Основные решительные сдвиги в общем строении ценностей и мотивационной сферы учащихся происходит в период старшего школьного возраста. Прежде всего главным выдвигаются мотивы, соответственно связанные с мировоззрением и самоопределением учащегося своего будущего. В этом сенситивном периоде при переходе от подросткового к юношескому возрасту происходит существенное развитие ценностно-смысловой сферы, формируется внутренняя позиция по отношению к себе, другим людям, а также к моральным ценностям. В отличие от мотива, который всегда индивидуален и обособляет жизненный мир субъекта, ценность есть то, что, напротив, приобщает индивида к некоторой над индивидуальной общности и целостности [1].
Ценность как некое сознания и не обладает изначально энергией, но по мере внутреннего развития личности она может заимствовать эту энергию у реально действующих мотивов, так что в конце концов из содержания сознания она становится содержанием жизни и сама получает силу реального мотива. Ценность –это не любое знаемое содержание, способное стать мотивом, а только такое, которое, став реальным мотивом, ведет к росту и совершенствованию личности.
Таким образом, с учетом многоуровневости регуляции поведения человека систему отношений (смысловых образований) и ценностей подростка необходимо рассматривать как минимум на двух уровнях. Эта система определяется ведущей мотивацией, побуждающей и направляющей деятельность подростка большей частью на неосознанном, эмоциональном уровне, при этом подросток выстраивает свою систему ценностей на уровне сознательного усвоения социальных норм и правил взаимоотношения, построения жизненных планов[2].
Построение подростком своей жизненной перспективы непосредственно связано с представлением о доступности тех или иных ценностей в будущем. Причем, если оценка подростком важности той или иной сферы жизни не совпадает с его представлением о доступности этой сферы для себя, то можно говорить о наличии внутреннего конфликта и блокады функционирующих в мотивационной сфере ценностно-смысловых образований. Таким образом, состояние внутреннего психологического конфликта –это, прежде всего, состояние разрыва между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью такого достижения в реальности. Осознание той или иной ценности определяется не только ее общественным значением и ролью в качестве социальной установки, но и тем индивидуальным личностным смыслом, который непосредственно определяется в не ситуативной устойчивой мотивацией.
Мотивация, по признанию многих психологов, является стержнем психологии личности, обусловливает особенности и поведения, и деятельности личности. Существуют различные трактовки мотивации:
-побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта;
-предметно-направленная активность определенной силы;
-побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности на предмет, ради которого она осуществляется;
-осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действия и поступков личности.
Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Исследуя структуру мотивации, Б.И. Додонов выделил ее 4 структурные компонента:
-удовольствие от самой деятельности,
-значимость для личности непосредственного ее результата,
— «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность,
-принуждающее давление на личность.
Психологи различают 4 вида внутренней мотивации познавательной деятельности:
-по результату (конечный показатель учения),
-по процессу (творческое участие в деятельности),
-на оценку (стремление получить хорошую оценку),
-на мотивацию (избавление от возможных неприятностей) [3].
В связи с этим специфику возникающих в подростковом возрасте ценностных конфликтов следует рассматривать с учетом сложившегося типа мотивации ведущей в данном возрасте деятельности, т.е. учебно-профессионально. Можно сделать экспериментальное исследования взаимосвязи ведущей мотивации и ценностно-смысловых ориентаций с учетом согласованности соответствующих ценностей и их доступности. [4].
Значимое отличие группы с мотивацией престижа по наличию конфликта в ценности «признание в коллективе» от группы с мотивацией аффилиации группы с мотивацией достижения (кроме того, от этой группы имеется отличие по ценностям «мой авторитет» и «преодоление препятствий»). В группе с мотивацией престижа отчетливо выражен конфликт по ценности «любовь», что достоверно отлично от группы с мотивацией конкуренции. При этом внутренний вакуум группы с мотивацией престижа по ценности «творчество» существенно отличает ее от групп с мотивациями аффилиации, достижения и конкуренции. Также по наличию вакуума эта группа с мотивацией престижа отличается от группы с мотивацией достижения по ценностям «активная деятельная жизнь», «красота природы и искусства» и «самосовершенствование в учебе».
При сравнении различных типов мотивации можно увидеть, что наиболее благополучной является группа подростков с преобладанием мотивации достижения. Наиболее ценные для себя сферы они оценивают как доступные, поэтому у них отсутствуют сильно выраженные конфликты и вакуумы. Эту группу учащихся выгодно отличает от других позитивное и согласованное по ценности и доступности восприятие таких важных жизненных сфер, как «активность», «самосовершенствование», «преодоление препятствий», «прочные знания», которые в сочетании с положительным отношением и высоким руководством себя. Обеспечивают им адаптивность и внутреннюю гармонию. При переходе к юношескому возрасту, в преддверии жизненного самоопределения, учеба в школе приобретает смысл учебно-профессиональной деятельности. Смысловая характеристика играет важную роль в формировании ведущей деятельности, является личностно образующей, определяет отношение подростка к действительности.
У учащихся с познавательной мотивацией также отсутствует противоречие между ценностью и доступностью в важных на данный момент учебных сферах, связанных с личностно образующей учебно-профессиональной деятельностью, что является благоприятным фактором для профессионального самоопределения в будущем. Тревогу и внутренние конфликты у них вызывают ценности из сферы семейной жизни. Это можно объяснить тем, что группу с такой мотивацией в основном составляют девочки, для которых эта сфера в данном возрасте оказывается субъективно важнее, чем для мальчиков.
Подростки с преобладающей мотивацией аффилиации, обычно демонстрируют несовпадение эмоционально положительно переживаемых (друзья и общение) и сознательно выбираемых ценностей школьной жизни (успешная учеба и прочные знания). Подростки считают нужным замаскировать свои предпочтения, что свидетельствует о конфликте в уровнях регуляции поведения. Основанием для других стойких внутренних конфликтов у учащихся данной группы является превышение значимости над доступностью в сферах здоровья, семьи и личной жизни, что связано с противоречивым, часто негативным, самоотношением и неуверенностью в себе. Вероятно, для большинства подростков этой группы учеба в школе является средством самореализации в общении, в установлении необходимых для них аффилиативных отношений с друзьями, учителями и родителями.
Для учащихся с мотивациями конкуренции и престижа учебная деятельность побуждается мотивацией самоутверждения, которая доминирует в подростковом возрасте и в школе реализуется как самоутверждающе-учебная. У этих учеников на мотивационно-эмоциональном уровне наблюдается характерное для подросткового возраста стремление быть лучше других, поднять авторитет и свой статус в коллективе. Учащиеся с мотивацией конкуренции (в отличие от мотивации престижа) отмечают важность ценности познавательного личностного развития как средства укрепления своих позиций.
Таким образом, характер осознания ценностей как значимых и доступных специфически связан с типом преобладающей мотивации подростка и его пола. Для группы учащихся с мотивацией достижения и учебно-познавательной мотивацией ценности учебной деятельности занимают средние позиции (по сравнению с общечеловеческими ценностями) и достаточно хорошо согласованы, являются источником личностного развития. А также, для группы учащихся с мотивациями аффилиации, престижа и конкуренции ценности учебной деятельности мало значимы и чаще сопровождаются внутренними конфликтами [3].
Список литературы
- Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под редакцией Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. – М., 2010. – 256с.
- Бороздина Г.В., Основы психологии и педагогики : учеб. пособие / Г.В. Бороздина — Минск : Выш. шк., 2016. — 415 с.
- Коньшина Т.М., Пряжников Н.С., Садовникова Т.Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2018. – №3. – С. 37–59.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. — Евразия — СПб., 2008.