В процессе подготовки спортсменов с высокой квалификацией нельзя основываться только на совершенствовании сфер их спортивного мастерства. Этот процесс необходимо рассматривать как управление всей спортивной деятельностью, главным рычагом которого есть контроль направленности мотивации [1].
Влиянию спортивной мотивации посвящено много научных работ. Среди них можно встретить исследование мотивации достижения успеха и избегания неудачи, различных уровней притязаний и предпочтительного типа каузальной атрибуции, а также внутренней и внешней мотивации.
Однако среди исследований спортивной мотивации долгое время недооценивалась значение глобальных факторов. В процессе развития изучения мотивации все большее внимание в наши дни стал привлекать тот факт, что побуждением к спортивной деятельности может быть не только мотивация, которая связана с ситуацией, в которой находится сам спортсмен, а та мотивация, которая связана с традициями, принятыми в обществе, с культурными нормами, с нормами той группы, в которой спортсмен находится. Нужно учитывать, что мотивация — это не только личностный феномен, но также и социальный.
Наиболее ярко системный анализ мотивации выражен в концепции Валеранда [2]. Он пишет, что спорт, как и другие сферы жизнедеятельности, могут быть взаимовлияемыми. Чтобы понять спортсмена как личность, мотивацию необходимо рассматривать во всей ее совокупности, а также обращать внимание все компоненты спортивной мотивации, так как каждый ее компонент является лишь частичкой личности.
Весь анализ мотивации должен включать в себя внешнюю, внутреннюю мотивацию, а также амотивацию. Внутренняя мотивация предполагает занятие спортивной деятельностью с целью собственного удовольствия. Внешняя мотивация является противоположной внутренней мотивации, и предполагает занятие спортивной деятельностью не только ради собственного удовольствия, а по внешней причине.
Если спортсмен не мотивирован ни внутренне, ни внешне, следовательно, он амотивирован. В данном случае спортсмен не имеет стойких побуждений к занятиям спортом, что, в свою очередь, может привести к прекращению спортивных занятий.
Внешняя, внутренняя мотивация и амотивация существуют на трех уровнях: глобальном, контекстуальном и ситуативном.
В соответствии с исследованиями Валеранда, на глобальном уровне личность развивает глобальную мотивационную направленность взаимодействия с окружающей средой внутренним, внешним и амотивационным способом. Глобальные факторы относятся к факторам социальным, которые распространены во всех аспектах жизни спортсмена. Следовательно, необходимо учитывать, что социальные факторы в большей степени влияют на мотивацию на соответствующем уровне.
Контекстуальный уровень связан с определенной сферой жизнедеятельности человека. В этих «контекстах» спортсмены тоже развивают мотивационные ориентиры. Контекстуальные факторы являются изменяющимися, они являются основой одной особенной сферы жизни, к примеру, спортивной.
Ситуативный уровень является третьим и последний уровнем иерархии. Процесс мотивации на данном уровне относится к мотивации личности, которая увлекается какой-либо деятельностью в данный момент, например спортивной. Ситуативные факторы являются непостоянными, они существуют в данный момент, и, следовательно, не могут являться устойчивым фундаментом регуляции поведения личности.
Необходимо также учесть потенциальное влияние мотивации, которое находится на более высоком уровне в указанной иерархии, на мотивацию, которая находится на уровень ниже. К примеру, низкий уровень ситуативной мотивации в результате сильного поражения в каком-то соревновании, скорее всего, окажет негативное влияние на контекстуальную мотивацию спортивной деятельности, а также может способствовать уходу из спорта вообще.
Резюмируя выше изложенное, необходимо подчеркнуть, что нужно принимать во внимание те мотивационные изменения, которые могут произойти, а также взаимодействие между различными уровнями мотивации. Развитие спортивной мотивации необходимо осуществлять в направлении от внешне организованной к внутренне организованной.
Литература
- Федоренко А.Б. Взаимосвязь глобальных и контекстуальных компонентов мотивации спортивной деятельности // Вестник Адыгейского госуниверситета. Серия: Педагогика и психология, 2009. — № 2. — С. 264-267
- Vallerand R.J., Perreault S. Intrinstic and extrinsic motivation in sport: toward a intrinstic and extrinsic motivation for sport // Essential reading in sport and exercise psychology / eds. By D. Smith, M. Bar-Eli. Champaign, 2007. P. 155-164.
Literature
- A. B. Fedorenko Interrelation of global and contextual components of sports activity motivation // Bulletin of Adyghe state University. Series: Pedagogy and psychology, 2009. — No. 2. — Pp. 264-267.
- Vallerand R.J., Perreault S. Intrinstic and extrinsic motivation in sport: toward a intrinstic and extrinsic motivation for sport // Essential reading in sport and exercise psychology / eds. By D. Smith, M. Bar-Eli. Champaign, 2007. P. 155-164.