Адаптация к условиям общеобразовательной школы — сложный периоддля детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная проблема актуальна и многозадачна в условиях современного образования. Многозадачность проявляется как в вопросе подхода к детям с особенностями в развитии, так и в развитии учебно-методического аппарата.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В соответствии с законом «Об образовании» и Конституции РФ каждый ребенок с проблемами развитии имеет равные со всеми права на образование. В связи с этим возникла необходимость в понимании и признании таких детей, в создании условий для их интеграции и адаптации к школе. Таким образом, приоритетной задачей государственной политики становится обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование.
Реализация данного права осуществляется непосредственно через инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это процесс, который обеспечивает образовательную, воспитательную функцию и социализацию детей с особыми образовательными потребностямив школах общего типа. Основная цель инклюзивного образования – обеспечение равного доступа к качественному образованию, создание необходимых условий для достижения успеха в образовательном процессе.
Благодаря данному подходу, сегодня, нет необходимости получения образования в специальных учреждениях. Именно в общеобразовательной школе ребенок с особыми образовательными потребностями сможет в полной мере участвовать в жизни школы, развивать навыки общения и коммуникации, достигать прогресса в социальном развитии. Здоровые дети, в свою очередь, познают многогранность нашего мира, что позволит им развить чувства сопереживания, понимания и ответственности.
Организация обучения с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по специальной адаптированной программе, на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Направление на ПМПК родители получают в дошкольном образовательном учреждении и от специалистов в медицинском учреждении. Комиссия по результатам исследования принимает решение о специфике по оказанию ребенку медико-педагогической помощи, дает рекомендации и направление в ту или иную организацию, предоставляющую данные образовательные услуги. Родители могут выбрать обучение в форме: специального (коррекционного) образования; инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми); образование в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах; в системе надомного обучения при массовых и специальных школах; в условиях домашнего (семейного) образования.
Программа обучения лиц с ОВЗ разработана индивидуально для каждой категории обучающихся, с учетом психофизических особенностей. Эффективности обучения учителями применяются различные коррекционно-развивающие технологии, а также методики, способствующие у детей с ОВЗ вызывать интерес к самостоятельной деятельности ученика. Содержание каждого занятия должно базироваться на принципе доступности, но при этом не должно быть сильного упрощения материала. Изложение материала должно проходит с помощью различных форм и методов, которые будут соответствовать содержанию обучения и уровню познавательных возможностей детей.
При работе с особенными детьми учителю важно не просто заинтересовать его, важно выявить к чему именно проявляется интерес ученика, тем самым направить и развить его способности, согласно его интересам. Таким образом, процесс самостоятельного изучения материала будет не механическим запоминанием, а именно приобретёт форму исследования, позволит обучающемуся использовать методы проб и ошибок, позволит мыслить и формулировать выводы.
Главная цель в обучении детей с особыми образовательными потребностями является признание ценности каждого ребенка, вне зависимости от состояния его психического или физиологического здоровья. Совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей позволяет не только по-новому детям познать окружающий их мир, нои раскрыть духовно-нравственные ценности, сформировать коммуникационные навыки и укрепить межличностные взаимоотношения.
Таким образом, адаптация к условиям общеобразовательной школы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является лишь первой ступенью на пути становления его, как личности.
Список используемых источников и литературы:
- Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. «Педагогическое образование и наука»,2012.
- Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /отв. ред. Алехина С.В., Кутепова Е.Н. — М.: МГППУ, 2012.
- Староверова М.С. и др. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. – М.: Владос, 2011.