Каждый вид государственной деятельности предусматривает те или иные организационно-правовые формы: установление норм, применение норм, выполнение материально-технический действий. На каждом этапе процессу управления сопутствуют издание различных актов управления, в результате их принятия происходит установление и реализация норм права. Изучение вопросов актов управления предусматривает такие сферы как изучение понятия «акта управления», классификация таких актов, изучение требований, предъявляемых к ним, исследование процедуры их издания.[1]
Роль и значение актов управления разнится в зависимости от системы права, в которой они используются, например, в правовой системе континентального права их роль всегда значительна, посредством из принятия и издания происходит реализация положений закона.
Само понятие «акт» уходит корнями в римское право и означает поступок или действие, на сегодняшний день под актом понимается определенное постановление. В узком смысле акты управления могут быть рассмотрена как акты, принимаемые властными органами, а в широком смысле, под ними понимаются управленческие действия. [2]
Советский период акты органов управления рассматривались как властные действия, предпринимаемые в рамках реализации исполнительно-распорядительной полномочий, устанавливающие определенные предписания или обязанности. Акты управления издаются во исполнение законов органами государственного управления для практического применения, кроме того, акт управления – это юридическая форма исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, направленная на исполнение законов.
Некоторые исследователи часто вместо «акт управления» используют понятие «административный акт», под которым предлагают понимать акт органа исполнительной власти, издаваемый исполнительно-распорядительными органами на основании и во исполнение законов для реализации государственный функций. Посредством принятия акта управления происходит реализация норм закона. В науке предусмотрена такая форма реализации права как право применение, связанное с реализацией норм закона с помощью издания подзаконных актов органами исполнительной власти.[3]
Помимо актов-документов органы исполнительной власти принимают распоряжения и иные акты управления в письменной и устной форме. Устные распоряжения также могут быть направлены во исполнение законных предписаний, а за их несоблюдение сотрудники могут быть привлечены к юридической ответственности. Таким образом, форма акта управления может быть, как устная, так и письменная.
Акты управления являются формой административной деятельности и политики государства, посредством актов реализуются управленческие функции государства. В научной литературе, исходя из анализа различных подходов и определений, выделяются следующие признаки актов управления:
1) акт управления – это волевое, властное действие, способ реализации властных полномочий, полномочий органов исполнительной власти и должностных лиц. С помощью актов управления происходит реализация государственного предписания.[4]
2) акты управления связаны с реализацией властных полномочий исполнительных органов государственной власти;
3) акты управления предусматривают возникновение юридических последствий, которые для субъектов таких правоотношений могут носить как позитивный, так и негативный характер;
4) акты управления являются составной частью системы правовых актов, в нем содержатся предписания определенного органа управления. Однако не все акты управления относятся к правовым документам. Правовыми актами являются только те, которые содержат предписания определенного органа управления.
5) акты управления всегда принимаются во исполнение закона, отсюда следует такой признак как подзаконный характер. Иными словами, акт управления должен не противоречить положениям закона.
6) акты управления всегда связаны с правовым регулированием общественных отношений, которые возникают на основании закона.
7) акты управления являются юридическим фактом;
Данные признаки можно отнести практически ко всем правовым актам, поэтому дополнительно необходимо осветить признаки строго присущие актам управления. Некоторые исследователи отмечают такой признак как цель актов управления, связанная с решением задач государственного управления. В целом, можно заключить, что исследование признаков и определений акта управления продолжается. Исследованием данного вопроса заняты представители различных отраслей правовых наук, поэтому разработка одного определения является довольно сложной задачей.[5]
Исследование актов управления касается и вопросов их классификации. Например, акты управления можно различать по форме, содержанию, факторам и целям издания, субъектам нормотворчества. В зависимости от органа, издающего акт, они делятся на постановления, решения, приказы, инструкции, а в зависимости от компетенции органов, акты могут делиться на акты общего и специального управления.
По своему содержанию акты можно разделить на обязывающие, управомочивающие. Или на акты-директивы, акты оперативного руководства, акты координации, акты, содержащие технические нормы, административные постановления и решения. Исходя из юридических свойств акты управления могут делиться на нормативны и индивидуальные.
