Первым законодательным актом в России стал закон, принятый в марте 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Позже, в 1995 году он был подвергнут принятым поправкам и дополнениям. На данный момент антимонопольной политикой и поддержкой предпринимательства занимается Министерство по антимонопольной политике. На региональном уровне соответствующими полномочиями наделены, например, Министерство конкурентной политики или Министерство экономического развития.
Существует Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», подразумевающий государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, предусматривающий ответственность предприятий и должностных лиц за его нарушение.
На сегодняшний день государство принимает активные меры по антимонопольному регулированию и с 9 марта 2004 года создан отдельный орган – ФАС (Федеральная антимонопольная служба). До этого момента существовал так называемый ГКАП — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, образованный в соответствии с Законом РСФСР от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР».
Если говорить о проблеме монополий в России, то на ум сразу приходит наглядный пример — «Газпром». Компания занимает доминирующую позицию по добыче газа в России и имеет исключительное право на экспорт. Казалось бы, вот, очевидная монополия, боритесь. Но все не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Почему государству не выгодно бороться с Газпромом и открывать возможности для экспорта газа другим компаниям? Дело в том, что такие действия властей приведут к конкуренции и, очевидно, к снижению цен на продаваемый продукт. В последствии снижение поступлений в федеральный бюджет. Помимо этого, существует еще одна проблема, связанная с невозможностью поставок газа за рубеж другими компаниями. Это проблема связана с позицией Газпрома. Они открыто говорят, что у них нет ни свободных мощностей для экспорта газа других компаний, ни желания. Вдобавок ко всему не стоит забывать, что почти все объекты газотранспортной системы России принадлежат ПАО «Газпром», что создает еще больше сложностей для развития конкурентной среды в данном направлении.
Решиться такая ситуация может только если Газпром изменит свою позицию и сумеет договориться с другими игроками, претендующими на экспорт газа, а именно с Роснефтью, Лукойлом и Сургутнефтегазом. И государство возьмет этот процесс под контроль, как регулятор, дабы цена на поставляемый газ не упала. Ведь сейчас удобная ситуация, за счет единственного поставщика – Газпрома, наши иностранные партнеры вынуждены покупать газ по предложенной цене.
Что касается сырьевого сектора, понятно. Ситуация сложная и рациональность применение каких-либо антимонопольных мер здесь нужно оценивать с холодным расчетом. Помимо этого, существуют и другие компаниями, являющиеся монополиями, но борьба с которыми становится невозможной. Это касается банковской сферы, железных дорог, региональных метрополитенов. Исторически они являются монополиями, но дело совсем не в этом. Ведь можно было бы сделать разделение зон обслуживания, например, если рассмотрим Мосметро и железнодорожные сети.
Одним районом города или страны занимается одна компания, а другим – другая. Но вся проблема вытекает из ограничений приватизации.
Компания не может сделать для своих поездов свои рельсы, потому что в таком случае другие не смогут по ним ходить. Соответственно вопрос о разделении территорий для борьбы с монополией в секторе ж/д сетей и метро отпадает. К этой проблеме нужно подходить изначально с юридической стороны. Внести определенные поправки, разработать соглашение о разделении зон обслуживания, после этого впускать других игроков. По-другому я не вижу решение данного вопроса. Опять же, насколько это необходимо нашему государству и насколько это выгодно для нашей страны? Вопрос, к сожалению, риторический.
Далее рассмотрим еще один замечательный кейс. Это монополии в области мобильной связи или не монополии. Сейчас постараемся разобраться. Изначально, мобильные операторы, развивали свои компании в отдельно взятых городах и по сути являлись монополистами каждый у себя. Но сейчас ситуация немного изменилась, компании проложили сети по всей стране, и это действительно компании, принадлежащие разным управленческим группам, а не «дочерки» друг у друга. Так получается, что антимонопольное регулирование здесь сработало и мы видим пример разрушения региональных монополий путем поддержки их развития и вывод на федеральный уровень? Думаю, нет. Появление данных олигополий произошло путем развития данными компаниями своих сетей. Захват рынка одной компанией практически невозможен, сферы влияния разделены. Конечно за это отчасти нужно отдать должное нашей антимонопольной службе за контроль отрасли мобильной сети.
Список литературы.
Нормативные документы
- ФЗ «О конкуренци и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991г.
- ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995г.
Книги, доклады.
- Зимаков А. В. Политика содействия конкуренции в ФРГ: теория и практика: Канд. экон. наук. М., 2000. ; Act Against Restraints of Competition (Gemany) (26 July 2011)
- Monopoly and Competition in Europe and America -Tibor Scitovsky The Quarterly Journal of Economics (Nov., 1955) — Oxford University Press
- Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие / Под общей редакцией Г.Н. Власова и А.М. Желтова. Нижний Новгород.
Электронные ресурсы.
- https://fas.gov.ru/ — официальный сайт антимонопольной службы РФ.