Внедрение проектного управления в сферу здравоохранения начато в 2016 году с принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. №1050, где определены особенности этого управления, среди которых:
- порядок организации проектной деятельности,
- организационная структура проекта;
- этапы инициирования проекта, среди которых выделены подготовка, реализация, мониторинг и завершение.
В качестве проекта на государственном уровне рассмотрены несколько государственных программ, основанных на принципах проектного управления, в том числе проект «Развитие здравоохранения», реализация которого начата в 2017 году. В программе выделена проектная часть, включающая несколько приоритетных проектов, а также содержится процессную часть, в которую входят направления (подпрограммы). При этом, следует отметить, что вне зависимости от уровня реализации проекта (микро-, макро-, мезоуровень) проект обладает рядом преимуществ, к которым можно отнести: возможность экономии и корректировки объемов ресурсов, возможность прогнозирования результата, четкая методика оценки эффективности. Управление проектом на федеральном уровне, так же имеет ряд особенностей. «Управление проектом представляет собой методологию, планирования и координации использования человеческих и материальных ресурсов на всем протяжении жизненного цикла проекта, направленного на эффективное достижение целей проекта путем применения системы современных методов и технологий управления» [5, с.56-57].
Проектное управление в здравоохранении включает в себя прогнозирующую систему планирования, систему мониторинга и контроля, команды исполнителей и управленцев, информационные и коммуникационные технологии. Управление системой здравоохранения имеет свою технологию на федеральном уровне, которая включает в себя ряд этапов:
- определение целей и структуры работ,
- распределение ответственности и ресурсов,
- планирование работы с учетом имеющихся рисков,
- систематический контроль ситуации и реагировании на возникающие отклонения для достижения целей проекта в рамках установленного времени, бюджета и качества.
Как видно из представленных этапов, при разработке и реализации проекта на федеральном уровне, практически без изменений присутствуют этапы простого инвестиционного проекта. Однако, это кажущаяся видимость. Проектирование на федеральном уровне, помимо основных этапов представляет собой сложный механизм с включением в свою структуру современных инструментов и методов, которые учитывают специфику отрасли.
В связи с чем, в приведенных условиях у руководителей в сфере здравоохранения необходимо формирование нового типа компетенций — проектные компетенции. Безусловно, данный тип компетенций для руководителей здравоохранения будет являться профессиональным. Выделим инструменты оценки проектных компетенций в рамках различных добровольных сертификаций: IPMA и СОВНЕТ; PMI; ПМ Стандарт; Международная проектная сертификация (МПС) [8].
Структура проектной компетенции представлена в отечественном стандарте ГОСТ Р ИСО 21500:2014:
- техническая компетенция, необходимая для реализации проекта в конкретной профессиональной сфере, включающая терминологию, понятие и процессы управления проектами;
- поведенческая компетенция, связанная с личными отношениями внутри определенных границ проекта;
- контекстная компетенция, связанная с управлением проектом внутри организационной и внешней среды».
При этом, в стандарте отмечается, что это не исчерпывающий перечень элементов структуры проектной компетенции. ГОСТом установлены пороговые уровни профессионального соответствия, то есть подтверждения способности выполнять функции роли «Руководитель проекта» в соответствии с установленными требованиями, приемлемыми в конкретной ситуации (в зависимости от сложности проекта)» [3]. В феврале 2018 г. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены Методические рекомендации, содержащие подходы к организации проведения оценки квалификации, подтверждающей наличие у государственных служащих — участников проектного управления необходимого для его осуществления уровня компетенций.
Специалисты выделяют в структуре проектной компетенции руководителя в сфере здравоохранения две группы компетенций:
- персональные и управленческие компетенции, которые отражены личностью самого руководителя, его поведением, а так же его профессиональными знаниями и опытом, которые необходимы для эффективного и результативного осуществления проектной деятельности;
- прикладные компетенции, проявляющиеся в поведении характеристики, отражающие знания и умения руководителя проектной деятельности, необходимые для эффективного и результативного осуществления проектной деятельности в соответствии с выполняемой ролью в проекте.
Развитие проектных компетенций руководителей сферы здравоохранения связано с ростом внимания к управлению персоналом в организациях здравоохранения, что отражается в пункте 5.1 стандарта, где указывается, что высшее руководство должно демонстрировать свое лидерство и приверженность в отношении системы менеджмента качества (СМК) [7]. Руководитель проекта, несомненно, должен быть мотивирован сам на достижение цели и вовлечен в процессы проекта и должен мотивировать на эту деятельность членов проекта [1]. Система мотивации представляет собой комплекс материальных и нематериальных стимулов и воздействий, используемых для того, чтобы обеспечить качественную и результативную работу.
Такие глобальные задачи руководителя трудно достижимы, если у руководителя в сфере здравоохранения не достаточно опыта и знаний, если он не обладает проектной компетенцией. Развитию проектных компетенций руководителей сферы здравоохранения посвящено крайне мало публикаций, особенно в последние годы. Тематика перестала быть острой, специалисты переключились на совершенствование направлений высокотехнологичной медицинской помощи. При этом, авторы научных публикаций забывают, что инструментом оказания высокотехнологичной помощи населению является проект в здравоохранении, в связи с чем проектная компетенция руководителя в сфере здравоохранения приобретает особое значение.
