Психологические особенности асоциальных подростковых групп

8 мая 1:09

Во нынешних обстоятельствах прослеживается нарастающий подъём детской преступности также повышение количества подростков, предрасположенных к девиантным формам поведения. Девиантное поведение в подростковой сфере выражается во разных формах.

Подростковый возраст считается переломным этапом формирования, в процессе которого физиологические перемены в организме комбинируются с перестройкой психологических элементов личности. Вышеуказанные характерные черты вызывают провоцирующее воздействие возрастных перемен на психологическую приспособление также развитие личности ребенка. Подросток все более отчуждается от семьи, устремляясь обосновать собственную зрелость, его интересы с области учения передвигаются в область общения с ровесниками. Вследствие этого ребенок способен быть втянут в неблагоприятную компанию, в которой стремясь показать собственный авторитетность, зачастую делает легкомысленные, зачастую асоциальные действия.

Группа играет особенную роль в становлении личности. Они связывают личность с окружающим обществом. «С самого рождения и до смерти человек является частью многочисленных групп, которые формируют его личность именно внутри этих групп и с их помощью происходит культуризация человека. Именно в группах с помощью моделей поведения и установок происходит «социализация» в том или ином направлении» [3].

Ведущей деятельности подросткового возраста является общение, а неформальная группа дает осуществить актуализованную необходимость в общении в наивысшем уровне. К тому же влечение к общению с сверстниками считается одной с основных подростковых поведенческих взаимодействий, также в случае если ребенок исключен с группы ровесников, у него происходит искажение личностного развития. Однако не меньше данная влечение к общению может выступить слабым звеном во формировании индивида, поскольку при отсутствии социально адаптивной группы сверстников подростков может оказаться в асоциальные группы.    

Неформальные группы играют основополагающую роль в формировании девиантного поведения. Так, К. Е. Игошев отмечает, что порядка 75% преступлений, совершаемых несовершеннолетними, происходит в группах. Стихийная неформальная группа характеризуется самоизоляцией, обособлению от взрослых, и в первую очередь от родителей и школы. В таких группах присутствует внутригрупповая мораль, которая может противостоять социально одобряемым нормам в обществе [4, c. 124].

Современная асоциальная группа подростков представляет собой: а) способ адаптации подростков к проблемам, с которыми они сталкиваются при вхождении в самостоятельную жизнь б) социальную систему, характеризующуюся совокупностью неотъемлемых специфических социально-психологических признаков, влияющих на стиль жизни и мышление группы в целом и ее членов, что позволяет им осознать и утвердить себя в качестве «МЫ», отличного от «ОНИ» [2].

Асоциальную группу составляют подростки, у которых причины попадания в асоциальные сообщества весьма различны: аутсайдеры (не нашедшие признания в формальной группе); маргиналы (одинокие); конформисты (хорошо поддаются влиянию); приспособленцы; фанаты (искренне преданные групповым ценностям); вожди (инициаторы становления групп) [4, c. 125].

Асоциальные подростковые группы сплачиваются в главную очередь согласно параметру единого зоны жительства.  Местами взаимодействия подобных групп как правило происходит далёко от мест общественного скопления людей — заброшенные здания, стройки, подвалы, чердаки, кладбище, скверы и т.п. Более преимущественные проведение досуга — потребление психоактивных веществ, азартные игры, музыка, напрасное странствие по улицам. Из числа ключевых тем бесед — инциденты с учителями, планы отмщения «врагам», опыт употребление психоактивных веществ. Зачастую проявляются размолвки, инциденты, которые оканчиваются с помощи драк. Драки — главной метод подтверждения преимущества и своей правды как внутри группы, также при конфликте с иными подростковыми группами.

Групповой изолированности способствуют групповые моральные и нравственные нормы, внутригрупповой «кодекс чести», нарушение которого сурово карается, противопоставление себя окружающим (как взрослым, так и другим подростковым группам) [4, c. 128].

Социально-психологическими причинами стремления к группообразованию асоциального характера и вступления в асоциальные группы для сегодняшних подростков являются: низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам; неуверенность в себе, низкая самооценка; трудности в общении; стремление к получению новых ощущений; чрезмерная зависимость от друзей; непереносимость конфликтов; навязчивые и отклоняющиеся формы поведения как психологического, так и физиологического характера; перенесенное насилие; приверженность к неформальным взглядам; отягощенная наследственность; неблагополучие в семье; «лидерский фактор» [2].

Исходя из характера совместной деятельности И. П. Башкатов выделяет три уровня развития асоциальных (криминогенных) групп.

  1. Предкриминальные/асоциальные с ориентацией на антиобщественную деятельность. Возникают стихийно, по месту жительства, характерно бесцельное времяпрепровождение, ситуативное социально неодобряемое поведение — азартные игры, распитие спиртных напитков и пр. Преступлении в полном составе не совершают, хотя отдельные нарушения есть.
  2. Неустойчивые или криминогенные группы характеризуются преступной направленностью групповых ценностных ориентаций. Наблюдается склонность к совершению противоправных деяний как отдельными членами, так и в составе группы. Совершаемые преступления носят скорее спонтанный характер.
  3. Устойчиво криминальные (преступные) объединения подростков, сформировавшиеся для совершения преступлений (кражи, разбой и пр.). Есть четкая организованная структура, преступления планируются, присутствуют неписаные законы, нормы и правила поведения. Члены группы зависят друг от друга [1].

Динамика функционирования асоциальных групп несовершеннолетних предполагает собой социальную систему, также содержит три этапа: формирование, становление и развитие, каждый из которых описывается определенным показателем развитие деятельности, отношений и общения. Объективными факторами появления асоциальных групп считаются недочеты домашнего, школьного, социального обучения, а в роли индивидуальных предпосылок выступают личностные характерные черты несовершеннолетних и их отрицательное взаимодействие с социальной микросредой.

Использованные источники: 

  1. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодёжи. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.– 416 с. (Серия «Библиотека психолога»).
  2. Офёркина О.А. Социально-психологическая профилактика асоциального поведения подростковых групп: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 23 с.
  3. Роббер М.А. Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: 1988. – С. 69.
  4. Семикин В.В., Королева Н.Н Девиантное поведение детей и подростков в современных социокультурных условиях: Учебное пособие – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – 184 с.
  5. Bashkatov I.P. Psihologija asocial’no-kriminal’nyh grupp podrostkov i molodjozhi. – M.: Izdatel’stvo Moskovskogo psihologo-social’nogo instituta; Voronezh: Izdatel’stvo NPO «MODJeK», 2002.– 416 s. (Serija «Biblioteka psihologa»).
  6. Ofjorkina O.A. Social’no-psihologicheskaja profilaktika asocial’nogo povedenija podrostkovyh grupp: avtoref. dis. … kand. psihol. nauk. M., 2013. 23 s.
  7. Robber M.A. Til’man F. Psihologija individa i gruppy. – M.: 1988. – S. 69.
  8. Semikin V.V., Koroleva N.N Deviantnoe povedenie detej i podrostkov v sovremennyh sociokul’turnyh uslovijah: Uchebnoe posobie – SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2013. – 184 s.

п