В последнее время в связи с растущими изменениями в политической и социально-экономической сферах, наблюдается растущая тенденция переоценки ценностей человеком, в том числе подростков, в связи с чем наблюдается так называемый образ неопределенности по отношению к будущему человека. Таким образом, окружающая нас реальность требует от человека развитой социальной и личностной способности к рациональной организации человеческих взаимоотношений во времени [4].
Такой феномен как проблема времени является особым статусом в жизни человека и является одной из основных, но менее изученных тем в современной психологии. Развивающийся интерес психологии как науки к проблеме восприятия времени вовсе неслучаен и объясняется тем, что основные объекты исследования в психологии развивающимися и динамичными.
Анализ работ, посвященных изучению проблемы времени, позволяет выделить несколько условно независимых направлений исследования. Первое направление связано с выявлением закономерностей психологического времени. Второе направление связано с представлением самого субъекта о времени, в том числе его прошлом, настоящем и будущем. Другим не менее важным направлением в изучении данного феномена является исследование социальной обусловленности этого процесса [5].
Особенности восприятия человеком своего настоящего, прошлого и будущего является одной из важнейших социально-психологических характеристик. Впервые вопрос о существовании единиц психологического был поставлен К. Левином, который установил взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущем. Такое включение будущего и времени жизни в контекст настоящего К. Левин назвал временной перспективой, отмечая, что восприятие человеком своего настоящего неминуемо связано с его ожиданиями, желаниями и представлениями [1].
Точность восприятия времени зависит от ряда факторов, одним из которых являются условия и содержания деятельности, эмоциональная сфера и пол воспринимаемого субъекта. Исследования показали, что с определенными онтогенетического развития связаны с определенными формами оценки времени. На разных этапах развития человека, он по-разному относится к прошлому, настоящему и будущему.
Проведенный анализ показал, что в психологии накоплен разнообразный материал, отражающий отдельные стороны субъективного восприятия человеком времени жизни в разные возрастные периоды. Например, сравнивалась протяженность будущего у молодых и пожилых людей, содержание жизненных задач, а также их удаленность в будущее. Основным новообразованием в возрасте от 19 до 48 лет является психологическая готовность к личностному самоопределению, существенная характеристика которого ориентированность в будущее.
Целью проведения ниже описанного исследования является изучение особенностей переживания времени 14-летними подростками. Объект исследования-восприятие времени. Предмет исследования-особенности переживания времени подростками 14 лет. Выборку составили учащиеся восьмого и одиннадцатого классов.
Таблица 1
Социально-демографическая характеристика выборки исследования
Учащиеся 8-го класса (подростки 14 лет) |
Учащиеся 11 класса (подростки 17 лет) |
||
юноши |
Девушки |
юноши |
девушки |
11 |
12 |
8 |
18 |
Всего 23 человека |
Всего 26 человек |
Для достижения поставленной задачи использовался целый ряд методов. Для исследования временных отношений и особенностей переживания времени личности использовался вариант семантического дифференциала [4]. Испытуемым предлагалось 24 пары антонимов, при помощи которых они должны оценить свое личное прошлое, настоящее и будущее по следующей шкале: «3» — сильно; «2» — средне; «1» — слабо.
Анализ результатов диагностики показал, что большая часть четырнадцатилетних подростков (56%) адекватно оценивает свое настоящее. Подростки данной возрастной категории оценивают свое прошлое как мгновенное. Полученные результаты объясняются тем, что они не так часто задумывались над событиями, которые были относительно недавно в дошкольном возрасте. В то же время, прошлое для подростков относительно постоянное.
Свое настоящее они оценивают как открытое и мгновенное. Это связано с тем, что ребята готовятся к поступлению в высшее учебное заведение, таким образом, у них почти не остается времени для активного отдыха. Вероятно, именно поэтому настоящее для них является чем-то мгновенным. Оценивая свое будущее, подростки говорят, что оно для них нечто отдаленное и неопределенное.
Свое будущее подростки 17-ти лет хотели бы видеть более открытым и спокойным. Они также мечтают о ярком, радостном будущем. Скорее всего, это связано с тем, что подростки испытывают тревогу в связи с выбором будущей профессии.
Подростки младше по возрасту оценивают свое настоящее как напряженное и радостное одновременно. Время для них летит стремительно и оценивается ими как яркое и цветное. Они, по сравнению с более старшими ребятами, считают его большим и затрудняются вычленить в нем отдельные части. Личное прошлое для них более реальное и постоянное. Вероятно, это обусловлено тем, что детство было не так давно. Скорее всего, именно этим обусловлено то, что они оценивают время как обратимое.
При сравнении оценок личного настоящего подростками было выявлено только одно значимое различие по критерию «Длительное». Четырнадцатилетние подростки, по сравнению с семнадцатилетними, оценивают свое настоящее как длительное. В то время как учащиеся 11-х классов оценивают свои переживания как мгновение. Вероятно, это является следствием отсутствия личного времени, так как все ребята, независимо от возраста опрошенных, готовятся к вступлению в новый этап жизни.
Подростковый возраст считается переходным этапом между детством и взрослостью. Он считается весьма трудным, так как подросток сталкивается с большим количеством психологических проблем, одной из которых является феномен одиночества. Феномен одиночества отличается сложностью и неоднозначностью в плане научного определения и осмысления [1]. Анализ современных исследований показывает, что число подростков, переживающих состояние одиночества, растет с каждый годом, при этом они чувствуют себя непонятными, одинокими, их переживания усиливаются [2]. Вследствие переживания одиночества появляются трудности в оценивании и осознании себя самого, в общении и поведении, которые, в свою очередь, отрицательно влияют на дальнейшее развитие и формировании личности [3].
Список литературы.
- Абакумова К. Н. Изучение особенностей временной перспективы в ситуации хронического соматического заболевания // Материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума. Том 2, раздел «Здоровье нации и образование» М, 2008. с. 394.
- Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. Алетейя, 2001 с. 304.
- Болотова А. К. Психология организации времени: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006 с. 254.
- Белановская О. В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве // Проблемы социальной психологии личности // Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2004 Вып. 1 с. 78-88.
- Ахвердова, Е. В. Сущностные характеристики и воспитательные возможности полной и неполной семьи / Е. В. Ахвердова // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота, 2009. — № 4: в 2-х ч. Ч. I. — с. 24–27.