Самостоятельная работа ученика должна постепенно привести его к умению ставить цели работы, выполнять ее, адекватно самооценивать, находить собственные ошибки и исправлять их. Если методика проведения самостоятельной работы поставлена правильно, то результатом должно стать активная умственная деятельность учащихся, которая приведет их к развитию мышления и желанию выполнять наиболее трудные задания. Самостоятельная работа на уроках подразумевает: наличие индивидуального задания для каждого ученика, самостоятельность в выполнении их учащимися, умелое руководство учителя, выполнение детьми задания без участия педагога, активность и усилие учащихся, определенное время для выполнения задания [2].
В ходе выполнения самостоятельной работы учащимися учитель только организует их деятельность. Итогом самостоятельной работы всегда является определённые результаты, которые ученик получает самостоятельно. В результате работ всегда ценится их уровень знаний, процесс самостоятельного выполнения работы, личный стиль его деятельности, творчество и собственный подход.
Значительным в выполнении самостоятельной работы учащихся занимает репродуктивная деятельность. При этом обязательным условием является индивидуальный подход к составлению самостоятельных заданий. Так, обязательно должны учитываться принцип посильности, учитываться мера сложности для каждого ученика или группы учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень развития. Следует учесть, что решающими факторами успешности выполнения заданий могут стать развитость воли учащегося, сформированная саморегуляция его действий.
Учебная деятельность у младших школьников формируется при умелом сочетании различных форм работы на уроках. Например, индивидуальная деятельность учащихся, диалоговое взаимообучение, групповая форма и фронтальная работа. Выбираемая учителем форма работы зависит от цели заданий, уровня их сложностей, степени сформированности учебной деятельности, индивидуальных особенностей и потенциала ребенка. Простые, посильные задания можно задать всему классу или группе обучающихся при этом каждый выполняет его самостоятельно. Если учитель планирует задать учащимся индивидуальные самостоятельные работы, то заранее должны быть подготовлены специальные задания из дидактических пособий различной сложности с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.
На начальном этапе формирования самостоятельности у младших школьников полезно выполнять задания по образцу. Так, приступая к изучению новой темы целесообразна фронтальная форма организации самостоятельной деятельности, чтобы создать условия для определенного настроя и интереса учащихся к изучаемой теме. Известно, что фронтальная форма работы учителя в сравнении с индивидуальной и групповой позволяет педагогу без проблем решать некоторые организационные вопросы, так как работу можно проводить без индивидуальных заданий, карточек и других дидактических раздаточных материалов.
Выполнение индивидуальной работы требует от младшего школьника определенных усилий, в том числе упорства в преодолении трудностей и усидчивости. Индивидуальная самостоятельная работа подразумевает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество и общение учащихся во время выполнения. Задания можно формулировать и предложить учащимися как обязательные для выполнения. Наряду с ними значение имеют альтернативные задания, которые дают ученику возможность собственного выбора, т.е. подход демократизации обучения.
Одним из общих дидактических принципов является учет индивидуальных особенностей учащихся в обучении. Этот же принцип распространяется на деятельность учителя начальных классов в подготовке учащихся к самообразованию. В развитии познавательной самостоятельности младших школьников и формировании стремления их к самообразованию одним из эффективных средств с учетом индивидуальных особенностей в обучении является дифференцированный подход. Дифференцированный подход подразумевает учет индивидуальных особенностей познавательных возможностей младших школьников для составления задний учителем с целью эффективного их обучения и развития. Дифференциация заданий по индивидуальным способностям младших школьников может быть рассчитана как для индивидуального выполнения учеником, так и работы в группах. Целесообразно, чтобы планируемая учителем самостоятельная работа не зависимо от уровня сложности имела конкретную цель.
Таким образом, самостоятельная работа является обязательной частью учебного процесса. Значимым в организации самостоятельной работы становится выборка из пройденного, изученного младшими школьниками учебного материала. Только системно построенная деятельность по проведению самостоятельной работы с учетом целенаправленной организации позволяет получить учащимися глубокие и прочные знания, чем те, которые они приобретают при прямой трансляции учителем готовых знаний. Организация и создание благоприятных педагогических условий выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ содействуют формированию и развитию их познавательных и творческих способностей, а также развитию мышления.
Литература
- Делицова С.И. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. М., 1985.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб / И.А. Зимняя — М.: Лотос, 2001.
References
- Delitsova S.I. Independent activities of students in teaching mathematics. Moscow, 1985.
- ZimnyаA. Educational Psychology: A Textbook for high schools . Ed. Second , ext. , Corr . and rev / I.A. Zimnyа — M .: Lotus 2001.
© В.А. Павлова, Е.П. Павлова, 2018