Таким образом, исследования в области актов управления и их классификации показывают, что по-прежнему необходима теоретическая разработка данного вопроса. Исходя из многочисленных подходов, классификацию актов управления можно представить, как акт-документ и акт- действие. Акты-документы издаются в письменной форме, в них отражены реквизиты документов, указаны исполнители, сроки и ответственности. Акты-документы делятся на нормативные акты и акты применения. [6]
Например, акты применения реализуются посредством издания приказов командира или руководителя. Акты управления могут также подразделяться на акты общего и индивидуального действия. Индивидуальные акты могут быть оперативно-исполнительные и правоохранительные. Оперативно-исполнительные акты предусматривают реализацию нормативно-правовых актов, а правоохранительные издаются для обеспечения защиты. Таким образом, выделение одной классификации актов управления затруднительно, поскольку любая классификация дополняется другой классификацией.[7]
На практике акты управления не всегда подразумевают письменную форму, поскольку может возникнуть необходимость в срочной, быстрой команде, поэтому они могут отдаваться на совещании, по телефону и способствуют эффективности управления. Акты-действия на сегодняшний день менее изучены и исследованы. Актуальным направлением исследования является установление значение актов управления для механизма правового регулирования.
Правовые акты должны быть законными, под законностью понимается соответствие актов положениям закона. Условно требования законности можно поделить на две группы: требования, предъявляемые к правовые актам, к их форме и содержанию, а также требования, предъявляемые к процедуре издания. В частности, соблюдение требований законности должно касаться компетенции органа, издающего акт управления, формы издания акта управления, полномочий, на основании которых акт издается, соблюдение процедуры подготовки, рассмотрения, принятия и опубликования акта управления.
Требования, которые предъявляются к актам управления реализуются на практике в ходе принятия акта. Законность и легитимность обеспечивается соблюдением тех же требований. Очевидно, что первым требованием является соответствие акта управления Конституции, а также иным нормативным актам, чья юридическая сила выше. При этом, акты правоприменения отличаются простотой издания, однако предусматриваются изложение информации, предполагающей реализация закона. Несоблюдение требования законности при издании актов управления влечет признание такого акта незаконным и недействительным, а также не подлежащем применению.
Помимо законности, акты управления должны быть обоснованными, научными и своевременными. Требования к издаваемым актам управления следует закрепить на законодательном уровне. Это поможет привести подзаконное нормотворчество в порядок, придаст ему единую систему, снизит число приятия неэффективных подзаконных актов. Таким образом, методика разработки актов управления обеспечит рост качественного нормотворчества.
Список литературы:
- Аврутин Ю.Е. Преодолимы ли парадоксы парадигм публичного управления в теории государственного управления и в административном праве? // Административное право и процесс. 2016. N 8.
- Дарбинян А.А. Понятие правовых актов органов государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 16 — 17.
- Жеребцов А.Н., Павлов Н.В. Административная правоприменительная практика: теоретические и практические аспекты: Монография. М.: Юстицинформ, 2018.
- Жеребцов А.Н., Павлов Н.В. Вопросы сущности и правоприменительного значения административной практики // Lex russica. 2019. N 3. С. 34 — 44.
- Лещина Э.Л., Магденко А.Д. Административно-процессуальное право: курс лекций. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. 310 с.
[1] Дарбинян А.А. Понятие правовых актов органов государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 16 — 17.
[2] Жеребцов А.Н., Павлов Н.В. Административная правоприменительная практика: теоретические и практические аспекты: Монография. М.: Юстицинформ, 2018.
[3] Дарбинян А.А. Понятие правовых актов органов государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 16 — 17.
[4] Жеребцов А.Н., Павлов Н.В. Вопросы сущности и правоприменительного значения административной практики // Lex russica. 2019. N 3. С. 34 — 44.
[5] Жеребцов А.Н., Павлов Н.В. Вопросы сущности и правоприменительного значения административной практики // Lex russica. 2019. N 3. С. 34 — 44.
[6] Лещина Э.Л., Магденко А.Д. Административно-процессуальное право: курс лекций. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. 310 с.
[7] Аврутин Ю.Е. Преодолимы ли парадоксы парадигм публичного управления в теории государственного управления и в административном праве? // Административное право и процесс. 2016. N 8.