ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХА ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ

28 апреля 1:11

  Во время учебной деятельности, студенты неизбежно сталкиваются со множеством проектов, будь то групповых или индивидуальных, а значит и с необходимостью выступать публично. Однако, для многих студентов данная задача порой является едва выполнимой. Мы считаем, что навык публичного выступления и ораторского мастерства развивать нужно и можно, ведь данный навык незаменим не только в учебной, но и профессиональной деятельности, ведь человек, умеющий интересно и с уверенностью преподать материал имеет больше шансов завоевать интерес аудитории.

     Публичная речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного контакта, речь, произносимая в определённой аудитории и адресованная определенному адресанту [2]. Основная цель публичной речи состоит в информирование аудитории.

     Навыки публичного выступления являются очень важными для успешной учебы: умение быть убедительным, интересным и понятным для других людей в своей речи является гарантией успеха в учебе.

     Страх публичного выступления – состояние эмоционального напряжения перед публичным выступлением. Часто характеризуются такими физиологическими реакциями: учащенное сердцебиение, дрожание конечностей, пересыхание во рту; иногда — непроизвольные движения: постоянное поправление волос, деталей костюма, раскачивание с носков на пятки, «одеревенелость» перед микрофоном или телекамерой [4]. Всё это ухудшает дикцию, приводит к ненужным повторам, обеднению словаря и т.п.

 

     Одним из самых важных этапов является подготовка публичного выступления. Успех даже простого и короткого выступления, зачастую достигается долгой и тщательной подготовкой. Для начала следует определить цель выступления. Цель должна быть сформулирована конкретно. При постановке цели, важно знать перед какой аудиторией предстоит выступать и какого результата нужно добиться. Когда выбрана цель выступления, следует определить тему, которая должна быть раскрыта. Вне зависимости от темы выступления, стоит использовать все доступные источники получения информации: собственные знания и опыт, информация в книгах, интернет ресурсы. Важно, чтобы информация была точная и надежная. Стоит позаботиться о том, чтобы информация была по возможности представлена визуальна. Зрительные образы привлекут наибольший интерес и помогут лучше запомнить информацию выступления.

      Следующий этап называется коммуникативный (непосредственно выступление). Удачное вступление повысит интерес к теме слушателей и сосредоточит их внимание. Рекомендуется начать выступление с интересного примера, поговорки, цитаты или истории. Ещё одним эффективным способом завоевать внимание слушателей в начале выступления является использование риторических вопросов к аудитории. Главная часть выступления является наиболее ответственной. В содержание главной части выступление должно входить разъяснение основного материала. Последний этап выступления, а именно заключительный, поможет сформировать у аудитории целостную и окончательную оценку выступления. В заключении следует отметить основную мысль, подвести итоги и сделать выводы всего выступления. Для того чтобы заключение запомнилось, следует быть убедительным.

     Пост коммуникативный этап. Очень важна собственная оценка своего выступления, умение видеть свои недочеты и желание изменить их. Оценить своё выступление можно по следующим критериям: умение привлечь внимание аудитории, умение владеть невербальными средствами, уверенность и убежденность оратора, техника речи, логичное и структурированное изложение материала, внешний вид оратора, оригинальность подхода, умение давать исчерпывающие ответы. Критерии стоит оценивать качественно, а не количественно. При анализе следует определить сильные стороны своего выступления и недочеты, проанализировать, благодаря чему был, достигнут успех или неудача, дать рекомендации по совершенствованию навыков публичного выступления.

     Существует множество советов по преодолению страха публичных выступлений. На наш взгляд, наиболее эффективным способом борьбы с данной боязнью является социально-психологический тренинг, представляющий собой использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении [1].

     Психолог-консультант и специалист по личностному развитию г. Астрахань Рахимбердиева А. А. на основе ранее изученных ею данных, провела эксперимент, в ходе которого с помощью анкетирования было отобрано 12 студентов, испытывающих страх перед публичными выступлениями, и были поделены на контрольную (6 человек) и экспериментальную (6 человек) группы. С экспериментальной группой проводили социально-психологический тренинг, программу которого составили сами. Он проходил 3 дня по 3 часа. Контрольная группа не испытывала на себе никакого воздействия со стороны экспериментаторов.

     Согласно результатам предварительного и итогового тестирования (показатели контрольной группы остались прежними, а экспериментальной – значительно изменились) социально-психологический тренинг способствует существенному снижению страха публичных выступлений у студентов. Составленная нами программа тренинга оказалась эффективной: у испытуемых экспериментальной группы выросли показатели уверенности в себе и социальной смелости, а показатели субъективной оценки страха публичных выступлений снизились.

