ОРИГАМИ В УСВОЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

12 мая 4:08
В современное время развития высоких технологий, общество больше заботится о воспитании личности детей, как полноправных граждан своего сообщества. Самые передовые педагогические теории, своеобразные новации, современные системы и технологии сами по себе не сделают педагогический процесс эффективным. Большое значение в этом имеет интерактивный, конструктивный процесс общения педагога с детьми. Для скорейшего «вхождения» детей в социум и дальнейшего их развития, им необходимо овладение определёнными понятиями, в том числе, понимание и использование в активном словаре математических понятий. Что влияет на развитие абстрактного, логического, творческого мышления.



Известно, что активный переход детского мышления от наглядно-образного к словесно-логическому, наблюдается у детей в возрасте девяти-десяти лет, то есть, когда ребенок обучается в начальных классах. Переходу от одного вида мышления к другому предшествуют усвоение детьми определенным количеством слов, терминов и понятий, а также использование их в активном словаре. Так, в целях эффективного развития у младших школьников словесно-логического мышления педагогам и родителям можем предложить активное использование оригами в изучении геометрических понятий.



В словаре С.И. Ожегова [1, с.561], термин «понятие» для педагогики означает — логически оформленная общая мысль о предмете. По мнению Н.Ф. Талызиной «Понятие – это необразное выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает свое реальное мыслительно­-речевое бытие лишь в развертывании и определении, в суждениях, в составе определенной теории» [2, с.15].



В изучении любого научного предмета важным является усвоение специальных понятий, в том числе и предметов геометрического цикла в математике. В начальном курсе геометрии обычно изучаются понятия: «прямая», «отрезок», «треугольник» и так далее. Для изучения таких понятий, прежде всего, надо иметь представление о понятии как логической категории и особенностях геометрических понятий.



Понятия, изучаемые в школьном курсе геометрии, составляют две группы: неопределенные понятия (точка, прямая и так далее) и определенные понятия. Учитывая важность образного компонента в процессе формирования понятия, важно учитывать, что в начальном школьном курсе геометрии следует использовать такие определения, в которых ребенок без труда при помощи воображения мог бы конструировать образы изучаемых объектов.



Изучение этапов формирования у младших школьников понятий привело нас к следующему выводу: именно в осознанности существенных признаков заключается формирование понятий. Процесс формирования геометрических понятий – это деятельность, исходящая от учителя, направленная на усвоение понятий учащимися. Задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить усвоение понятий осознанием существенных признаков.



Формирование геометрических понятий всегда идет с помощью взрослых. Начинается оно с осознания существенных признаков геометрического понятия, что достигается введением определения. Управлять формированием геометрического понятия при этом можно только посредством действий. Действие заключает в себе определенный мотив, цель, направление, условия достижения назначенной цели, которые позволяют решение поставленных задач.



Каждый предмет имеет множество наглядных признаков: цвет, форму, величину. Дети склонны выделять и сопоставлять наглядные признаки геометрических признаков. При этом дети приводят сравнительное описание. Первые шаги в формировании геометрического понятия у младших школьников связаны с выполнением ими определенных действий.



В основе такого подхода лежит положение психологии, что представление о фигурах, выполнение действий над ними с целью их изменения. Таким образом, Н.А. Менчинская отмечает при индуктивном пути формирования понятия идет от предмета к определению [4, с.13]. При этом дети, работая с предметом, проводят сравнительные описания. Действие сравнения предполагает выбор основания для сравнения. После этого внимание детей обращается к сравниваемым предметам и предлагается оценить их с точки зрения данного признака. Наконец, делается заключение – описание, полученного результата.



Процесс формирования геометрических понятий – это есть деятельность, исходящая от учителя, направленная на изучение геометрических понятий учащихся. Это деятельность состоит из следующих этапов: мотивация; выявление существенных свойств понятия; формирование определения понятия; усвоение логической структуры определения понятия; запоминание определения; использование понятия в конкретных ситуациях.



Содержание действий в обучении оригами для формирования геометрических понятий: определение уровня знаний определений геометрических понятий; подбор соответствующих изделий оригами к тем или иным геометрическим понятием; описание полученного результата; выделение опознавательных признаков геометрических понятий объекта из оригами; установление наличия геометрических понятий в предъявляемом объекте из оригами; умозаключение о принадлежности (или не принадлежности) объекта к тем или другими геометрическим понятиям; выделение признаков или свойств геометрических понятий в предмете из оригами; установление сходства и различия между геометрическими понятиями в одном объектом из оригами; установление сходства и различия между геометрическими понятиями между двумя объектом из оригами; выявление сходства между признаками геометрических понятий 3, 4 и более объектов из оригами.



 



Литература

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. — 4 — е издание. — М.: 000 ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2003. — 944с
  2. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: кн. для учителя / Н.Ф. Талызина — М.: Просвещение, 1988. — 175с.
  3. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / под ред. Е.Д. Божович. — М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 448с.

References

  1. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language / S.I. Burns. — 4th edition. — M.: 000 ITI TECHNOLOGIES, 2003. — 944s
  2. Talyzina N.F. Formation of cognitive activity of younger schoolchildren: book. for teacher / N.F. Talyzina — Moscow: Enlightenment, 1988. — 175s.
  3. Menchinskaya N.A. Problems of training, education and mental development of the child / ed. E.D. Bozhovich. — M.: «Institute of practical psychology»; Voronezh: NPO MODEK, 1998. — 448с.


© Е.П. Павлова, В.А. Павлова, 2018