АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИК КАМПАНИЙ ДОНАЛЬДА ТРАМПА И ХИЛЛАРИ КЛИНТОН В ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ США 2016 ГОДА

6 сентября 8:37

За предвыборной гонкой кампаний Дональда Трампа и Хиллари Клинтон следил весь мир. Результат после проведения выборов был шокирующим для многих, т.к. по предварительным оценкам СМИ и различным социологическим опросам и прогнозам должна была победить Хиллари Клинтон, кандидат от Демократической партии США. 

Коммуникативная практика  кампаний двух кандидатов  является очень важной и актуальной темой, поскольку именно она оказывают непосредственное влияние на формирование определенного мнения о кандидате.

Победа Дональда Трампа на президентских выборах США до сих пор обсуждается не только в Америке, но и на международной арене. В частности она важна тем, что Россию обвиняют во вмешательстве в американские выборы 2016 года.

Во много это было связано с тем, что победа Трампа была очень непредсказуемой. Для оправдания этого результат американские власти обвинили двух хакерских группировок — Cozy Bear и Fancy Bear во взломе информационной системы Национального комитета Демократической партии США, указывая на то, что эти группировки тесно связаны с российскими властями[1].  

В настоящем исследовании рассматривается отличие коммуникативных практик  кампаний Дональда Трампа и Хиллари Клинтон, что привело к победе кандидата от Республиканской партии США.

Политическая коммуникация играет важную роль в этом вопросе. Результат выборов можно оценить тем, насколько была грамотно выстроена избирательная кампания кандидата.

Рассмотрим определение понятия политической коммуникации. М.Н. Грачев дает исчерпывающее объяснение этому явлению – это «особый, частный случай коммуникации, представляющий собой информационное воздействие политических акторов друг на друга и окружающую социальную среду (общество), является атрибутом, неотъемлемым свойством политической деятельности, без которого последняя не может ни существовать, ни мыслиться» [2, с. 27]

Таким образом, политическая коммуникация является важнейшим инструментом влияния на общественное мнение, поэтому достижение тех или иных результатов после окончания выборов во многом зависит от того, насколько эффективно проводилась предвыборная кампания. 

Для выяснения причин победы Трампа проведем анализ коммуникативных практик предвыборной кампании двух кандидатов в президенты от Республиканской и Демократической партии США.

В обществе закрепилось мнение, получившее распространение через различных экспертов и медиасообществ о том, что такой «несистемный» персонаж, как Дональд Трамп не может победить в выборах президента США на фоне развивающегося  вокруг него сексуального скандала и распространения его штабом «фейковых новостей».

Рассмотрим основные ошибки в проведении коммуникационной кампании Хиллари Клинтон, которые в дальнейшем возымели отрицательные последствия в ходе выборов президента США.

Хиллари была излишне уверена в своей победе и опиралась на уже существующую практику проведения избирательной кампании и не обращала достойного внимания существенным расовым, национальным, гендерным и классовым различиям в американском обществе. 

Как отмечает российский политолог Евгений Минченко[1] «месседжи» Хиллари, которые она пыталась донести до общества, разворачивались против нее. Например, для привлечения латиноамериканского электората штаб Хиллари выпустила рекламную акцию  «7 things Hillary Clinton has in common with your abuela» — «7 вещей, общих для Хиллари Клинтон и вашей abuela» (по-испански — «бабушка»), которая была воспринята с противоположной реакцией. Пользователи стали выпускать хештеги #NotMyAbuela и #NotMyGrandma с текстами о том, что их бабушка не богатая, ультра привилегированная белая женщина, получает социальное пособие, а не миллионы долларов в виде пожертвований на кампании от транснациональных корпораций, не проголосовала за спасение банков, вызвавших финансовый кризис 2008 года и т.д.[3] Здесь недовольство выражают группа малообеспеченных латиноамериканцев, которые сравнивают условия жизни семьи Клинтон и их бабушек.Также отрицательно воспринимался тот факт, что Хиллари постоянно упрекает Трампа в различных сексуальных скандалах, несмотря на то, что ее муж, Билл Клинтон также был замешан в одном из громких американских скандалов с 22-летней сотрудницей Белого дома Моникой Левински. Избирательный штаб Хиллари пытался привлечь большую часть женского населения, однако, по мнению ряда международных экспертов, из-за того, что муж кандидата от Демократической партии довольно часто появлялся с ней на митингах, значительная часть женского населения отстранилась от Хиллари.В Америке общеизвестно, что штаты разделяются по принадлежности к определенной партии, т.е. они традиционно из года в год большую часть голосов отдают определенной партии. Так, например, штат Висконсин постоянно голосовал за демократов. Это утверждение расслабило штат Хиллари и они, полагаясь на «традиционное» голосование, не вели в этих штатах особо усиленную кампанию, а надеялись на, как обычно, «традиционные» итоги. Однако штаб избирательной кампании Трампа посчитал важным эти регионы и уделил им особое внимание и очень тщательно подходил к агитации населения, учитывая  их расовую, национальную,  гендерную и классовую принадлежность. Для этого собирались данные с социальных сетей таких как Google, Facebook, Twitter и YouTube, а также Cambridge Analytica[2], крупной английской компании по сбору и анализу персональных данных. В них была информация о человеке по 150 параметрам, т.е. избирательная агитация Трампа учитывала предпочтения людей, интересы, какие проблемы более всего дня них актуальны в данный момент и по этим параметрам направлялась таргетированная реклама на просторах интернета. Кампания Трампа была стратегически нацелена на ту часть населения, которая считалась более депрессивной и выражала недовольство к правящим элитам.

Еще одной особенностью кампании Трампа было Twitter-общение с гражданами США. По анализам Cambridge Analytica и бихевиористов было установлено, что среднестатистический американец, особенно с невысо]ким уровнем образования  воспринимает общение в Twitter, как прямое общение с кандидатом и относится к нему более доверительно. Таким образом, традиции прошлых веков, где митинги на предвыборных агитациях считались чуть ли не самой важной составляющей отошли на второй план, поскольку в мире IT-технологий общении в интернете выполняет такую же роль, как общение на улице. Также одним из важных шагов послужило выставление рекламных баннеров в YouTube на самом видном месте, где команда Хиллари посчитала, что это неэффективные затраты и не стала выделять на это средства. Штаб Трампа разместил там своих сторонников из знаменитостей, чем еще раз привлек к себе внимание.

Таким образом, самой важной отличительной чертой кампании Трампа, которая обеспечила ему победу на выборах, была таргетированная  рекламная кампания, направленная на отдельного избирателя, путем выявления его предпочтений и также непосредственное общение с электоратом через социальные сети и открытое выражение неприязни к истеблишменту.

Использованные источники:

  1. Вмешательство России в выборы президента США [Электронный ресурс] URL: https://www.dw.com/ru/
  2. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М.Н. Грачев — М.: Прометей, 2004. 328 с.
  3. The New York Times [Электронный ресурс] URL: https://www.facebook.com/nytimes/posts/her-campaign-shared-7-things-hillary-clinton-has-in-common-with-your-abuela-crit/10150715327999999/

 

[1] Минченко Евгений Николаевич — российский политолог и политтехнолог, директор Международного института политической экспертизы.

Cambridge Analytica [2] — частная английская компания, которая использует технологии глубинного анализа данных для разработки стратегической коммуникации в ходе избирательных кампаний в Интернете.