КОНЦЕРТ №2 ДЛЯ ДОМРЫ И ОРКЕСТРА В. КОШЕЛЕВА: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗНО-ИНТОНАЦИОННОЙ ДРАМАТУРГИИ

9 ноября 4:31

Владимир Сергеевич Кошелев – молодой красноярский композитор, исполнитель, который уже ярко заявил о себе в музыкальном сообществе не только сибирского региона, но и России. Среди его профессиональных побед только 2018 года – диплом лауреата международного конкурса молодых композиторов «Новые Классики», Первое место на Всероссийском конкурсе в рамках красноярского проекта «Симфония Сибири». Произведения В. Кошелева всё чаще встречаются в конкурсном и концертном репертуаре исполнителей разного уровня. Например, виртуозные каприсы уже стали «визитной карточкой» домристов Сибирского региона. Значимая тема творчества для В. Кошелева – это Сибирь, ее история, природа, ведь сам он коренной сибиряк. Тема Сибири в духовных категориях прошлого и современности ярко воплотилась в последнем сочинении В. Кошелева на сегодняшний день – Концерте №2 для домры и камерного симфонического оркестра. Первая часть концерта под названием «Сон Енисея» была представлена на конкурс проекта «Симфония Сибири-2018» и завоевала Первую премию.

Следуя классическим традициям, В. Кошелев пишет трехчастный концерт. В сочинении продолжается философская линия творчества автора, осмысляющего взаимоотношения человека и социума в историческом прошлом и настоящем, уже активно разрабатываемая в его предыдущих крупных циклических произведениях (например, «Отзвуки язычества», Первый концерт для домры с оркестром). Однако, тема Сибири впервые помещается в центр внимания и воплощается в рамках крупного жанра. Программные названия частей «Сон Енисея», «Черное небо», «Эпилог» формируют своеобразный «сюжет», отражающий художественную идею сочинения. По словам автора, она состоит в том, что «я задаю слушателю и самому себе вопрос: достойны ли мы – люди – вершить судьбу природы, разрушая ее первозданное величие, уничтожая ее на корню? Не пора ли это прекратить, ведь так мы разрушаем сами себя? Здесь нет показа борьбы… это наблюдение за тем, как человек в очередной раз стремится возвысить себя над миром и в который раз терпит фиаско» [1].

Очевидно, что идейно-художественный замысел концерта лежит на пересечении двух смысловых плоскостей: с одной стороны, это размышление о вечных темах, на протяжении столетий раскрываемых в искусстве (Человек и Природа, Человек и Мир и т.д.). С другой, сочинение – рефлексия современного автора на происходящее вокруг, и прежде всего – как жителя сибирской земли, где на первый план несколько лет выходят экологические проблемы вследствие техногенных нагрузок, ставших настоящей болью сибиряков: массовая вырубка тайги, загазованность воздуха, загрязнение рек… И эта проблема уже планетарного масштаба, о которой сигнализируют ученые, призывающие человечество изменить отношение к Земле, ее природе, частью которой оно является.

В музыкальной драматургии концерта явно прослеживается эпическое начало, ведущее свое начало в русской музыке от опер М.И. Глинки, симфоний А.П. Бородина. В основе концерта не конфликт, а его осмысление, что выдвигает на первый план картинно-сюжетный принцип сопряжения как частей, так и разделов внутри них. Это определило и формообразование частей, не свойственное жанру концерта – отсутствие сонатного аллегро, и выдвижение на первый план трехчастных композиций с вступлением и кодой, в которых выявляются черты зеркальной симметрии, столь свойственной эпической музыке.

Первая часть «Сон Енисея» вводит слушателя в удивительный пантеистический мир композитора через звуковое выражение, мыслящего себя частью природы и мироздания, что сближает его с творчеством Н.А. Римского-Корсакова. С такой любовью и преклонением перед животворной мощью и вечной красотой природы написана музыка, что это невозможно не услышать. Уже само название части окутывает удивительной атмосферой древних легенд и преданий, навеянных величием сибирской природы, а именно, богатырем-Енисеем – самой многоводной реки России, рождающейся из тоненьких, «хрустальных» ручейков в заповедных верховьях Саянских гор, собирающихся в широкую, могучую реку. С первых же тактов создается удивительно колоритная музыкально-живописная симфоническая картина, рождающая яркие ассоциации с жанрами былины, сказки, колыбельной. Архаический, и, в то же время, «волшебный» колорит воссоздается в красочной оркестровке, богатой фактуре, рисующие сибирский пейзаж, тематизме, в основе которого лежат интонационные формулы, свойственные русскому фольклору. Домра, с одной стороны, выполняет роль сказителя легенды о богатыре Енисее, что отражено в основной теме, порученной солисту – архаизированная диатоническая мелодия повествовательно-сказового склада, близкая русским лирическим песням и колыбельным (ц. 5). С другой стороны, домра наделена изобразительной функцией. Принцип развития тематизма в партии домры и ее взаимодействие с оркестром символизирует тот «хрустальный» ручеек, с которого начинается Енисей, постепенно вливающийся в течение величественной реки и становящийся с ним единым целым.

