Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что начальная школа обеспечивает базовую основу для всех остальных образовательных звеньев [2, с.45]. Ключевой проблемой в решении этой задачи является активизация логического мышления младших школьников во внеурочной деятельности. Комбинаторика – область математики, в которой изучаются вопросы, связанные с выбором из некоторого множества подмножеств, обладающих теми или иными свойствами, и упорядочением элементов множества. Этот раздел приобрел особое значение в связи с использованием его в математической логике, вычислительной технике. Комбинаторные задачи имеют большую пропедевтическую ценность [1, с.3].
Комбинаторные задачи могут научить детей мыслить последовательно, рассуждать, сравнивать, делать выводы и умозаключения, охватывая мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливая связи между ними, — то есть развивать операции логического мышления. Логическое мышление совершается при помощи таких операций, как: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Это способствует не только лучшему усвоению математики, но и успешному изучению основ любой другой науки [3, с.26]
Роль комбинаторных задач в развитии логического мышления исключительно велика, так как комбинаторные задачи содержат высокий уровень абстракции, и знания в курсе математики изложены способом восхождения от абстрактного к конкретному. Целенаправленное использование комбинаторных задач способствует улучшению качества знаний, умений и навыков учащихся, способствует активации познавательной деятельности и развитию логического мышления [2, с.47].
Особенность комбинаторных задач заключается в том, что они имеют не одно, а несколько решений и при их выполнении учащимся необходимо осуществлять перебор решений в рациональной последовательности с тем, чтобы быть уверенным, что рассмотрены все случаи и не пропущен ни один из них. При решении таких задач важна сама операция, сам процесс практического составления комбинаторных соединений, а не подсчет их числа. Важно, чтобы учащиеся увидели и осознали возможность составления нескольких комбинаций и нашли рациональный способ их перебора.
Перебор – новый метод решения задач для младших школьников. Он дает возможность расширить знания о самой задаче, о процессе ее решения.
Целенаправленное обучение решению комбинаторных задач способствует развитию такого качества, как вариативность. Под вариативностью мышления понимают направленность мыслительной деятельности ученика на поиск различных решений задачи в случае, когда нет специального указания на это.
Экспериментальная работа проводилась в Верхневилюйской средней общеобразовательной школе № 2 им. М.Т. Егорова Верхневилюйского района.
Для определения исходного и достигнутого уровней развития логического мышления мы определили шкалу оценки уровня развития логического мышления младших школьников. Разработка критериев оценки осуществлялась в соответствии с возрастными возможностями детей.
В результате проведенного диагностирования на констатирующем этапе выяснилось, что 33% от общего количества школьников справились с заданиями в соответствии с показателями низкого уровня 35% от общего количества школьников имеют показатели среднего уровня; 38% от общего количества школьников имеют показатели высокого уровня развития логического мышления.
На констатирующем этапе опытно-поисковой работы был выявлен средний уровень развития логического мышления младших школьников. Формирующий этап опытно-поисковой работы протекал в естественных условиях. В классе обучение было нацелено на развитие логического мышления учащихся.
Для развития логического мышления нами специально создавались определенные педагогические условия и внедрялись комбинаторные задания.
В результате диагностического исследования на контрольном этапе нами были получены следующие данные: 13% от общего количества школьников справились с заданиями в соответствии с показателями низкого уровня; 42% от общего количества школьников имеют показатели среднего уровня; 45% от общего количества школьников имеют показатели высокого уровня развития логического мышления.
Результаты повторного проведения серии диагностических заданий после формирующего этапа работы позволили выявить некоторые изменения среднеарифметических значений показателей развития логического мышления у младших школьников. Учащиеся 3-го «В» класса продемонстрировали навыки выполнения заданий на высоком уровне, благодаря практической реализации выявленных нами педагогических условий развития логического мышления младших школьников. Развитию логического мышления способствовали целенаправленная работа по разработке кружка и внедрению в них комбинаторных заданий во внеурочной деятельности.
На начальном курсе математики должны быть использованы все основные комбинаторные задачи, которые встречаются в среднем и старшем звене, но уровень сложности должны быть приближен к начальному курсу математики.
Особый интерес у учащихся начальной школы вызывают комбинаторного характера, которые решаются с помощью граф-дерева или ориентированного графа. Система обучения, в приоритетах которой на первое место выдвигаются методы нетрадиционной передачи готового знания, а овладение основными методиками математической деятельности, самостоятельное «открытие» учащимися свойств и отношений реального мира способствует развитию логического мышления. Комбинаторные упражнения, благодаря своему разнообразию, а следовательно, большим развивающим возможностям, интересному и необычному содержанию вносят благоприятный психологический климат. Помимо этого их систематическое использование в наибольшей степени способствует развитию вариативности мышления младших школьников.
Список использованной литературы:
- Егорова Е.П., Шадрина С.Н. Подготовка младших школьников к всероссийской проверочной работе по математике// Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей IV Международной научно-практической конференции. 2016. С. 123-125.
- Ежов И.И., Скороходов А.В., Ядренко М.И. Элементы комбинаторики. М., 2017.
- Стойлова Л.П. Способы решения комбинаторных задач // Нач. шк. 2014.
- Филатова Е.П. Развитие мышления младших школьников. М., 2010.
©А.В. Егорова, Т.М. Борисова, 2018