Контроль является важным фактором эффективности демократии, власти и управления. На самом деле, местное самоуправление не будет эффективным как без самостоятельности, так и без контроля и надзора.
Положение о том, что органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями, закрепляется Конституцией РФ. В современном обществе и системе местного самоуправления огромное внимание принадлежит именно государственному контролю за осуществлением этих полномочий, так как именно он призван обеспечить большую эффективность и действенность системы местного самоуправления. [1]
Под государственным контролем понимается деятельность по наблюдению за функционированием органов местного самоуправления, специально уполномоченных государственных органов и их должностных лиц. [2]
Вопросы установления видов, порядка осуществления контроля, правовых форм, оснований, степени вмешательства контролирующего органа в осуществление своих и отдельных государственных полномочий, передаваемых местным органам власти, в науке весьма противоречивы. Так, М.И. Васильев утверждает о необходимости расширения оснований для применения контроля и надзора, об общей недостаточности органов, в пределы компетенции которых и будут относиться контрольные и надзорные полномочия.
Использование различных материальных и финансовых средств, необходимых для исполнения определенных полномочий, переданных государственным органами, а также, непосредственно, осуществление этих полномочий, подлежит контролю со стороны соответствующих государственных органов.
На данный момент можно выделить несколько методов и форм контроля:
1) предоставление указаний местным органам власти об осуществлении переданных полномочий.
2) Выдача письменных инструкций, призывающих при необходимости устранить выявленные нарушения закона, являющихся обязательными для органов местного самоуправления и их должностных лиц, которым они адресованы. Кроме того, местные власти и их должностные лица не имеют права направлять возражения по предписаниям уполномоченного государственного органа, который их выдал, и, следовательно, не исполнять их. [3]
3) Получение документов и другой информации по запросу органов государственной власти относительно исполнения переданных им полномочий, а также заслушивание отчетов местных властей об их деятельности, включающих в себя информацию, касаемо исполнения закона о соответствующем наделении. Также в эти отчеты может входить информация о самом процессе реализации определенных государственных полномочий различного типа. Помимо этого включается информация о достижении определенных критериев качества и эффективности.
4) Согласование решений о реализации соответствующих полномочий.
Основная цель проведения проверки — выявление и предотвращение фактов незаконного или неэффективного осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Производство проверок осуществляется не чаще одного раза в определенный период времени, собственно, поэтому такие проверки называются плановыми. Срок проведения плановых проверок устанавливается соответствующим графиком. Проверки, производящиеся по поручению законодательного органа государственной власти субъекта, высшего должностного лица субъекта РФ, по требованиям правоохранительных органов, которые, в свою очередь, являются внеплановыми.[4]
5) Проверка правовых актов органов местного самоуправления, которые принимаются ими для непосредственного осуществления полномочий, делегированных им государством, а также их правовая экспертиза. На данные органы ложится обязанность предоставлять такие документы уполномоченным государственным органам в сроки, указанные в соответствующем нормативно-правовом акте.[5]
В компетенцию уполномоченных государственных органов власти, в обязанности которых входит осуществление контроля за реализацией местными властями отдельных государственных полномочий, входит проведение проверок реализации данных полномочий. Закона субъекта Российской Федерации устанавливается порядок проведения таких проверок.
Одной из важных функций управления является именно контроль, который позволяет выявлять и предупреждать отклонения, ошибки и недостатки.
Таким образом, на основе исследования системы местного самоуправления можно сделать вывод о том, что в современном мире большое значение придается организации контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Способствовать повышению производительности и эффективности местного самоуправления должны вышеуказанные формы и методы государственного контроля.
Список литературы
1. «Конституция Российской Федерации» принята всенародным голосованием 12.12.1993;
2. Чаннов С. Е. / Муниципальное право 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / Гриф УМО ВО. -2019. С. 363;
3. Шугрина Е.С., Иванова К.А. / О состоянии муниципального контроля в РФ // М.: «Проспект». 2018. — №2. С. 86;
4. Воробьева О.А. / Формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления / Вестник Сибирского университета МВД. – 2017. — №2. С. 102-103;
5. Фазулов А.Р. / Проблема полномочий и ответственности органов местного самоуправления Российской // Теории и проблемы политических исследований. — 2016. — № 4. С. 74.
н