К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНЫХ СТРАТЕГИЯХ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВАХ ТОРГОВЫХ КОМПАНИЙ

20 февраля 6:14

В рыночных условиях особое значение приобретает проблема повышения конкурентоспособности торговых компаний. Если мы не будем учитывать особенности развития различных секторов национальной экономики, мы не сможем наилучшим образом решить проблему реализации конкурентоспособности коммерческих субъектов.  В последние годы в розничной торговле товарами народного потребления усилилась конкуренция из-за факторов развития внутренней торговли и выхода на российский рынок иностранных компаний.  В этом случае успех хозяйствующего субъекта напрямую зависит от реализации конкурентоспособности и применения конкурентных методов для обеспечения его стабильной рыночной позиции.

Многие ученые, такие как Р.Л. Акофф, И.  Ансофф, Г.  Минцберг, Б.  Альстранд Д.  Лампель, Дж.  Моклер рассматривает стратегию как набор правил, способов достижения целей, планов организации будущих целей (видение будущего, долгосрочные цели и планы), а также поведения и взаимодействия компаний в конкурентной среде.

А. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд считают, что стратегия компании — это комплексный план управления, который помогает укрепить позиции компании на рынке и обеспечивает скоординированные усилия по привлечению и удовлетворению клиентов, успешной конкуренции и достижению глобальных целей.  О.С. Виханский, А.И.  Наумов определяют стратегию как долгосрочный качественный компонент («качественное» развитие организации), включая области, средства и формы корпоративной деятельности, а также внутренние отношения внутри фирмы и положение организации во внешней среде.  Н. Н. Тренев описывает стратегию как качественную последовательность действий и состояний, используемых для достижения корпоративных целей [9]. 

Определение стратегической концепции, данное Л. В. Хараджяном, устанавливая долгосрочные цели, рассматривает динамику экзогенной среды как четкое (специфическое) направление организационного развития [10].

       Ю.А. Боловинцев раскрывает содержание стратегии на основе трех методов [2]:

— Во-первых, стратегия — это способ достижения целей;

— во-вторых, расставьте приоритеты стратегии как элемент целевого пространства;

— В-третьих, набор довольно полных и последовательных отдельных, но взаимосвязанных стратегических решений.

В то же время принятие стратегических решений — это решение, которое важно для функционирования бизнеса и имеет долгосрочные и неизбежные последствия.  Кроме того, решения об использовании существующего потенциала стратегически связаны со стратегией, стратегически связаны и связаны с развитием потенциала производственной базы и являются сверх стратегическими.

Определение, предложенное Г.Б. Клейнер.  Стратегия рассматривается как процесс разработки и реализации существующих или поиска перспективных ресурсов для достижения эффективного организационного развития.  Ценность этих определений заключается не только в том, что они рассматривают стратегию как метод или процесс разработки и реализации потенциальных и будущих ресурсов, но также в их акценте на зависимости эффективности развития от принятия стратегических решений.  Таким образом, стратегия — это непрерывный процесс, связанный с эффективным использованием существующих и потенциальных ресурсов, основанный на ряде независимых, но взаимосвязанных стратегических решений, с учетом динамики внешней среды.

Следует отметить, что преимущества Г.Б.  Клейнер имеет большое значение в этой области исследований. Он подробно изложил содержание корпоративной стратегии и представил ряд стратегических вариантов. [5]:

— стратегия товарного рынка (товарная и рыночная стратегия (маркетинговая стратегия, стратегия конкуренции на товарном рынке, ценовая стратегия));

— ресурсы и рыночные стратегии;

— техническая стратегия;

— стратегия интеграции;

— финансовые и инвестиционные стратегии;

— кадровая стратегия;

— стратегия формирования корпоративной культуры;

— стратегия формирования внутренней институциональной среды и управления взаимодействием с внешней институциональной средой;

— стратегии приобретения, создания, накопления и хранения знаний;

— стратегии управления имитационными процессами других компаний и их собственное поведение;

— стратегия управления деятельностью;

— стратегия управления;

— стратегия реструктуризации.

