Деятельность государственных служащих регулируется специальным законом — Федеральным Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ о государственной гражданской службе). Данный закон устанавливает определение государственной гражданской службы – это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы РФ (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ[1]. Из данного определения можно сразу же выделить признак государственного служащего – им может быть только гражданин РФ (иностранные граждане и лица без гражданства не могут являться государственными служащими, кроме как по международному договору).
Термин «государственный служащий» пересекается с термином «должностное лицо». Последний из них закреплен в ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее – КоАП РФ), а также в Примечании 1 ст.285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). В отношении понятия «государственный служащий», речь идет о лицах, занимающих должности в государственных и муниципальных органах, а также учреждениях. Должностное лицо, в свою очередь, может также занимать должность в исполнительных органах коммерческих организаций, а также быть учредителем таких организаций. Учитывая данные положения, можно сделать вывод, что к государственным служащим относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ[2].
Так, можно выделить некоторые обязательные признаки:
- это гражданин РФ который постоянно, временно или по специальному полномочию занимает должность в различных государственных органах и органах местного самоуправления, в учреждениях государственных или муниципальных органов, Вооруженных силах РФ, иных войсках и воинских формированиях, а также наделен специальными полномочиями, согласно нормативно-правовым актам;
- реализует предоставленные ему властные полномочия, осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, выполняет волю государства, обеспечивая права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Говоря об административной ответственности, стоит понимать, что это один из видов юридической ответственности наравне с уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой и материальной ответственностью. Государственные служащие могут быть привлечены к каждому из данных видов. Основным видом ответственности государственных гражданских служащих является дисциплинарная ответственность, поскольку соблюдение служебной (трудовой) и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшей обязанности служащего[3].
В свою очередь, административная ответственность – это мера государственного принуждения, применяемая государственными органами, должностными лицами к лицу, совершившему административное правонарушение3. Признаками данного определения являются следующие положения:
- это один из видов государственного принуждения;
- данный вид ответственности может применяться только государственными органами и должностными лицами;
- применяется к лицу, которое совершило административное правонарушение.
Говоря об административной ответственности государственный служащих, стоит отметить, что КоАП РФ в ст.2.4 выделяет должностных лиц (а значит и государственных служащих) как специальных субъектов. В данной статье отмечается, что государственный служащий привлекается к административной ответственности, если совершает административное правонарушение, связанное с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Отсюда можно сделать вывод, что не только противоправные действия являются основанием для привлечения к административной ответственности, но и бездействие должностного лица государственного органа. Как правило, такое бездействие обусловлено небрежным либо безразличным отношением должностного лица к своим обязанностям.
В юридической литературе выделяются несколько обязательных условий, которые обусловливают привлечение должностных лиц к административной ответственности:
- совершение должностным лицом действий, которые содержат прямое нарушение общеобязательных правил поведения и административных правил;
- должностное лицо, имея определенные полномочия, издает приказы, распоряжения и иные акты, противоречащие общеобязательным правилам, а значит полностью не соответствуют им;
- должностное лицо не осуществляет возложенный на него контроль за подчиненными лицами, не исполняет обязанности по контролю, которые установлены в нормативно-правовых актах общеобязательных правил поведения или административных процедур;
- соблюдение установленных нормативными актами правил входит в круг должностных обязанностей должностного лица, что фиксируется в должностных инструкциях и регламентах[4].
Стоит отметить, что наличие данных условий может повлечь за собой привлечение к дисциплинарной ответственности. Следует отметить существование такой проблемы, как неточность в разграничении данных видов ответственности для государственных служащих. Мы полагаем, что разграничение стоит проводить по степени общественной опасности правонарушения. Степень общественной опасности административного правонарушения имеет больший объем, нежели дисциплинарного проступка. Одним из условий привлечения должностных лиц к административной ответственности является противоправность деяния. Стоит отметить, что противоправность заключается в действиях, нарушающих нормы в сфере общественных отношений административной направленности, установленных компетентными государственными органами. Данные отношения защищены мерами административной ответственности. Помимо этих норм, могут нарушаться правила поведения, установленные не только КоАП РФ и административными нормами субъектов РФ, но и те, что закреплены иными актами (ФЗ, указы Президента, должностные инструкции, регламенты).
В вопросе субъективной стороны таких правонарушений стоит отметить, что, в основном, данные правонарушения совершаются по неосторожности. Такой вывод можно сделать из сказанных выше положений – основная форма совершения административного правонарушения должностным лицом – непринятие необходимых мер по осуществлению контроля. Лица, не исполняя возложенные обязанности, предвидят возможность наступления неблагоприятных последствий своего деяния, но рассчитывают на их предотвращение.
Важной особенностью можно обозначить персональную ответственность, установленную для определенного круга лиц. Это обусловлено тем, что представители власти несут большую опасность для общества своими противоправными действиями, чем иные категории лиц. Данное положение закреплено законодательно – Постановлением Правительства РФ от 19.06.12 №608 «Об утверждении положений о Министерстве здравоохранения Российской Федерации», которое регулирует персональную ответственность министра за выполнение возложенных на министерство полномочий, а также за реализацию государственной политики в сфере здравоохранения[5].
В свою очередь КоАП РФ устанавливает основную массу административных правонарушений, в которых государственный служащий выступает специальным субъектом.
В ст. 3.11 КоАП РФ установлен один из главных видов наказания для должностных лиц — дисквалификация. Суть данного наказания заключается в том, что лицу запрещается на определенный срок замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъектов РФ. Такой вид наказания является особо важным в изучении данного вопроса, так как он, в первую очередь, направлен на должностных лиц государственных органов РФ[6].
Для должностных лиц государственных органов, административная ответственность является более жесткой мерой реагирования, нежели дисциплинарная. Она влечет за собой больший объем лишений, а также более тяжкие последствия для субъекта правонарушения.
Возможно, для установления более высоких стандартов государственной службы, для ужесточения дисциплины в государственных органах, а, следовательно, для более эффективной работы государственного аппарата следует ужесточить ответственность за административные правонарушения государственных служащих.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), Статья 19 [В Интернете]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/a4d26fe6022253f9f9e396e9ca6f63c80946702f/.
- Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ [В Интернете]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 12.11.2019) [В Интернете]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
- Конджакулян К. М., «Некоторые институциональные аспекты государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование)» Государственная власть и местное самоуправление, № 1, 2015.
- Конджакулян К. М., Кадровые отношения Президента и должностных лиц органов исполнительной власти в Российской Федерации и Республике Армения // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 1.
- Конджакулян К.М. Правовые основы влияния на государственное управление и единоналичие власти в Российской Федерации и Республике Армения. М., 2014.
- Конджакулян К.М., Братановский С.Н. Административное право России. Учебник. // ИЦ РИОР, 2019 г. С.-98.
[1] Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №70-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета – федеральный выпуск №0 (3539)
[2] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 г.
[3] Конджакулян К.М., Братановский С.Н. Административное право России. Учебник. // ИЦ РИОР, 2019 г. С.-98
[4] Конджакулян К.М., Братановский С.Н. Административное право России. Учебник. // ИЦ РИОР, 2019 г. С.-98
[5] Постановление Правительства РФ от 19.06.12 №608 «Об утверждении положений о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» // Российская газета – выпуск от 26 июля 2012 г.
[6] Конджакулян К.М., Братановский С.Н. Административное право России. Учебник. // ИЦ РИОР, 2019 г. С.-98