Вторая часть концерта носит символичное название «Черное небо», известное из газет и публикаций, обращающее к современной ситуации, в которой находится Красноярск. Словно в зеркальном отражении, показывает автор нам самих себя, лицо человечества, разрушающих свою колыбель – природу. Композитор подчеркивает: «Конечно, “Черное Небо” – это всего лишь мем, броское название, привлекающее внимание. Я отнюдь не хотел затронуть лишь проблему нашего региона. Уверен, что огромное количество городов мира переживает сейчас не самые лучшие времена, если говорить об экологической ситуации. И виноваты в этом люди…»  [1]. Вторая часть резко контрастирует не только по образному содержанию. Яркое противопоставление образов проявляется на всех уровнях. Столь злободневную сегодня тему экологической катастрофы автор выражает с помощью музыкально-выразительных средств современной культуры и в частности эстрадной и рок-музыки, с характерными ей остинатными «битами», «рваным» тематизмом в противовес архаичной, былинной первой части, символизирующей гармонию мироздания. Принципы музыкального мышления во второй части наследуют традиции музыкального урбанизма. В основе развития лежит музыкально-ритмическое остинато, захватывающее все уровни фактуры, тематическое развитие, создающее яркий образ заведенного механизма, поглощающего все вокруг – символ нашей техногенной цивилизации. Во второй части домра исполняет роль рассказчика, своим «колким» тембром акцентируя на себе проблематику затрагиваемой темы. Любопытно, что основные темы частей оказываются интонационно взаимосвязаны, символизируя как бы «две стороны медали». Мир идеальный (Природа) и мир Вещественный (человек и современный социум). Это подчеркивается и в общем жанрово-стилистическом противопоставлении-противостоянии образного мира первой и второй частей – фольклор и современная массовая культура. В таком принципе образно-смысловой амбивалентности, выраженной в темах солирующей домры, В. Кошелев близок художественной концепции, яркой заявленной ранее во Второй симфонии мэтра отечественной музыки С.М. Слонимского.

Финал концерта – это философский центр сочинения, драматургический узел, в котором заключено авторское размышление на проблемы, изложенные в предыдущих частях. В образно-смысловом плане – это попытка помыслить человека не в отрыве от природы, а внутри нее, в гармонии с ее извечными законами, в связи с чем можно говорить о жизнеутверждающей художественной концепции в целом. Композитор говорит: «Все-таки я верю, что однажды мы осознаем весь ужас, поймем, какой непоправимый урон наносим природе желанием заработать. По сути, я мыслю в финале человека, вышедшего из зоны общества потребления, человека рефлексирующего и созидающего, постигшего красоту мироздания и ощутившего себя частью Природы» [1]. Философский контекст заключительной части реализован посредством возвращения медитативно-архаичного характера, музыкальной стилистики первой части, создавая арку-портал, символизирующий величие Природы. Домра в третьей части – это теперь голос самого автора, посредством которого происходит когнитивное осмысление конфликта человека и природы.

Таким образом, Второй концерт для домры с оркестром В. Кошелева – интересное, яркое произведение, в котором тема Сибири получает оригинальное воплощение. Отличительной особенностью является его публицистичность высказывания на злободневную тему. Концерт, по сути, является своеобразным «месседжем» современному слушателю, заставляя задуматься о страшных последствиях человеческого равнодушия к миру и вечных ценностях, помогая осознать важность созидательного начала, гармонии с природой как символа Жизни.  

Литература

  1. Интервью с композитором В. Кошелевым / беседу вела А.А. Аверина. – Красноярск, 2019. – Рукопись. – Запись от февраля 2019 г. – Из личного архива.