Необходимо отметить, что конкурентная стратегия компании является не только частью маркетинговой стратегии продукта, но также используется для реализации других стратегий. Поэтому Зонн Н.А., Кашпаров Д.В. определяют конкурентную стратегию, которая определяет такие области, как инвестиционные стратегии товарного рынка, ценностные предложения, активы и возможности, функциональные стратегии и планы [4].  Следует считать, что это определение в большей степени относится к общей стратегии компании, чем к конкурентной стратегии, поскольку включает в себя финансы и инвестиции, стратегию рынка ресурсов и стратегию управления.

        Г.П. Бутко, П.П.  Корсунов определяет конкурентную стратегию, позиционируя бизнес, что помогает максимально раскрыть его потенциал и является основным отличием от конкурентов [3].

С.М. Крымов понимает конкурентную стратегию как комбинацию методологии и принятия управленческих решений для развития науки, обеспечивая максимальное удовлетворение потенциальных потребителей, занимая лидирующие позиции на целевом рынке.  Все это было гарантировано благодаря формированию значительного конкурентного преимущества [6, 8].

Конкурентная стратегия — стратегия обеспечения долгосрочного конкурентного преимущества стратегического бизнес-подразделения.

Есть несколько эталонных стратегий. Во-первых, согласно типу стратегии М. Портера.

Майкл Портер указал на три основные базовые стратегии: 1) преимущество в стоимости, 2) дифференциация, 3) фокус. М. Портер предлагает тип конкурентной стратегии, основанной на размерах рынка и направлении, в котором применяются организационные усилия: минимизация затрат или производство уникальных продуктов, что позволяет устанавливать более высокие цены.

Сочетание этих предпочтений позволяет выделить четыре стратегии:

— стоимость руководства;

– дифференциации;

– фокусирования на издержках;

– фокусирования на дифференциации [1, 7].

Во-вторых, типология стратегий по А. Томпсону и А. Стрикленду. Позже А. Томпсон и А. Стрикленд разработали иную модель классификации стратегий конкуренции:

– стратегия лидерства по издержкам;

– стратегия широкой дифференциации;

– стратегия оптимальных издержек;

– сфокусированная стратегия или стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках.

В-третьих, Е. Уткин предложил стратегии стабильности, роста и сокращения:

— стабильная стратегия;

— стратегия роста;

— Уменьшить стратегию.

В-четвертых, тип общей стратегии относительно факторов, влияющих на ее развитие.  На его формирование влияют пять факторов:

— выражать волю руководителя;

— реализация команды;

— звуковое управление;

— установить конкурентное преимущество;

— связь с окружающей средой.

В-пятых, тип стратегии Тренева — основан на специфике организационного развития, включая следующие стратегии:

— слабая стратегия роста;

— стратегия выхода;

— сильная стратегия роста [9].

В-шестых, на основе типологии ресурсного подхода:

— обеспечить проникновение на рынок для компаний и успешно конкурировать на нескольких рынках;

— повысить значимость продукта;

— иметь свойства, которые недоступны для конкурентов.

В-седьмых, согласно типологическим рекомендациям В. Мащенко, стратегия классифицируется в соответствии с уровнем решения.

В-восьмых, М. Мескон, М.  Альберт Ф. и Хедоури рассматривают следующие стратегические варианты:

— ограниченный рост;

— высота;

— уменьшить;

— комбинация вышеперечисленных альтернатив.

В этом случае рассматривается только одна особенность деловой активности — объем производства (продажи).

В-девятых, Питер Ф. Друкер рассматривает следующие стратегии:

— «Я сломаю и нанесу огромный удар»;

— «Я атакую ​​быстро и неожиданно»;

— искать и захватывать «экономическую нишу»;

— изменения в экономических характеристиках товаров, рынков или отраслей.