Проектные компетенции руководителей специалисты относят к организационным инновациям в сфере здравоохранения. Полушкина Ирина Николаевна в своей статье [6, с.7-12] анализирует инноваций в здравоохранении России. Автор отметила, что организационно-управленческие инновации связаны с внедрением новых методов в работу медицинских учреждений, выстраивание новых экзогенных и эндогенных отношений в структуре деятельности, совершенствованием организации труда медицинского персонала и структуры управления в целом.
Особое внимание автор уделила направлениям развития организационных инноваций, которые, по мнению И.Н. Полушкиной связаны с поиском новых подходов к управлению проектами развития инфраструктуры медицинских учреждений, повышение уровня подготовки и квалификации медицинских кадров, в том числе управленческих кадров.
Основные методы развития проектных компетенций руководителей здравоохранения это:
- обучение теории и изучение успешной практики реализации проекта;
- получение практического опыта при участии в проекте.
По поводу методов обучения руководителей в сфере здравоохранения нет единого мнения, но специалисты отмечают необходимость использования современных методов обучения, например, А. В. Черепанов отметили использование коучинга, консалтинга и тренинга [9, с.115-122]. Представляется очень важно комбинировать традиционные методы обучения и современные, так как инновации не всегда дают желаемый результат, о чем отмечает в своей работе А. В. Кириллов, где он подверг критике тренинги, тесты и другие современные технологии обучения управленческих кадров [4 ,с.59-63].
Перспективные методы развития проектных компетенций отражены в программе «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения». В программе использован именно такое подход (комбинированный), то есть: рекомендованы не только привычные формы обучения — лекции, выездные семинары по обмену опытом, круглые столы и т. п., но и инновационные образовательные технологии — проектное обучение, кейсы, имитационные игры и др.
Особенности образовательного цикла руководителей здравоохранения основываются на очной форме, что не всегда возможно и актуально, следует учесть возможности дистанционного обучения он-лайн.
Богдан Надежда Николаевна и Гончарова Нина Владимировна в своей статье [2] рассмотрели возможности обучения руководителей медицинских организаций с целью повышения их профессиональной компетенции. Особо хотелось бы выделить тот факт, при прочтении статьи указанных авторов, что проведенное авторами исследование выявило одну из основополагающих проблем руководящих кадров в здравоохранении. Авторы указывают: «…Достаточно большая часть руководителей затруднилась при ответах на вопросы открытого типа в отношении эффективных мер развития системы здравоохранения, что свидетельствует о недостаточной компетентности в оценке важных аспектов деятельности»
В целом, кроме обучения инструментом развития проектных компетенций следует развивать стандарты подготовки и переподготовки управленческих кадров, включая систему оценки управленческих компетенций слушателей, мониторинг качества обучения. Очень важен практический успешный опыт ведущих экспертов и практиков сферы здравоохранения. Особое внимание следует уделить популяризации проектных работ, рекомендованных для внедрения в практику. Эта мера может являться стимулом для плодотворной работы руководителей над проектами.
В заключение следует отметить, что Развитие проектных компетенций руководителей сферы здравоохранения –это сложный и многогранный процесс, в основе которого лежит как теоретическое обучение, так и практический опыт участия в проекте. Несомненно, одно – процессы развития проектных компетенций уже не остановить и основная задача данного этапа состоит в разработке новых эффективных и современных методов обучения.
Список литературы:
- Бедорева И.Ю., Шалыгина Л.С., Латуха О.А. Модель устойчивого развития научно-исследовательского учреждения здравоохранения, оказывающего высокотехнологичную медицинскую помощь. Бюллетень сибирской медицины. 2017. – № 16 (4). – С. 269-279
- Богдан Н.Н., Гончарова Н.В. Влияние обучения на формирование управленческих компетенций руководителей медицинских организаций // Journal of Siberian Medical Sciences/ 2015 — №5 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-obucheniya-na-formirovanie-upravlencheskih-kompetentsiy-rukovoditeley-meditsinskih-organizatsiy
- Дмитриев К. Филимонов А. Компетентность и компетенции. [Электронный ресурс]. Российская ассоциация управления проектами. Режим доступа: http://www.sovnet.ru/library/publications/2792/
- Кириллов А. В. Проблемы обучения управленческих кадров и пути их решения / А. В. Кириллов // Экономика и управление. – 2014. – № 7 (105). – С. 59-63
- Малицкая Е.А. Программно-целевой подход в управлении проектами комплексного развития территории //Вестник Института экономики Российской академии наук/ 2016 — №2 – С.56-68
- Полушкина И.Н. Инновационная политика в здравоохранении России на современном этапе развития //Медицинский альманах, 2019. № 3-4 (60) – с.7-12
- Система менеджмента качества. Требования ISO 9001:2015. М.: Стандар- тинформ, 2015. – 24 с.
- Стандарты по компетенциям в области управления проектами. Консалтинговая компания iTeam [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iteam.ru/publications/project/section_39/article_4548 (дата обращения 19.03.2020)
- Черепанов А.В. Формирование профессиональных компетенций управленческих кадров современной организации / А. В. Черепанов // Образование. – 2010. – № 6. – С.115-122