставания от расписания.
Используемые источники
- Федеральное агентство воздушного транспорта «Росавиация». [Электронный ресурс]. – URL:https://m.favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-reestr-grajdanskih-ajerodromov-rf/.
- ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» [Электронный ресурс]. – URL: https://gkovd.ru/press-tsentr/ (дата обращения: 27.11.2019).
- Н. Уланов. Дорогая жизнь. [Электронный ресурс]. – URL:https://www.rbc.ru/opinions/economics/02/09/2015/ (дата обращение 11.12.2019)
- Санкт-Петербургский государственныйуниверситет гражданской авиации. Развитие инфраструктуры аэропорта «Пулково» [Электронный ресурс]. – URL: https://sbguba.ru//organization_Pulkovo_aehroport/ (дата обращения: 02.12.2019).
- Протокол заседания общественного совета «Росавиация» [Электронный ресурс].– URL: https://www.favt.ru/public/materials/6/c/6/d/a/ (дата обращения 10.12.2019).
- Сайт воздушного транспорта РФ.Доступность услуг воздушного транспорта [Электронный ресурс]. – URL: https://www.aviaport.ru/
- Б. Р. Панфилов. План мероприятий по развитию региональных и местных авиаперевозок в СЗФО. – М., 2018.
- Росавиация. Санитарно-защищенные зоны. [Электронный ресурс]. – URL:https://www.favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-priaerodromnie-territorii (дата обращения: 24.11.2019).
- Vartus. Аэропорт Пулкого [Электронный ресурс]. – URL:https://vatrus.info/airport/ULLI (дата обращения: 21.11.2019).
- АвиаПорт. ВнедрениеPointMergeSystem.[Электронный ресурс] – URL:https://www.aviaport.ru/digest/201/(дата обращения: 20.11.2019).