     Основные методы, которые были использованы в составленной программе тренинга, следующие:

  1. Методы телесно-ориентированной психотерапии – направление психотерапии, объединяющее ряд авторских методов. Защитные формы поведения — «характерный панцирь» (Райх), проявляются в мышечном напряжении, образующем защитный «мышечный панцирь» (Райх), и стесненном дыхании. Общей основой методов телесно ориентированной психотерапии является использование в процессе терапии контакта терапевта с телом клиента, основанное на представлении о неразрывной связи тела и духовно-психической сферы. При этом полагается, что неотреагированные эмоции и травматичные воспоминания клиента вследствие функционирования физиологических механизмов психологической защиты запечатлеваются в теле. Работа с их телесными проявлениями помогает по принципу обратной связи проводить коррекцию психологических проблем клиента, помогая ему осознать и принять вытесненные аспекты личности, интегрировать их как части его глубинной сущности [2]. Тем самым методы телесно ориентированной психотерапии делают акцент в работе с клиентом на знакомство с телом, подразумевающим расширение сферы осознания им глубоких телесных ощущений.

 

  1. Методы поведенческой психотерапии – формирование и укрепление способности к адаптированным действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль. Метод систематической десенсибилизации – метод систематического постепенного уменьшения чувствительности человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность, а, следовательно, и систематическое последовательное уменьшение уровня тревожности по отношению к этим объектам. Метод может быть полезен для разрешения трудностей в развитии, когда основной причиной выступает неуместная неадекватная тревожность.

Сама методика относительно проста: у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызывается представление о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации клиент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются различные ситуации: от самых легких к самым трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у пациента страх [2].

 

  1. Методы эриксоновского гипноза — современное направление психотерапии, стремящееся к гармонизации личности. Прежде всего, используется косвенное воздействие, которое довольно часто применимо и в психотерапии, и в повседневной жизни: педагогике, рекламе, маркетинге, психологическом консультировании и др. Эриксоновский гипноз является не директивным методом психотерапии. Данный метод позволяет подключать внутренние ресурсы организма, направленные на достижение комфортного состояния при публичных выступлениях.

     Таким образом, результаты исследования показали, что большинство студентов не испытывают страх перед публичными выступлениями. В результате исследования не было выявлено взаимосвязи между уверенностью в себе и страхом перед публичными выступлениями, однако была выявлена взаимосвязь между боязнью выступлений с общим страхом и социофобией. Сравнительный анализ группы мужчин и группы женщин показал, что уверенность в себе выше у мужчин. В свою очередь у женщин выше следующие показатели: страх общий, социофобия, боязнь выступлений.

     По данным, полученным в ходе исследования, мы пришли к выводу, что большинство студентов испытывают страх перед публичными выступлениями. Следующие рекомендации, помогут, снизит. Определите источник страха. Мы боимся не выступления, а того, как отреагирует аудитория на него. Здесь очень важным фактором является понимание, что практически всегда абсолютное большинство людей надеются извлечь пользу из вашего выступления, соответственно они искренне заинтересованы и желают, чтобы у вас получилось. Ниже приведены несколько рекомендаций, которые помогут преодолеть страх и извлечь максимальную пользу из выступления:

1)Не следует отрицать свой страх, ведь страх — это защитный механизм организма на незнакомую или непривычную ситуацию. Следует, воспринимайте его как дополнительный вызов и мотивацию.

 

2)Люди не видят нервозность оратора. Лишь немногие по внешнему виду могут определить, насколько другой человек волнуется.

3)Следует совершенствоваться в ораторском искусстве. Существует много книг и практических тренингов, которые помогут научиться готовиться к выступлению, привлекать аудиторию, удерживать контакт и в результате сделать выступление более комфортным.

4)Важно анализировать свои выступления. Просмотр видео с собственной речью и тщательный анализ её – от запинок в речи до мимики и жестикуляции. Можно делать то же самое только перед выступлением: с помощью камеры ноутбука сделать запись и просмотреть со стороны.

5)Самое важное это подготовка. Уверенность возникает, когда все под контролем. Следует, убедиться в знании знаете материал, попробовать предугадать вопросы. Составьте развернутый план речи и разбейте его на основные пункты для запоминания. Сделайте речь нескучной, включите пару шуток, цитат, историй.

 

 

Список литературы

  1. http://sci-article.ru/stat.php?i=1587668358
  2. http://tandem-psy.ru/?p=925
  3. Левчаева Н.В. Публичное выступление как эффективное средство повышения качества обучения студентов // Мир науки и образования. – 2015. – № 1.
  4. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь/В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 808 с.