ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА И ЕГО ОСНОВАТЕЛЯ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ XVIII ВЕКА

23 июня 10:49

Петербург занимает особое место в русской культуре. Город, возникший «чудесным» образом, уже не одно столетие потрясает своей красотой и величием.  Петербург – и как тема, и как образ – оставил глубокий, неизгладимый след в сознании художников разных поколений, породив культурное явление – «петербургский миф». Феноменом Петербурга были увлечены писатели, поэты, художники, композиторы, чьи творения стали своеобразным зеркалом, вобравшим в себе многообразные отражения Петербурга в сознании русского общества в разные исторические периоды. Петербургом были увлечены и композиторы.  Более чем за трехсотлетнюю историю своего существования он стал источником творческого вдохновения для целого ряда отечественных авторов. Вместе с тем в научной литературе мы не обнаружили работ, где имеется хотя бы обзорный исторический экскурс воплощения темы Петербурга в отечественной музыкальной культуре, но есть исследования и статьи, в которых ракурс избранной темы представлен отдельными наблюдениями на примере сочинений разных композиторов. Таким образом можно сказать, что масштабы претворения темы Петербурга в полной мере еще не осмыслены в отечественном музыкознании. Учитывая ограниченные рамки статьи, рассмотрим первый этап становления музыкальной петербургианы в отечественной музыке, маркированный нами XVIII веком.

16 (27) мая 1703 года, в день Святой Троицы, в устье Невы на Заячьем острове Петром I была заложена Петропавловская крепость. Именно этот день вошел в историю как дата основания Санкт-Петербурга – будущей столицы Российской империи. Уже при жизни императора появляются первые сочинения, восхваляющие основателя города на Неве и прославляющие его великие деяния во славу России. Из наиболее ранних произведений начала XVIII столетия, посвященных важным историческим сражениям и победам Петра Великого, до нас дошли канты, повествующие о событиях Северной войны между Россией и Швецией – кант о взятии крепости Шлиссельбурга «Возвести словом всем днесь трубою» (1702 г.) и кант «На взятие Нарвы» (1704 г.), «Воспоем песнь нову» и «Мы же вопием, велегласно рцем» (1709), связанные с Полтавской битвой. Одним из наиболее известных кантов, который и сегодня часто исполняется хоровыми коллективами – «Радуйся, Росско земле!» (1721 г.). Он был написан ко дню празднования заключения Ништадтского мирного договора, поставившего точку в многолетней Северной войне[1]. Также этому событию посвящен кант «Многолетие, петое Петру I», «Радуйся Петре… император славный…». В нотном сборнике «Избранные русские кантаты XVIII века: для хора или ансамблей солистов без сопровождения» (публикация В. Копыловой. – М.: Музыка, 1983) под названием «Радуйся Петре… император славный…» числится также кантата на слова и музыку неизвестного автора. Более подробных сведений нам выяснить не удалось.

Последним, относящимся по времени к правлению Петра I, нами найден кант «На взятие Дербента» (1722 г., русско-персидская война)[2]. В большой коллекции «петровских» кантов мы обнаружили и связанный с рождением града на Неве – «О заложении города Санкт-Петербурга», принадлежащий неизвестному автору XVIII века [4].

Исторические победы русской армии петровского времени, образы императора, выдающихся полководцев и, собственно, самого Петербурга нашли отражение и в русском народном творчестве XVIII столетия. Фольклористами в разное время было записано множество исторических казачьих песен, например: «Ах, вы бедные головушки солдатские», «Ах, по морю-морю синему…», «Собирается православный царь», «Дело было под Полтавой» и др. Их содержанием стали эпизоды шведской войны: взятие Шлиссельбурга (Орешка), Риги, Ревеля (Колывани), осада Выборга, бой под Красной Мызой, Полтавская битва, победные походы на турок 1711 г., песни о среднеазиатских экспедициях 1716–1717 гг. (о взятии города Хивы). Очень популярна была среди солдат песня «Пишет, пишет Карла шведский» (~ 1722-23 гг.), в которой в шуточной форме рассказывается о том, как Карл XII пишет письмо Петру I, собираясь посетить Петербург [2]. 

В сокровищнице русского фольклора XVIII века находим крестьянские песни, связанные с тематикой Невы и Петербурга, основанного на великой реке, с описанием природы, города и его окрестностей – например, «Как на матушке на Неве-реке»[3], Петербургская славна дорожка» [2]. С образом Невы связано и хоровое произведение Д.С. Бортнянского «Нева» («Протекай спокойно, плавно, горделивая Нева…») на слова стихотворения М.Н. Муравьева «Богине Невы» (1794 г.). Точный год создания найти не удалось, но можно предположить, что сочинение написано на рубеже XVIII–XIX вв.

Образ Петербурга и «типичных» представителей русского купечества появляется в одной из первых русских комических опер «Санкт-Петербургский Гостиный двор» (1779 г.). Она была поставлена в 1782 году в Петербурге и имела большой успех у зрителей. «Забавное зрелище и нарядный спектакль в российских древних нравах», как он значился в программках частного театра К. Книппера, шел «раз по пятнадцати сряду, и никакая пьеса не дала столько прибытка, как оная» [3]. Автор либретто и частично музыки этого сочинения – русский композитор и драматург М.А. Матинский, который написал талантливую сатирическую комедию, высмеивающую представителей разных слоев общества и рисующую яркую социально-бытовую картину столичного города на Неве конца XVIII века. К сожалению, первоначальная редакция этой оперы сегодня утеряна. Спустя десять лет, музыка оперы на заново написанное М.А. Матинским либретто была переработана совместно с композитором В.А. Пашкевичем. В новой редакции оперу, которая теперь называлась «Как поживешь, так и прослывешь», авторы с успехом представили на сцене Придворного театра Санкт-Петербурга в 1792 году.

Таким образом, становление отечественной музыкальной петербургианы началось еще при жизни основателя великого города на Неве. Среди сочинений первого этапа – преимущественно произведения вокально-хоровых жанров, где на первом месте находится кант. Причем возникает даже новая разновидность – «петровский» кант. Образ императора и города нашел отражение в фольклорном песенном творчестве, а также получает воплощение в новом для России жанре – опере.

 

Литература

  1. Военная музыка России: сборник всех Русских гвардейских полковых маршей / Составитель для фортепиано В. В. Вурм. СПб.: Союз художников, 2006. 224 с.   
  2. Зуева В., Фраёнова Е. (исполнительские традиции): Исторические песни [Электронный ресурс] // Большая Российская энциклопедия: сайт. URL: https://bigenc.ru/music/text/2025680 (Дата обращения: 05.05.2019)
  3. Матинский М. А. [Электронный ресурс] // Электронные публикации института русской литературы (Пушкинского дома) РАН. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=1016 (Дата обращения: 05.05.2019)
  4. Финдейзен H. P. Петровские канты // Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII в. Т. 1. М.-Л., 1928.  350 с.

 

[1] Отметим также знаменитый старинный военный марш Лейб-гвардии Преображенского полка «Знают турки нас и шведы», который, по мнению ряда исследователей, был написан в 1716 году еще при жизни императора.

[2] Исследователи указывают на целый ряд военно-исторических песен и маршей, принадлежащих петровскому времени – «Полтавский бой», «Марш Петра Великого» «Марш 14-го Гренадерского Грузинского полка» и многие другие [1].

[3] Существует три варианта этой песни, один из которых (самый объемный по тексту), по версии исследователей, принадлежит самому Петру I. Именно он входил в постоянный репертуар военных хоров петровского времени и в дальнейшем.