В-десятых, согласно типу стратегии модели «товарного рынка» И. Ансоффа:

— уровень проникновения на рынок;

— развитие рынка;

— разработка продукта;

— диверсификация — разработка новых продуктов для обслуживания новых рынков.

По словам И. Ансоффа, диверсификация — это развитие компаний за счет новых продуктов и новых рынков.

Диверсификация является хорошим выбором, когда современные рынки быстро насыщаются, а жизненный цикл продукции измеряется за короткий промежуток времени.  Это может создать синергизм и помочь распределить риски за счет увеличения ассортимента продукции и рынка.

Следует также рассмотреть стратегии развития бизнеса по Ф. Котлеру.  Эти стратегии определяют, как они изменяются в размере:

— концентрированная стратегия роста: укрепление позиций на рынке, развитие рынка, разработка продукта;

— интегрированная стратегия роста: обратная вертикальная интеграция, прямая вертикальная интеграция;

— диверсифицированная стратегия роста: диверсификация центра, горизонтальная диверсификация, групповая диверсификация;

— снижение стратегии: очистка, снижение затрат.

В любом случае, решение проблемы повышения конкурентоспособности розничных компаний предполагает разработку мер по достижению и поддержанию конкурентного преимущества на рынке потребительских товаров.  В последние годы как в теории, так и на практике все больше внимания уделяется необходимости комплексного решения проблемы развития конкуренции и повышения конкурентоспособности предприятий торговли. Исследование конкуренции фокусируется на существующем опыте развития рынка и учитывает особенности многоформатных тематических торговых событий.  В связи с этим, необходимо разработать комплексный подход к определению конкурентоспособности розничных магазинов и различных торговых компаний, чтобы выбрать наиболее реалистичную и эффективную конкурентную стратегию.

 

Список литературы

1.Ахмадуллин Д.Ф., Дуняк Я.И., Кузяшев А.Н., Петров Н.А.    Конкуренция и конкурентоспособность как стержневые рыночные категории //  Научный электронный журнал «Меридиан».  2019. № 15 (33). С. 717-719.  https://elibrary.ru/item.asp?id=41579630      (дата обращения: 19.03.2020).  

2.Боловинцев Ю.А. Теоретико-методологические подходы к стратегическому планированию деятельности организации / Ю.А. Боловинцев // Российское предпринимательство. — 2018. — № 23 (245). — С. 74-80.

3.Бутко Г.П. Формирование системы управления конкурентоспособностью предприятия / Г.П. Бутко, П.П. Корсунов, П.А. Портников // Вестник Московского государственного университета леса.  Лесной вестник. — 2017. — № 3 — (102). — С. 65-69.

4.Зонин Н.А.  Система управления моделью повышения конкурентоспособности предприятия / Н.А. Зонин, Д.В.  Каспаров // Молодой ученый — 2017. № 7-1 (66).  — стр. 7-10.

5.Клейнер Г.Б. От теории предприятия к теории стратегического управления – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-teorii-predpriyatiya-k-teorii-strategicheskogo-upravleniya (дата обращения: 19.03.2020). :

6.Крымов С.М.  Современный подход к стратегическому планированию для промышленных и сервисных компаний / С. М. Климов, Ю.С.  Рогачева // Экономика и предпринимательство.  2018. № 12-3.  Pp.548-552.

7.Портер М. Конкуренция / М. Портер. — М .: Издат.  Дом Уильямса, 2009.- 564 с.

8.Решетников М.А., Кузяшев А.Н. Актуальность теории Адама Смита // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 15 (33). С. 783-785. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41579652  (дата обращения: 19.03.2020).

9.Тренев Н.Н.  Стратегический менеджмент / Н.Н. Тренев  — М .: «Приор Пресс». 2018.  329 с.

10.Хараджян Л.В.  Классификация факторов корпоративной конкурентоспособности // Мировой научный портфель.  — 2017. — Т. 19. — №3.   С. 45-47.